Требования к форме и содержанию характеристики

ЦИКЛ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ

«МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целями данного цикла практических работ являются: - В процессе выполнения данного цикла работ формирование у студентов умений и навыков решения типовых задач менеджмента по разработке программ мероприятий по совершенствованию предпринимательской деятельности предприятий.

Общие положения

Цикл практических работ по курсу «Менеджмент предпринимательской деятельности» посвящен общей теме: - «Решение комплекса задач менеджмента по совершенствованию предпринимательской деятельности предприятий».

В современных условиях, характеризующихся высокой динамичностью изменений среды, в которой функционирует бизнес-предприятие, – достижение устойчивой экономической эффективности предпринимательской деятельности (прежде всего, - достаточной прибыльности) и стабильной конкурентоспособности предполагает наличие у предпринимательского предприятия (ПП) способности к постоянному совершенствованию методов и средств осуществления предпринимательской деятельности.

В процессе выполнения данного цикла работ студенты формируют умения и навыки решать типовые задачи менеджмента по разработке программ мероприятий по совершенствованию предпринимательской деятельности предприятий. Методы решения данного цикла задач менеджмента основываются на базовых методиках, изучавшихся на первом этапе профильного обучения, в рамках дисциплины – «Основы менеджмента», а также на применении современных эффективных инструментов совершенствования предпринимательской деятельности предприятий – методологии процессного подхода.

Необходимость построения данного, второго этапа в общем цикле практических работ, выполняемых в рамках интегрированного цикла дисциплин «Основы менеджмента – Менеджмент предпринимательской деятельности – Менеджмент организаций» на базе методологии процессного подхода диктуется, с одной стороны необходимостью учитывать особенности и различные организационные формы менеджмента на различных стадиях существования ПП, а именно на стадиях: - «Развертывание – Операционная деятельность (Текущее функционирование) - Совершенствование предпринимательской деятельности – Развитие предпринимательской деятельности», а с другой - необходимостью систематической адаптации ПП к динамичным изменениям внешней среды.

Эффективный менеджмент предусматривает, наряду с управлением текущей операционной деятельностью, - систематическое управление изменениями / перестройкой бизнеса в целях его совершенствования.

Организационные изменения, направленные на совершенствование существующей предпринимательской деятельности (т.е. деятельности в рамках развернутого и функционирующего бизнес-проекта), могут преследовать следующие основные цели: - повышение прибыльности, стабильности, экономической эффективности, качества (труда/продукции/услуг), конкурентоспособности и др. Могут также преследоваться и более частные цели: - обеспечение лояльности потребителей, увеличение доли рынка, повышение производительности, совершенствование взаимодействия с поставщиками, повышение эффективности персонала и т.п.

Целями комплексной (радикальной) реорганизация ПП могут являться:

– смена поколений технологии / продукции / услуг (техническое перевооружение, переход на новую технологию/продукцию/вид деятельности);

– кардинальное повышение уровня / качества основной деятельности;

– существенное увеличение объемов/масштаба существующей деятельности;

– расширение и диверсификация деятельности, в т.ч. с введением новых бизнес-единиц (центров прибыли);

– решение комплекса задач менеджмента по постановке (поэтапной разработке и введению) более эффективных систем организации деятельности и управления деятельностью и др.

Типовое содержание Программы мероприятий по совершенствованию предпринимательской деятельности предприятия

Содержание Программы отображает ее структуру и смысловое наполнение каждого структурного блока (раздела, подраздела). Типовая структура рекомендуемых разделов и подразделов Программы приведена ниже в виде изложения ее типового содержания.

