Типы и методы организации производства, их характеристики
По уровню специализации выпуска пр-ци и повторяемости выпускаемой пр-ции пром пр-во подразделяется на типы. Основным пок-лем характеризующий тип пр-ва служит коэф-т закрепления операций.
К = число видов техноло опер/число раб мест
Он показывает сколько в среднем технолог операций выполняется одним раб местом Массовое пр-во – характеризуется специализацией на выпуске небольшой но усойчивой номенклатурой изделия в больших количествах К=1 Серийное пр-во –хар-ся выпуском опред кол-ва пр-ции конструктивно одинаковой пр-ции, выпуск которой повторяется через заданные промежутки времени.Это пр-во подразделяется на 3 уровня: мелкосерийное 21≤ К≤40; среднесерийное 11≤ К ≤20; крупносерийное 1< К ≤10.
Единичное (инд) пр-во –хар-ся выпуском изделия широкой номенклатуры в ограниченном кол-ве повторим через неопред промежутки времени К≥41
В зависимости от типа пр-ва используются различные методы пр-ва, которые пред-ют собой сов-сть способов и правли рационального сочетания основных элементов пр. процесса во времени и в пространстве:1) непоточный методимеет следующие признаки:
А) на раб/ местах обрабатываются разные по конструкции и технологии изготовления детали;Б) оборудование размещается по технолог однотипным группам;В) детали в процессе обработки имеют сложные маршруты перемещения..
2)поточный методоснован на тимичной повторяемости согласованных во времени и в пространстве основных и вспомогательных операций выполняемых на специализированных раб/местах расположенных по ходу технолог процесса. Признаки:А) на раб местах 1 или ограниченное кол-во опреаций;Б) оборудование размещается по ходу технолог процесса;В) Детали между операциями передаются поштучно или ебольшими партиями в соответствии с заданным ритмом;Г)производ. Операции имеют высокий уровень механизации и автоматизации
3) Ячеечная схемаявляется наиболее современным методом организации пр-ва и требует высокого Ур-ня техн развития пр-ва. Особенностью данного метода явл-ся размещение оборудования и обслуживающих его работников в ограниченном пространстве и каждая ячейка производит технологически законченное изделие, что позволяет повысить ответственность такой ячейки за выполнение крупной операции или отд узла (аппарата)т следующие признаки:ичные методы пр-ва, которые пред-ют собой сов-сть способов и правли рационального с
Научные принципы орг-ции пр-ва
Использ-ие научн прин-ов в орг-ции ПП имеет целью его рационализация, поэтому такие принципы многим спец-ми опред-ся как при-пы рац-ой орг-ции пр-ва. 1. пропорциональности – обеспеч равную пропускную способность всех элементов ПП. Данный принцип хар-ся коэф-том пропор-сти – отношение мin пропускн способ-ти к мах (д-б = 1). Сущ-ет неск способов повышения пропорц-ти ПП: пересмотр конструкции изд-ия с целью ее оптимизации по трудоемкости дополнения отдел операций, изм-ие режимов обработки и пересмотр технолог пр-са, разраб-ка и реал-цияорганиз-х мероприятий по произ-ой перепланировке. 2. непрерывности – предпол-ет протекание ПП с наим непроизв затратами раб времени. Коэф-т = время рабочего/время всего цикла (нор-в=1) 3. параллельности – хар-ся степенью совмещения операций. Коэф-т = время цикла параллельное/время цикла послд-ое =1/2 4. прямоточности – хар-ет оптимальность пути прохож-ия предмета труда. К-т= длина оптимальная/длина фактическая. 5. ритмичности хар-ет раномерность выполнения операций во времени. К-т= факт объем прод-ции в пределах плана/плановый объем = не больше 1 6. гибкости – хар-ет способность произ-й сис-мы к быстрым измененим и перестраиваниям
Планирование производственной деятельности прдприятия.
Планирование – это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации когда предполагается, что желаемое состояние в будущем ненаступит, если не принять спец мер и что приняв соотвествствующие меры можно увеличить вероятностиь благоприятного исхода.
Задачи ПП:обеспечение целеноправленного развития организации в целом и всех её структурных подразделений; перспективная ореинтация на ранее распознование проблем на стадии пр-ва; координация производ деятельности всех структур подразделений и работников организации; создание объективной для эффективного контроля; стимулирование труд активности сотрудников.
