Обязательства руководства
Высшее руководство разрабатывает политику в области качества в соответствии с направлением деятельности организации, проводит анализ выполнения требований к качеству в целом.
Высшее руководство обеспечивает необходимыми ресурсами организацию.
Высшее руководство доводит до сведения персонала:
- направление деятельности организации;
- важность выполнения требований потребителей;
- важность выполнения требований, установленных законодательством и нормативными документами.
Ориентация на потребителя.
Руководство организации организует маркетинговую деятельность. Ответственность за качество маркетинга несет начальник отдела сбыта и маркетинга (ОС и М).
ОС и М проводит мониторинг удовлетворенности потребителей.
Руководство стремится исключить претензии потребителей.
Политика организации в области качества.
Политика в области качества определяется генеральным директором на основе стратегического развития организации и перспективных требований потребителей.
Положения политики доводятся до всех сотрудников, до уровня понимания ими своего участия в ее реализации, что проверяется при аттестации персонала.
Критерием реализации политики в области качества является снижение претензий от потребителей.
Выполнение политики проверяется при проведении внешних и внутренних проверок, анализа эффективности СМК.
Организацию реализации политики, анализ и контроль осуществляет директор по качеству.
Планирование качества.
Планирование качества осуществляется в виде программных и плановых документов.
К этим документам относятся:
а) план обеспечения качества (ПЛОК);
б) программы по обеспечению надежности продукции;
в) программа совершенства менеджмента качества;
г) комплексный план освоения новых изделий;
д) план технического обслуживания и ремонта оборудования, средств измерений.
Ответственность, полномочия и обмен информацией.
Ответственность, полномочия и взаимодействие должностных лиц и подразделений определяются специально разрабатываемой матрицей ответственности.
Таблица 5.1
№ | Элементы СМК | Генеральный директор | Директор по качеству | Главный технолог | Главный конструктор | Главный метролог | Цеха |
СМК | И | П | У | У | У | И | |
6.2 | Человеческие ресурсы | П | У | У | У | У | У |
7.1 | Планирование ЖЦП | И | У | У | У | О | О |
7.3 | Проектирование и разработка | И | У | У | О | - | - |
П – принимает решение, несет ответственность за конечные результаты;
О – организует выполнение, обобщает результаты;
У – участвует в принятии и выполнений решений;
И – получает информацию о принятом решении.
Для обеспечения разработки, внедрения, поддержание в рабочем состоянии СМК назначается директор по качеству.
Процесс обмена информацией определяет руководство организации.
Анализ со стороны руководства.
Анализ СМК осуществляется с целью удостоверения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Результаты анализа документируются.
Периодичность анализа – 1 раз в год.
Входные данные для анализа:
а) результаты внутренних проверок;
б) сведения о качестве продукции;
в) статистические сведения об отказах;
г) результаты периодических испытаний;
д) результаты контроля технологической дисциплины;
е) результаты контроля соблюдения стандартов;
ж) анализ затрат на качество;
з) сведения о работе поставщиков и др.
Раздел 6: Менеджмент ресурсов.
Обеспечение ресурсами.
Для нормального функционирования СМК организация должна иметь определенные ресурсы.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9004: 2000 ресурсами являются:
- человеческие ресурсы;
- инфраструктура;
- производственная среда;
- информация;
- поставщики;
- конструкция, технология, нормативная документация;
- оборудование, средства измерения;
- природные и финансовые ресурсы и др.
Человеческие ресурсы.
Самый главный ресурс, которым управляет руководство организации – человеческий.
Основными требованиями к персоналу является:
- компетентность;
- осведомленность;
- подготовка.
Компетентность определяется, как выраженная способность применять знания и умения. Различают два типа компетентности: «мягкую» (со всеми находит общий язык, действует как учитель, наставник) и «жесткую» (способность планировать, управлять, контролировать).
Подготовка кадров. Подготовка кадров охватывает все уровни персонала и проводится по ежегодному плану профессионального, экономического обучения и обучение по качеству.
В СМК предусматривается аттестация персонала, что отражается в специальных СТО, в которых определены какие специалисты, подлежат аттестации. Создаются аттестационные комиссии.
Инфраструктура.
Инфраструктура включает:
а) здания, рабочее пространство и средства труда;
б) оборудование для процессов, включая технические и информационные технологии;
в) службы обеспечения (например, транспорт).
Инфраструктура может также включать: информационные и коммуникационные технологии, ремонтно-строительные службы и систему управления окружающей средой.
Производственная среда.
Производственная среда – это совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают физические, психологические и экологические факторы.
СМК предусматривает использование документированных процедур по управлению производственной средой, в частности соответствующих СТО.
По СТО «Обеспечение культуры производства», культура производства складывается из:
- технической культуры;
- культуры труда;
- личной культуры исполнителей.
Техническая культура определяется уровнем механизации производственных процессов, внедрением прогрессивной технологии, уровнем организации производства, соблюдением технологий дисциплины.
Культура производства определяется оптимальными санитарно – гигиеническими условиями труда, внедрением произведений эстетики, высоким уровнем безопасности.
Личная культура исполнителей определяется дисциплинированностью, уровнем технических знаний, производственной квалификацией.
Раздел 7: Процессы жизненного цикла продукции.
Маркетинг.
Маркетинговые исследования осуществляет отдел сбыта и маркетинга (ОС и М).
Цели маркетинга:
- определение потребностей в продукции;
- точное определение области реализации и рыночного спроса;
- определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребителей рынка.
Маркетинг обязательно связан с прогнозированием технологического уровня и качества продукции. В качестве важнейшего организационно – технологического средства прогнозирования используется опережающая стандартизация.
Отдел маркетинга совместно с Главным конструктором по изделиям один раз в полугодие составляет отчет по результатам маркетинговой работы. Отчет служит одними из документов обоснования модернизации продукции и разработки новой техники.