Обязательства руководства

Высшее руководство разрабатывает политику в области качества в соответствии с направлением деятельности организации, проводит анализ выполнения требований к качеству в целом.

Высшее руководство обеспечивает необходимыми ресурсами организацию.

Высшее руководство доводит до сведения персонала:

- направление деятельности организации;

- важность выполнения требований потребителей;

- важность выполнения требований, установленных законодательством и нормативными документами.

Ориентация на потребителя.

Руководство организации организует маркетинговую деятельность. Ответственность за качество маркетинга несет начальник отдела сбыта и маркетинга (ОС и М).

ОС и М проводит мониторинг удовлетворенности потребителей.

Руководство стремится исключить претензии потребителей.

Политика организации в области качества.

Политика в области качества определяется генеральным директором на основе стратегического развития организации и перспективных требований потребителей.

Положения политики доводятся до всех сотрудников, до уровня понимания ими своего участия в ее реализации, что проверяется при аттестации персонала.

Критерием реализации политики в области качества является снижение претензий от потребителей.

Выполнение политики проверяется при проведении внешних и внутренних проверок, анализа эффективности СМК.

Организацию реализации политики, анализ и контроль осуществляет директор по качеству.

Планирование качества.

Планирование качества осуществляется в виде программных и плановых документов.

К этим документам относятся:

а) план обеспечения качества (ПЛОК);

б) программы по обеспечению надежности продукции;

в) программа совершенства менеджмента качества;

г) комплексный план освоения новых изделий;

д) план технического обслуживания и ремонта оборудования, средств измерений.

Ответственность, полномочия и обмен информацией.

Ответственность, полномочия и взаимодействие должностных лиц и подразделений определяются специально разрабатываемой матрицей ответственности.

Таблица 5.1

Элементы СМК Генеральный директор Директор по качеству Главный технолог Главный конструктор Главный метролог Цеха
СМК И П У У У И
6.2 Человеческие ресурсы П У У У У У
7.1 Планирование ЖЦП И У У У О О
7.3 Проектирование и разработка И У У О - -

П – принимает решение, несет ответственность за конечные результаты;

О – организует выполнение, обобщает результаты;

У – участвует в принятии и выполнений решений;

И – получает информацию о принятом решении.

Для обеспечения разработки, внедрения, поддержание в рабочем состоянии СМК назначается директор по качеству.

Процесс обмена информацией определяет руководство организации.

Анализ со стороны руководства.

Анализ СМК осуществляется с целью удостоверения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Результаты анализа документируются.

Периодичность анализа – 1 раз в год.

Входные данные для анализа:

а) результаты внутренних проверок;

б) сведения о качестве продукции;

в) статистические сведения об отказах;

г) результаты периодических испытаний;

д) результаты контроля технологической дисциплины;

е) результаты контроля соблюдения стандартов;

ж) анализ затрат на качество;

з) сведения о работе поставщиков и др.

Раздел 6: Менеджмент ресурсов.

Обеспечение ресурсами.

Для нормального функционирования СМК организация должна иметь определенные ресурсы.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9004: 2000 ресурсами являются:

- человеческие ресурсы;

- инфраструктура;

- производственная среда;

- информация;

- поставщики;

- конструкция, технология, нормативная документация;

- оборудование, средства измерения;

- природные и финансовые ресурсы и др.

Человеческие ресурсы.

Самый главный ресурс, которым управляет руководство организации – человеческий.

Основными требованиями к персоналу является:

- компетентность;

- осведомленность;

- подготовка.

Компетентность определяется, как выраженная способность применять знания и умения. Различают два типа компетентности: «мягкую» (со всеми находит общий язык, действует как учитель, наставник) и «жесткую» (способность планировать, управлять, контролировать).

Подготовка кадров. Подготовка кадров охватывает все уровни персонала и проводится по ежегодному плану профессионального, экономического обучения и обучение по качеству.

В СМК предусматривается аттестация персонала, что отражается в специальных СТО, в которых определены какие специалисты, подлежат аттестации. Создаются аттестационные комиссии.

Инфраструктура.

Инфраструктура включает:

а) здания, рабочее пространство и средства труда;

б) оборудование для процессов, включая технические и информационные технологии;

в) службы обеспечения (например, транспорт).

Инфраструктура может также включать: информационные и коммуникационные технологии, ремонтно-строительные службы и систему управления окружающей средой.

Производственная среда.

Производственная среда – это совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают физические, психологические и экологические факторы.

СМК предусматривает использование документированных процедур по управлению производственной средой, в частности соответствующих СТО.

По СТО «Обеспечение культуры производства», культура производства складывается из:

- технической культуры;

- культуры труда;

- личной культуры исполнителей.

Техническая культура определяется уровнем механизации производственных процессов, внедрением прогрессивной технологии, уровнем организации производства, соблюдением технологий дисциплины.

Культура производства определяется оптимальными санитарно – гигиеническими условиями труда, внедрением произведений эстетики, высоким уровнем безопасности.

Личная культура исполнителей определяется дисциплинированностью, уровнем технических знаний, производственной квалификацией.

Раздел 7: Процессы жизненного цикла продукции.

Маркетинг.

Маркетинговые исследования осуществляет отдел сбыта и маркетинга (ОС и М).

Цели маркетинга:

- определение потребностей в продукции;

- точное определение области реализации и рыночного спроса;

- определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребителей рынка.

Маркетинг обязательно связан с прогнозированием технологического уровня и качества продукции. В качестве важнейшего организационно – технологического средства прогнозирования используется опережающая стандартизация.

Отдел маркетинга совместно с Главным конструктором по изделиям один раз в полугодие составляет отчет по результатам маркетинговой работы. Отчет служит одними из документов обоснования модернизации продукции и разработки новой техники.

Наши рекомендации