Выделяют : а) по периоду планирования: 1) долгосрочное (до 5 лет – планирование продукт стратегии); 2) среднесрочное (от 1-1,5 лет – формирование производ программы); 3) краткосрочное (до 1 года – календарное распределение работ); б) по уровню планирования:1) организация в целом; 2)подразделения; 3) отд проект или заказ;4) раб место. В) по содержанию планирования:продуктово-тематическое; ресурсное; календарное
Основу формирования ППявляется портфель заказов продукции и услуги, перед формир-ем провод-ся анализ имеющего заказа, вкл в себя: оценку получен предложения; определение возможного успеха; анализ состояния рынка; разработка целей и стратегий работы на рынке
В рез-те формир-ся портфель зак-в, кот становится основой пр-ого плана. Деле формир-ся произ-я прграмма.Схема планирования произв-ой программы:
1 формирование ассортиментного перечня изделия, т.е. номенклатуры (виды прод-ции, её модификация, дизайн и оформление); 2 определение объемов пр-ва изделия (в натур, стоимостных или труд показателях)
Vпр-ва=Vреал – Остаток (н) + Остаток (к) + Vвнутр потр-е –Vзакупки по кооперации
3 проверка пропускной способности п/п проводится по средствам сравнения предворительной программы с производ мощностью п/п, по п/п в целом и по каждой номенклатурной позиции. 4 Результатом проверки пропускной способности явл-ся организаия работ одновременно по двум направлениям: выравнивание мощностей произ-ва по средства варьирования запасами ГП; приспособление к спросу – предполагает принятие различных орг решений, среди которых могут быть сверхурочная работа, составление гибких графиков. 5. оптимизация производственной программы. ПП считается оптимизированной если она обеспечена спросом, соответсвтв структуре ресурсов п/п и позволяющая получить наилучшие производственные результаты в качестве критериев оптимальности выступает мах-ия прибыли, объема производства, уровня использ-я мощности, мин-ция с/с.
Выделяют также оперативное планирование пр-ва– это разработка производственных заданий отд производ единицам (цех или участок) по изготавлению прод-ции на относительно короткие промежутки времени (месяц, декада, неделя, сутки, час), для осуществления принятой производственной программы.
Задачи ОПП: 1 обеспечение ритмичности выполнения произв программы; 2) минимизация сроков выполнения заказов; 3)минимизация длительности производственного цикла; 4) мин уровня запасов; 5) эффект использование производ оборудования.
Оперативное планирование пр-ва выражается в календарном планировании хода пр-ва наиболее популярном совр методом такого план-я явл-ся сетевое план-е, кот позволяет распределить работы во времени и пространстве.
Произ-ая мощность п-п
ПМ п-п опр-ет его способность к выпуску опред объема про-ции/услуг. ПМ – мах возможный выпуск про-ции за опред период времени в задан номенклатуре и кол-ых состояниях при полном использ-ии обор-ия и площадей.
Причинами по кот решение отно-но ПМ яв0ся самым значимым в пр-ом мен-те выступают: - потенц-ое воздейтсвие на спос-ть ог-ции удовле-ть будущ спрос;- важность соот-ия м-д мощ-стью и произ-ми рас-ми;-высок уровень первонач затрат; - необ-сть долгоср-го распред-ия рес-в, поскольку приняв решение по ПМ его впоследствии будет трудно или невоз-но изменить без привлеч-я круп доп инвестиций.
При план-и ПМ п-п осн вопросами яв-ся : какая мощ-ть требуется – тип, сколько – объем, когда – срок
Величина ПМ не яв-ся постоянной. Она подвергается измен-ию под воздействием НТП, конъюнктуры рынка, орг-ции пр-ва и т.д.
Осн факторами опред ПМ яв-ся: номенклатура продукции, трудоемкость изготовления пр-ции, кол-во установленного оборуд-ия каждого вида, эф-ый фонд времени работы оборудования.
В условиях однономенкл-го пр-ва с учетом обознач факторов расчет ПМ осущ-ся М= FS/t F- эф-ый фонд раб вр, S- кол-во ед оборуд-ия, t- трудоемкость изготов-ия изд-ия
В условиях большой номенклатуры выпуск изд-ий п-п встает перед выбором ед изм-ния ПМ. В целом мощ-ть может опред-ся входными или выходными парам-ми. Данный выбор во многом зависит от ситуации и субъективности решения пр-го менеджмента. Часто практич изм-ние мощ-ти встречает наиб трудности. При выборе след-ет определить такие ед-цы изм-ния кот в дальнейшем не потребуют перерасчета.
При план-ии ПМ учит-ся/использ-ся след показ-ли:
1. проектная можность – мах возможный выпуск прод-ции в идеал усло-ях
2. эф-ая ощ-ть – мах возм-ый объем выпуска в реально созданных усл-ях
3. реальная мощ-ть – фактически выпущенный объем прод-ции.
При план-нии произ-х мощностей осн ее направ-ем яв-ся оптимизация, кот осущ-ся по 2 напр-ям: эф-сть – рас-ся как отнош-е реального выпуска к эф-ой мощ-ти; закрузка обор-ия – отн-ие реал выпуска к проектной мощ-ти. Если разница м-д ПМ и ЭМ большая то для аализа исп-ют ЗО, если маленькая ЭО