Внешнее проявление военных действий
Наиболее заметным проявлением листовочных войн является уничтожение и порча расклеенных листовок и плакатов противника. Собственно, именно эти действия обычно журналисты и именуют листовочными войнами.
Удивительное действо эта листовочная война- без объявления о начале военных действий, без правил, тупая и злая. И ведется с таким остервенением, будто от победы в этой войне зависит успех всей кампании. Хотя чаще всего от того, сколько ваших листовок расклеено и сколько чужих сорвано, ровным счетом ничего не зависит.
Появление первых наклеенных листовок одного кандидата воспринимается его конкурентами как открытая агрессия, как акт объявления войны. Тут же на улицы десантируются листовочные терминаторы враждебных штабов, которые либо начисто обдирают не успевшие просохнуть от клея листовки, либо делают на них непристойные или искажающие смысл листовки надписи. А нередко наклеивают свои листовки поверх чужих.
Можно не сомневаться, что ответный удар не заставит себя долго ждать. И что в ответ на этот удар последует новое «возмездие», и т.д., и т.п.
Жизнь наклеенной листовки коротка. В большинстве случаев она срывается конкурентами в этот же день. Чтобы продлить жизнь листовки воюющие стороны идут на разные хитрости: используют прочные клеи, осуществляют высокую расклейку со стремянок, организуют патрулирование в районах расклейки и т.д. Но все эти меры оказываются бессильны, когда избирательный штаб объявляет двойную, а то и тройную цену за сорванную листовку конкурента. За расклейку одной своей листовки платят рубль, а за принесенную вражескую – 2-3 рубля.
Вообще, покупка чужих листовок – явление довольно распространенное. Более того, это превращается в своеобразный бизнес. «Бизнесмены» зарабатывают не только на срыве листовок на улице. Часто они внедряются сразу в несколько конкурирующих избирательных штабов в качестве агитаторов или разносчиков листовок, и, получив листовки для почтового распространения в одном штабе, несут их продавать в другой, и наоборот.
Чтобы не допустить этого, в штабе должна работать служба СМЕРШ. И каждый участник избирательной кампании, прежде чем приступить к работе, должен заполнить анкету. Указанные в анкете адресные реквизиты должны быть сверены по паспорту. Некоторых «шпионов» это может напугать.
● Только что я сказал, что жизнь листовки чрезвычайно коротка. Тем не менее, практика выработала очень надежный и достаточно простой способ наклейки листовок на улице, позволяющий им висеть на своем месте месяцами, а то и годами. Если вы им воспользуетесь, вражеским листовочным терминаторам придется очень туго, уничтожая ваши листовки. Захотите повеселиться - понаблюдайте из-за угла, как они будут пыхтеть, потеть и ругаться, срывая их.
Рекомендуемый способ в самом деле очень прост. Для расклейки используется обычный безвредный мучной клейстер, который наши активисты сами варят в ведрах, разливая готовый клей по большим пластиковым бутылям. Важная деталь: помимо кисти для клея наклейщик должен иметь при себе немного тряпок и лист картона чуть большего размера, чем листовка. Технология наклейки такова: сначала клеем смазывается поверхность стены (столба, забора и пр.), затем оборотная сторона листовки. И то и другое смазывать надо сплошным тонким слоем клейстера. Листовку смазывают на картоне, так удобнее работать. Приклеив её к промазанной стенке, тряпкой разглаживают поверхность бумаги, выдавливая к краям лишний клей и воздушные пузырьки. После этого поверх всей наклеенной листовки опять же ровным слоем вновь наносится клейстер, при этом края листовки промазывают чуть сильнее, чем всю поверхность. Возникает эффект ламината, сорвать такую листовку, походя, невозможно. Если листовка провесит хотя бы час, если противник не успеет содрать её еще сырой, можете быть уверены: она будет красоваться на том же месте до следующих выборов.
В то же время приклеенные клейстером листовки легко снимаются, если вооружиться ведром теплой воды и тряпками. Обильно смоченную в теплой воде тряпку прикладывают на несколько секунд к листовке, и затем этой же тряпкой без особых усилий стирают листовку с поверхности стены.
