Выручка сети магазинов в тыс. руб.
магазин | июнь | июль | август | суммарная выручка | место | средняя выручка | процент |
итого |
Среднюю выручку необходимо рассчитать с точностью 3 знака после запятой, процент – с точностью 1 знак после запятой. Сделайте копию экрана полученной таблицы в Excel (кнопка Print Screen), вставьте копию экрана в Paint (через Пуск, Программы, Стандартные, Paint, Правка, Вставить (Ctrl+V)).
Выделите в Paint фрагмент рисунка с таблицей, скопируйте (Ctrl+С) и вставьте его в текст контрольной работы. В тексте контрольной работы перечислите те формулы, которые были записаны в Excel и позволили получить расчетные значения. Выделите столбик «суммарная выручка» и создайте круговую диаграмму доли каждого магазина в итоговом значении сети магазинов в процентах, приведите последние с точностью одного знака после запятой.
В этом задании более показательной также будет круговая диаграмма. Для создания диаграммы следует выделить столбик «суммарная выручка» (6421 выделять не надо, это не магазин), после вставки круговой диаграммы сделать подписи данных как доли каждого магазина в итоговом значении в процентах, приводя последние с точностью одного знака после запятой. Диаграмму скопируйте как копию экрана и вставьте в контрольную работу как рисунок.
Задача 3. Коммунальные услуги. Набрать в Excel таблицу вида
Везде вместо вопросительных знаков вставить формулы. Чтобы получить тариф «С учетом понижающего коэффициента» следует от «Экономически обоснованной» стоимости единицу услуги отнять скидку в рублях, которая представляет собой скидку в процентах, умноженную на «Экономически обоснованную» стоимость единицы услуги.
Полную стоимость коммунальных услуг рассчитываем как тариф, умноженный на количество единиц услуги. В случае воды – это будут четыре человека, а в случае отопления – 71,4 кв. м (площадь квартиры). Итого к оплате» может быть рассчитано с помощью простой формулы вида =е4+е5+е6, но можно использовать функцию вида =сумм(е4:е6), где ячейки е5 и е6 соответствуют началу и концу суммируемого диапазона. Формулу можно записывать вручную с клавиатуры, но можно выделить (щёлкнуть в первое значение, нажать клавишу Shift и, не отпуская её щёлкнуть в последнее) суммируемое значение и воспользоваться пиктограммой Σ – (автосумма).
Сделайте копию экрана законченной таблицы в Excel (кнопка Print Screen), вставьте копию экрана в Paint (через Пуск, Программы, Стандартные, Paint, Правка, Вставить (Ctrl+V)). Выделите в Paint фрагмент рисунка с таблицей, скопируйте (Ctrl+С) и вставьте его в текст контрольной работы.
В тексте контрольной работы необходимо перечислить те формулы, которые были записаны в Excel и позволили получить численные значения.
Создайте круговую диаграмму выплаченных сумм в виде долей для каждого вида платежа. Для получения диаграммы нужно выделить не только уплаченные суммы, но и виды платежа. Сначала выделяем названия платежей (используя клавишу Shift – просто перемещаем курсор вниз с помощью клавиатуры, удерживая нажатой клавишу, или щелкаем в начало диапазона выделяемых ячеек, нажимаем клавишу Shift и, удерживая её нажатой, щёлкаем в конец диапазона выделяемых ячеек), далее с помощью клавиши Ctrl переходим в столбец с итоговыми суммами и выделяем их (также используем клавишу Shift). Результат должен иметь вид.
Диаграмму скопируйте как копию экрана и вставьте в контрольную работу как рисунок.
Задача 4. Отчёт директора школы.
Наберите в Excel’e таблицу «Отчет директора школы» вида, представленного на следующем рисунке, где все строки отчета должны быть заполнены и должны присутствовать все классы (от 1-го до 11-го класса). Пронумерованные строки с числовыми данными должны быть дополнены поясняющими строками с фамилиями учеников.
Фамилии учеников придумайте сами, в учебных целях можно писать их без инициалов. Фамилии в ячейках выравнивайте по горизонтали – по левому краю, по вертикали – по верхнему краю (через контекстное меню «Формат ячеек», вкладка «Выравнивание» или с помощью пиктограмм на ленте в меню Главная), фамилии пишутся в столбик. Чтобы в одной и той же ячейке фамилии всякий раз начинались с новой строки, вставляйте разделитель Alt+Enter. Промежуточные итоговые значения в строках «по нач. кл.», «по сред. кл», «по стар. кл» должны содержать формулы вида =сумм(N1:Nk), где N1:Nk – диапазон суммируемых строк. Итоговые значения «по шк.» представляют собой сумму значений для начальных, средних и старших классов.
В тексте контрольной работы перечислите те формулы, которые были записаны в Excel и позволили получить численные результаты. Создайте круговую диаграмму с долями успеваемости учеников школы. Диаграмму скопируйте как копию экрана и вставьте в текст контрольной работы как рисунок вида.
Задача 5. Кредит.
