Очистка, инертизация и дегазация танков и грузовой системы
3.1. Очистка, инертизация и дегазация атмосферы танков и грузовой системы должны производиться в соответствии с настоящими Правилами
(Приложение 3) и инструкцией завода-строителя, если иное не предусмотрено инструкцией грузоотправителя, с соблюдением правил, действующих в порту, в котором они производятся.
3.2. При очередном доковании, а также после каждой дегазации грузовые танки должны быть осмотрены и очищены от воды, масла, грязи и ржавчины, из них должны быть удалены все посторонние предметы, проверено крепление внутренних узлов и деталей, о чем должен быть составлен судовой акт.
3.3. Очистка танков и грузовой системы от остатков выгруженного остаточного или инертного газа должна производиться с целью замены их азотом или парами сжиженного газа в том случае, если находящийся в танке остаточный или инертный газ несовместим по своим химическим свойствам со сжиженным газом, подлежащим погрузке (Приложение 4), или если он снижает его товарное качество.
Степень очистки должна соответствовать требованиям фрахтователя или грузоотправителя, а также требованиям, приведенным в Приложении 3.
3.4. Инертизация атмосферы танков и грузовой системы производится перед погрузкой или дегазацией. Содержание кислорода после инертизации атмосферы при погрузке сжиженных газов должно быть:
а) при погрузке нефтяных газов (пропан, бутан, пропилен и т. д.) и аммиака ниже 5% об.;
б) при погрузке сжиженных газов, вступающих в химическую реакцию с кислородом (бутадиен), образующих перекиси или ингибированных, не более 0,2% об.;
в) при погрузке винилхлорида не более 0,1% об.
3.5. Дегазация танков производится воздухом с целью удаления из них инертного газа или смеси инертного газа и остатков паров груза для подготовки их к осмотру или ремонту.
После дегазации танков концентрация вредных веществ в находящемся в них воздухе не должна превышать величин, установленных санитарными или взрыво-пожаробезопасными нормами.
3.6. С целью дегазации танков после перевозки сжиженного газа запрещается подавать воздух в танки, в которых концентрация паров груза после продувки их инертным газом превышает 50% от максимальной концентрации, ниже которой не происходит образование воспламеняющихся смесей
(0,5 НПВС, Приложение 2).
П р и м е ч а н и е. В случае перевозки сжиженных газов, на которые нет диаграммы взрываемости для определения НПВС, концентрация паров груза, оставшихся в танке после инертизации, не должна превышать 0,5 НПВ.
3.7. Очистка и инертизация танков и грузовой системы производятся продувкой танков и системы инертным или замещающим газом или вакуумированием танков и системы с последующим заполнением их инертным или замещающим газом.
При использовании метода продувки танков инертный или замещающий газ, имеющий плотность большую, чем плотность остаточного газа, должен подаваться в нижнюю часть танка, а, при меньшей плотности – в верхнюю. При этом вытесняемые пары должны отводиться соответственно из верхней или нижней части танка.
Остаточное давление при вакуумировании танка не должно быть ниже предела, установленного для данной конструкции танков.
Перед очисткой или инертизацией атмосферы танков из них предварительно должна быть полностью удалена жидкая фаза остаточного газа.
3.8. В случае если во время очистки танки газовоза заполнены инертным газом, его необходимо удалять из танков, трубопроводов и аппаратов методом вытеснения парами загружаемого газа.
Вытесняемый из танков газ должен подаваться на берег для сброса или сжигания в факеле или выпускаться через продувочную мачту в атмосферу при благоприятных направлениях ветра и одновременном контроле загазованности палуб и помещений переносными и стационарными газоанализаторами. Выпуск газа в атмосферу может производиться только по согласованию с портовыми властями. Трубопроводы и технологическое оборудование судна продуваются и заполняются парами перевозимого газа по частям.