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика и анализ деятельности предприятия………..………………..  
  1.1 Общая характеристика предприятия………..……………………………………...  
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия…………  
  1.2.1 Анализ динамики изменения основных показателей деятельности…………  
  1.2.2 Анализ доходов предприятия………..……………….………..……  
  1.2.3 Анализ расходов предприятия ………..……………….…  
  1.2.4 Анализ прибыли предприятия ………..……………….…  
  1.2.5 Анализ рентабельности предприятия ………..……………….……  
1.3 Сравнительный анализ основных (сопоставимых) показателей деятельности предприятия ………..……………….………..………………………………  
1.4 Характеристика внешней и внутренней среды предприятия. SWOT-анализ  
  Функционально-структурный анализ деятельности предприятия  
  Целевой анализ деятельности предприятия  
Концепция целевой Программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД)  
  4.1 Назначение и целевая направленность программы мероприятий (ПМ) по СПД предприятия  
  4.2 Цели и задачи ПМ  
  Разработка и детализация плана-графика мероприятий по СПД предприятия  
  Разработка сметы расходов и графика финансирования для ПМ  
  Механизм реализации ЦП ПЭД  
  Расчет экономической эффективности реализации ПМ  
Список использованных источников  
Приложение А Баланс предприятия  
Приложение Б Отчет о финансовых результатах  
Приложение В Результаты построения прогноза значений экономических показателей деятельности предприятия в системе Gretl 1.7.1  

ПЗ 1 «ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПРЕДПРИЯТИЯ»

Цель выполнения ПР-1 «Характеристика бизнес-предприятия». Практическая работа ставит своими целями формирование у студентов исходных умений:

- генерации бизнес-идей о развертывании целесообразной предпринимательской деятельности, ориентированной на реальные условия регионального рынка;

- подготовки основных сведений (качественных характеристик) и параметров (количественных характеристик) бизнес-предприятия, ​ принимаемого за основу для выполнения на его примере цикла практических работ по решению основных типовых задач менеджмента.

Общие положения

При подготовке характеристики бизнес-предприятия необходимо отразить следующие блоки информации:

1.- полное наименование предприятия

2.- форма собственности предприятия

3.- характеристика видов деятельности и продукции/услуг

4.- характеристика материально-технической базы

5. - характеристика кадрового обеспечения предприятия

6. - объемные характеристики и положение на рынке.

Требования к форме и содержанию характеристики

Полное наименование предприятия - необходимо отразить организационно-правовую форму (ЗАО, ОАО, ЧП, ООО) и само название предприятия, расшифровывая все необходимые сокращения.

Форма собственности предприятия. Согласно ст. 2 Закона Украины "О собственности" собственность в Украине выступает в таких формах: частная, коллективная, государственная. Необходимо определить форму собственности предприятия, принимаемого за основу для выполнения на его примере цикла практических работ.

Характеристика видов деятельности и продукции/услуг. Необходимо привести (описать) основные сведения и особенности (в том числе технологического характера) о планируемой деятельности, а также охарактеризовать виды выпускаемой продукции и/или оказываемых услуг.

Характеристика материально-технической базы .

Описывая материально-техническую базу, необходимо кратко рассмотреть мощности и обеспечивающую инфраструктуру. Под мощностями следует понимать площади помещений, их структуру (состав и назначение), ориентировочные размеры, расположение, а также основное оборудование. Обеспечивающая инфраструктура предприятия - это вспомогательные, обслуживающие и обеспечивающие основную деятельность предприятия - ресурсы, оборудование, подразделения (инструментальные, ремонтные, транспортные, энергетические, складские, службы материально-технического снабжения и сбыта продукции) и другие необходимые условия.

Характеристика кадрового обеспечения предприятия должна включать (в виде краткого описания):

- оценки ориентировочного количества занятых/работающих на

предприятии (возможно в динамике);

- оценки структуры и квалификации работников;

- подходы к системе оплаты труда на предприятии.

Объемные характеристики и положение на рынке – указываются ориентировочные данные, отражающие масштаб деятельности (объемы реализации/выпуска продукции/услуг в суммах или физических единицах, возможно в динамике), и при возможности такой оценки – планируемая примерная доля рынка.

При этом приводятся параметры (показатели) и соответствующие описания, отражающие:

- масштабы бизнес деятельности во времени (обычно выражаются суммами или физическими единицами ориентировочных объемов реализации продукции/услуг: - выручка, доход и т.п.). Может отражаться - среднесуточным, среднемесячным, годовым объемом. (Динамика показателей по периодам может указываться в качестве целей предприятия при выполнении ПР-2);

- предполагаемую долю данного сегмента рынка или желаемое положение на рынке (преодолеть барьер вхождения; занять устойчивые позиции, одно из ведущих мест, лидирующее положение и т.п.).

- ориентировочную оценку основных конкурентов, их слабые и сильные стороны; планируемое положение предприятия по сравнению с другими.

Наши рекомендации