Выдан кредит сроком на 2 года. По основному долгу выплаты производятся ежемесячно равными суммами. За пользование кредитом на невыплаченную сумму дополнительно начисляются проценты из расчета 19% годовых. Необходимо рассчитать график погашения кредита.
Введите исходные данные по кредиту: сумму кредита (формат – денежный, в р.), ставку % годовых, дату выдачи, даты выплат. Все остальные данные программа должна рассчитывать сама автоматически. Результаты должны быть правильными и для другой суммы кредита и для другой процентной ставки годовых и если дату выдачи изменить в пределах 2-3 дней. Для решения задачи вместо вопросительных знаков вставьте формулы. Количество дней 26 – это подсказка, число 26 получается из-за того, что до конца ноября от даты выдачи кредита проходит 20 дней и в декабре до первого платежа проходит 6 дней. Вместо 26 нужно поставить разность между датой первой выплаты и датой выдачи кредита и задать для этой разности числовой формат (через Формат ячейки, вызывая его через Ctrl+1).
Сумму ежемесячной выплаты 3750 р. также надо заменить формулой, представив её как 1/24 от суммы кредита. Чтобы рассчитать проценты за пользование кредита в каждом месяце умножайте невыплаченную сумму на ставку % годовых, тут же делите на 365 (число дней в году) и умножайте на число дней, в течение которых использовалась сумма. Остаток основного долга зависит от суммы кредита и выплачиваемой суммы и везде должен быть представлен формулами. «Уплачено» представляет собой выплачиваемую сумму «По основному долгу» и ежемесячных процентов.
В строке «Всего выплачено» впишите формулы вида =сумм(G2:G25), которые в итоге должны рассчитать выплаченную сумму основного долга, выплаченные проценты и полую выплату. Формулы можно записать с клавиатуры, или выделить суммируемые значения (используя клавишу Shift) – просто перемещать курсор вниз с помощью клавиатуры, удерживая нажатой клавишу Shift, или щелкнуть в начало диапазона выделяемых ячеек, нажать клавишу Shift и, удерживая её нажатой, щёлкнуть в конец диапазона выделяемых ячеек и воспользоваться пиктограммой Σ – (автосумма).
Чтобы не ошибиться с датами, запишите только первые две из них, выделите обе даты (щёлкните мышью в одну и при нажатой клавише Shift – во вторую) и растягивайте мышью выделенный прямоугольник вниз за маркёр заполнения (маленький чёрный квадратик справа внизу). Excel автоматически будет изменять только месяц, оставляя день неизменным. Аналогично для заполнения № платежа достаточно растягивать вниз прямоугольник со значениями 1 и 2. Значения 3, 4 и другие появятся автоматически. Для проверки записанных формул попробуйте изменять сумму кредита, Ставку % годовых и дату выдачи. Все ячейки автоматически должны пересчитываться и принимать правильные значения благодаря вписанным формулам.
Сделайте копию экрана рассчитанной таблицы в Excel (кнопка Print Screen), вставьте копию экрана в программу Paint (через Пуск, Программы, Стандартные, Paint, Правка, Вставить (Ctrl+V)). Выделите в Paint фрагмент рисунка с таблицей, скопируйте (Ctrl+С) и вставьте его в текст контрольной работы. В тексте контрольной работы перечислите те формулы, которые были записаны в Excel и позволили получить рассчитанные значения.
Выделите столбик «проценты» и создайте диаграмму в виде графика выплаченных процентных сумм в зависимости от месяца уплаты. Диаграмму скопируйте как копию экрана и вставьте в текст контрольной работы как рисунок вида:
Задача 6. Штатное расписание.
Необходимо набрать в программе Excel таблицу вида
штатное расписание больницы | |||||
Зав. больницей Петров И.С. | |||||
должность | зарплата сотрудника | кол-во сотрудников | суммарная зарплата | ||
санитарка | ? | ||||
медсестра | ? | ||||
врач | ? | ||||
зав. отделением | ? | ||||
зав. аптекой | ? | ||||
завхоз | ? | ||||
главврач | ? | ||||
зав. больницей | ? | ||||
суммарный месячный фонд зарплаты | ? | ||||
Вместо вопросительных знаков вставить формулы. Их можно писать с клавиатуры, а можно использовать мышь. В последнем случае написание формулы начинается со знака равно (=), который набирается с клавиатуры, далее мышью щёлкаем на величину зарплаты (санитарки, если мы подсчитываем суммарную зарплату, обозначенную в первой строчке сотрудников), с клавиатуры набираем знак умножения (*) – снежинку, и щелкаем на ячейке с количеством санитарок. После нажатия Enter появится результат 16624, но надо не забывать, что фактически в ячейке D5 записана формула вида =b5*c5. Можно копировать эту формулу и вставлять в нижерасположенные ячейки, а можно протащить записанную формулу с помощью мыши. Для этой цели используют маленький черный квадратик (называемый маркёром заполнения) внизу справа той ячейки, где находится курсор. Для получения итоговых значений можно использовать пиктограмму в виде заглавной греческой буквы (Σ) сигма на ленте или на панели с инструментами, или написать с клавиатуры формулу = сумм(d5:d12), где d5 – начальная ячейка, а d12 – последняя ячейка диапазона суммирования.