3.9. Инертный газ, применяемый для инертизации танков и системы, должен быть пригодным для применения по назначению независимо от способа его получения, в частности он должен:
а) быть химически совместимым с грузом и материалами конструкций во всех диапазонах рабочих температур и давлений, на которые рассчитана данная грузовая система;
б) иметь достаточно низкую температуру точки росы для предотвращения конденсации, замораживания, коррозии, повреждения изоляции и т. п. при минимальной рабочей температуре;
в) иметь достаточно низкую концентрацию кислорода – обычно ниже 5% об., но не более чем 0,2%, если груз вступает в реакцию с кислородом и образует перекиси;
г) иметь объемный коэффициент удельной электрической проводимости не более 104 Ом*м с целью предотвращения образования статического электричества.
3.10. С целью удаления паров аммиака и инертизации атмосферы танков и грузовой системы не допускается использование инертного газа, содержащего углекислый газ и более 3% об. кислорода.
3.11. Для предотвращения попадания паров груза в генератор инертного газа до начала процесса инертизации атмосферы танков давление в них должно быть ниже, чем в генераторе инертного газа.
3.12. После производства инертизации танков установка для получения инертного газа должна быть разобщена с грузовой системой путем демонтажа секций съемного трубопровода, а присоединительные фланцы – надежно заглушены.
3.13. Концентрация паров груза в танке или остаточного газа после операций инертизации, дегазации или продувки погружаемым газом определяется переносными газоанализаторами.
Грузовые операции
Общие положения.
4.1.1. Грузовые операции должны начинаться по распоряжению капитана или замещающего его лица. Погрузка может быть начата только после того, как береговая база сообщит о готовности и кондиционности всего количества груза, заявленного судном. При выполнении грузовых операций необходимо соблюдать требования п.п. 6.3.1 – 6.3.7 настоящих Правил.
4.1.2. Грузовые операции должны осуществляться под постоянным наблюдением помощника капитана, отвечающего за их проведение, или лица, замещающего его. При этом ответственному за грузовые операции рефрижераторному механику запрещается покидать грузовую зону в течение всего времени выполнения грузовых операций.
4.1.3. Погрузка должна производиться береговыми технологическими средствами.
4.1.4. Во время грузовых операций представителями грузоотправителя должен производиться отбор проб груза (см. п. 4.4) по графику, согласованному с капитаном и береговой базой хранения сжиженного газа.
4.1.5. Максимальный объем, до которого грузовой танк может быть заполнен жидкой фазой, определяется по формуле:
Vmax=0.98*Vt*ρp/ ρн(4.1)
гдеVt – объем танка, м3;
ρp – плотность груза при расчетной температуре, кг/м3,
ρн – плотность груза при температуре и давлении погрузки, кг/м3. За расчетную температуру принимается: для газовозов, предназначенных для транспортировки груза без охлаждения,– температура, соответствующая давлению паров груза, на которое установлены предохранительные клапаны, а с охлаждением температура груза по окончании погрузки, во время транспортировки или при выгрузке берется максимальное значение.
4.1.6. Технологическая схема грузовых операций должна выбираться с учетом параметров груза, наличия у береговой базы трубопровода для возврата паров груза, а также противодавления береговой грузовой магистр али.
4.1.7. Погрузку/выгрузку необходимо начинать с минимальной интенсивностью, рекомендуемой инструкцией завода – строителя судна, обеспечивающей: равномерное охлаждение грузовой системы и танков; предотвращение гидравлических ударов; осуществление контроля за правильностью поступления груза и отсутствием утечек; предотвращение образования статического электричества.
4.1.8. Температура, давление, уровень и плотность груза, находящегося в танках и грузовой системе, во время грузовых операций и после окончания их должны быть в пределах, обусловленных паспортными данными судна.
4.1.9. Во время грузовых операций и приема балласта судно всегда должно иметь достаточную остойчивость и нормальный дифферент, обеспечивающие, в случае необходимости, немедленный выход в море. 4.1.10. После грузовых операций грузовая система должна быть немедленно освобождена от остатков жидкой фазы груза.
4.1.11. До разъединения присоединительных фланцев из участка трубопровода между береговыми и судовыми запорными клапанами должны быть удалены остатки жидкости. Отшланговка не должна производиться до тех пор, пока не будет установлено, что в рассоединяемых магистралях нет жидкости и они не находятся под давлением.