Внедрение компьютерных систем бронирования в сфере гостиничного бизнеса.
Как известно, туристский продукт представляет собой комплекс различных услуг путешественнику, и туристская фирма является лишь одним из звеньев большой цепочки партнеров по организации тура. Скорость информации, оперативная связь приобретает между ними первостепенное значение, поэтому информационным технологиям и компьютерным системам бронирования в туризме отводится огромная роль.
Системы бронирования авиабилетов стали появляться за рубежом в конце 50-х годов. В начале 90-х началось крупномасштабное внедрение электронных технологий в гостиничное хозяйство, чуть позднее - в деятельность туристских фирм. В последние годы компьютерные системы бронирования в связи с ростом масштабов применения получили новое название - Глобальные системы резервирования.
Существует такие основные пути бронирования.
1. Интернет - приблизительно 30 % продаж. Бронирование через Интернет зависит от компании - провайдера, его цен и условий. Схема бронирования идентична продаже гостиничных услуг.
2. GDS (Global Distribution System) около 40-60 %. Появление компьютерных программ началось в 60-х гг. в Европе, в связи с растущим потоком клиентов. GDS возникла при создании альянсов авиакомпаний. Она предназначалась для профессиональных туристских компаний и требовала обучения персонала (от 5 дней). Включает три основных системы:
- Amadeus/System One равен 175 сегментов в месяц (сегмент-услуга);
- Galileo/Apollo = 60 сег/мес;
- World/Span/Abacus = 400 сег/мес, средний объем продаж = 30000 сег/мес.[5]
Только с их помощью ежегодно продается не менее 30 млн авиабилетов и гостиничных мест.
В США терминалами бронирования пользуются 96% всех туристских агентств. В Казахстане в настоящее время существуют следующие системы бронирования авиабилетов: "Габриэль", "Гетс" и отечественная "Сирена-2". Технический уровень зарубежных систем бронирования значительно выше, они более мобильны, многофункциональны, надежны, просты в управлении, интегрированы в глобальные сети Интернет. Рассмотрим функциональные возможности некоторых зарубежных систем бронирования.
Amadeus - это многофункциональная система бронирования, в которую входят:
- более 38000 туристских компаний посредством 108000 терминалов;
- 430 авиакомпаний с 60000 терминалов;
- 35000 отелей и других средств размещения;
- 55 фирм по аренде автомобилей.
Причины лидерства "Амадеус" в Казахстане объясняются более ранним приходом на казахстанский рынок (1993 г.), достаточно сильным маркетинговым продвижением на рынке, разработкой адаптированных программ для казахстанских турагентов.
В настоящее время около 650 казахстанских туркомпаний входят в систему "Амадеус" через дистрибьюторов Германии, Финляндии, Швеции и других стран. Через данную систему можно обратиться с запросом к сотням авиакомпаний, десяткам тысяч гостиниц (с немедленным подтверждением) и всем основным фирмам проката автомобилей по всему миру. "Амадеус" предлагает самый надежный спектр услуг сферы туризма, предоставляет полный инструментарий управления, доступный из любого места.
Galileo - одна из ведущих компьютерных систем бронирования в мире. В Восточной Европе всего 120 агентств. В 1993 г. к данной системе присоединилась американская система бронирования "Апполо", а в 1996 слилась с "Гетс", что автоматически добавило множество новых клиентов, что позитивно сказалось на следующих параметрах деятельности:
- обслуживаемые страны - 57;
- агентства, использующие Галилео - 32326;
- количество терминалов в мире - 119400;
- бронируемые гостиничные цепи - 193;
- бронируемые гостиницы - 29500;
- бронируемые авиакомпании - 500.[6]
Это одна из самых передовых систем в техническом отношении. Одна из первых предоставила агентствам Windows-версию системы резервации. В Казахстане с 1993 г., но имеет слабую рекламу. Работает в основном с субъектами СНГ и с российскими авиаперевозчиками.
Sabre распространена более чем в 70 странах и имеет около 30 тыс. пользователей. Отличительная черта - предлагает своим клиентам прямые продажи. Суть - открытие доступа к системе для всех желающих. Любой турист или бизнесмен может самостоятельно забронировать авиабилеты или гостиничный номер со своего домашнего или рабочего персонального компьютера.
Трудности продвижения GDS на казахстанском рынке услуг зависят:
- от сложности подключения и использования;
- высоких накладных расходов: обязательная закупка компьютерного оборудования у определенного поставщика, арендная плата за работу в системе, высокие комиссионные за низкий объём продаж, необходимость обновления компьютерного обеспечения;
- низкого охвата казахстанского рынка;
- ограниченной связи между разрознёнными административными центрами;
- нет четкого взаимодействия между инвенторными системами и GDS;
- инвенторные системы не имеют возможности выхода в мировое пространство.
Несмотря на сложности внедрения компьютерных технологий в туристский и гостиничный бизнес Казахстана, этот процесс развивается, и в настоящее время можно говорить о его необратимости[7].