Кстати, свойство «клейстерных» листовок мы иногда использовали для эффективной агитационной акции в последние дни избирательной кампании. «В ответ на недовольство жителей» тем, что агитационными материалами варварски заклеены все подъезды, дома, столбы, что это портит внешний вид города, можно провести и хорошо засветить акцию по очистке домов и улиц от своих листовок. Мол, мы это делаем. А другие кандидаты? ■
Недавно о весьма оригинальном способе противодействия срыву листовок и плакатов мне поведал слушатель одной из партшкол с Урала. Смотрели «Сталкера» Тарковского? В фильме актер Кайдановский, игравший Сталкера, использовал в качестве механического лоцмана приспособления из бинтов, привязанных к гайкам. Вот и мой коллега, отчаявшись от бесперспективной борьбы с административным ресурсом в виде дворников, моментально срывавших все несанкционированные властями листовки, придумал «гаечный» выход из положения. Он усовершенствовал приспособление Сталкера: к метровому бинту с одной стороны привязывалась гайка, а с другой - прикреплялась двойная листовка или плакат (два экземпляра склеивались тыльной стороной). Это бесхитростное приспособление забрасывалось на ветки деревьев и нахально развевалось у всех на виду. Поскольку кампания велась в канун Нового Года, народ воспринял болтающиеся на деревьях листовки и плакаты как елочные украшения и очень веселился, наблюдая за неловкими попытками «снегурочек» из жилкомхоза снять не нравившиеся начальству «новогодние игрушки».
Вот уж воистину: голь на выдумки хитра.
Объектом военных действий являются и почтовые ящики электората. Многие избирательные штабы формируют специальные подразделения, носящие безобидные названия типа «штаб поддержки кандидата», главной задачей которых является – как бы вы думали, что?
Не поверите: за-чист-ки! Наверняка вам на память сразу приходят зачистки федералов в Чечне и протесты слюнтявой западной общественности против этих спецопераций наших военных.
А вот против зачисток на электоральном поле никакая общественность не протестует – ни слюнтявая западная, ни тем более привыкшая ко всему наша закаленная. Может, потому, что «зачищаются» не дома, а лишь маленькая их часть – почтовые ящики, из которых изымается и уничтожается вся агитационная продукция конкурентов.
Между тем, речь идет о нарушении конституционного права российских граждан – права на тайну переписки. Права, которое в период проведения избирательных кампаний нарушается в массовом порядке. Приведу один характерный пример, подтверждающий этот тезис.
В газете «КоммерсантЪ-Сибирь» от 24 марта 2000 г. сообщалось о визите правоохранительных органов в «штаб поддержки» одного из кандидатов в мэры Новосибирска и.о. мэра Владимира Городецкого. Как пишет газета (цитирую – В.П.), в «штабных компьютерах были обнаружены сводки о том, какие улицы и микрорайоны города подверглись "зачистке" от листовок и газет конкурентов. Но если компьютерные распечатки к делу пришить трудно, то вещественные доказательства, найденные в штабе, а именно орудия "зачисток" (трехметровой длины скребки, позволяющие сдирать плакаты со стен домов и заборов, и изготовленные из электродов щипцы для вытаскивания листовок из почтовых ящиков) следователям вполне могут пригодиться в качестве улик».
По сведениям газеты до полутора тысяч бойцов армии Городецкого, вооружившись указанными орудиями, выходили ежедневно на улицы города для зачистки стен домов и почтовых ящиков горожан.
Если читатель думает, что после столь сенсационных разоблачений, г-на Городецкого привлекли к уголовной ответственности или хотя бы сняли с дистанции – он глубоко ошибается.
Не привлекают у нас за это к ответственности, не привлекают! Ну а раз так, то зачистку от листовок можно превратить в прибыльный бизнес, используя в качестве «гребков» дешевую, а то вовсе дармовую рабочую силу.
● В новостях сайта депутата Госдумы А.Салия «ПЛУТОВСТВО. РУ» читаем:
«23.11.2002. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В Московском районе Санкт-Петербурга миссию "санитаров городской природы" стали исполнять ребята из "Диалога юных" - "молодого" направления программы "Диалог". Борьба с предвыборными листовками и другой наглядной агитацией – главная задача новоявленных питерских «юннатов». К настоящему моменту "зачистки" проведены на Московском проспекте и улице Решетникова. На очереди еще несколько десятков адресов, причем в подавляющем большинстве случаев "Диалог" работает по конкретным обращениям граждан./«Невское время»/ Интересно, обращения каких именно «граждан» принимаются во внимание предвыборными «чистильщиками»?
Итак, любой менеджер, работающий с «пехотой» любого кандидата в питерский ЗакС, может теперь с помощью «своеобразной формы самоорганизации населения» значительно облегчить проведение «контрпропаганды», т.е., уничтожение агитационных материалов своих конкурентов. Надо просто позвонить в "Диалог юных" и ребята сами все сделают - «зачистят» указанную территорию. А может быть, и не позволят ее занять соперникам?» …■