Для получения графической копии таблицы, поступаем следующим образом. Делаем копию экрана (кнопка Print Screen) с набранной в Excel таблицей и вставляем копию экрана в программу Paint (через Пуск, Программы, Стандартные, Paint, Правка, Вставить (Ctrl+V)). Выделяем в Paint′e фрагмент рисунка с таблицей, копируем (Ctrl+С) и вставляем фрагмент в текст контрольной работы (Ctrl+V).
Выделите суммарные зарплаты и создайте круговую диаграмму выплачиваемой зарплаты в процентах для каждой должности. Диаграмму скопируйте как копию экрана и вставьте в текст контрольной работы как рисунок вида.
\ |
Задача 7. Приход-расход.
Набрать в Excel’e таблицу вида приход-расход, где время и дата последних исправлений рассчитываются автоматически – потому что в ячейках J1 и K1 записаны функции =ТДАТА() и =СЕГОДНЯ(), соответственно, и для «Времени исправлений» (через Ctrl+1, Формат ячеек, Число, Время) выбран простой формат в виде часов и минут. Весь текст «Время и дата последних исправлений» находится в ячейке I1, но выравнивание текста сделано по правому краю. Символ √ над столбцами означает наличие в ячейках формул. Так, например, количество остатка – 3 представляет собой разность между количеством прихода (14) и количеством расхода (11), сумма остатка – 45,00 р., – это стоимость количества остатка (3) по цене 15,00 р. за упак.
После набора таблицы её нужно привести к виду.
Для получения итоговых значений необходимо сделать следующие преобразования: рассчитать суммы прихода, расхода и остатка для магазина в целом, вставив (в строку 17 По магазину Итого) формулы вида =сумм(G7:G16), где G7:G16 – суммируемый диапазон. Кроме того, необходимо выделить таблицу и сделать сортировку по названию отдела, чтобы отделы были упорядочены по алфавиту; добавить в конец таблицы четыре строки, (по одной для отдела); вставить фильтр (автофильтр) для отдела и тогда будет нетрудно подвести итоги для каждого из отделов.
Сделайте копию экрана с полученной таблицей в Excel (кнопка Print Screen), вставьте копию экрана в Paint (через Пуск, Программы, Стандартные, Paint, Правка, Вставить (Ctrl+V)). Выделите в Paint фрагмент рисунка с таблицей, скопируйте (Ctrl+С) и вставьте его в текст контрольной работы. В тексте контрольной работы перечислите те формулы, которые были записаны в Excel’e и позволили получить численные значения. Выделите цену расхода для отделов I–IV и создайте диаграмму выручки в процентах от суммарной выручки всего магазина. Диаграмму скопируйте как копию экрана программы Excel и вставьте в контрольную работу как рисунок вида
Литература
Нoрмативные правoвые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127 – Утратит силу 1 июля 2012 г.
3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе «Выборы» // СЗ РФ.2003. № 2. Ст. 172.
4. Федеральный закон от 7.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ.2003.
5. № 28. Ст. 2895.
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // РГ – 2006. – 29 июля.
7. Федеральный закoн oт 22.12.2008 № 262 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // РГ – 2009.
8. Федеральный закон от 6.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // РГ – 2011.
9. Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждён Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 с изменениями, внесёнными Указами от 24 января 1998 г. № 61, от 6 июня 2001 г. № 659 // СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. 561; 2001.
10. Перечень сведений конфиденциального характера, утверждён Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
11. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // РГ. – 28.09.2000 г.
12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // РГ – 16.02.2008 г.
13. Указ Президента РФ от 01 ноября 2008 г. № 1576 «О создании Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в России» // СЗ РФ. № 44. 2008. Ст. 5049.
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537// СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
15. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти (утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р) // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4623.
16. Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (ГАС РФ «Правосудие») // ФЦП «Развитие судебной системы России на 2002 – 2006 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
17. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 122.
18. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 гг.» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583) // СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.
19. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р) // СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 122.
Oснoвная литература[2]
1. Королев В.Т., Ловцов Д.А., Радионов В.В. Информационные технологии в юридической деятельности / Под ред. Д.А. Ловцова. – М.: РАП, 2011.
2. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / Редактор: П.У. Кузнецов. – М.: Юрайт-Издат, 2011. *
3. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н, Машурцев В.А. Информационные технологии. М.: ТК Велби, 2009. [электронный ресурс].*
Дoпoлнительная литература
1. Акопов Г.Л., Гуде С.В., Шевчук П.С., Арбузов П.В., Фатхи Д.В. Правовая информатика: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006. [электронный ресурс].*
2. Бачило И.Л. Информационное право: учебник / И.Л. Бачило. – М.: Юрайт, 2009.
3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. [электронный ресурс].*
4. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учеб. для вузов / М.В. Гаврилов. – М., 2006.
5. Делопроизводство на компьютере, [Электронный ресурс], [URL] http://www.delcomp.ru/011 1.html
6. Информатика и математика для юристов (информационные системы) / Копылов В.А., Миронова Ю.Н, Чубукова С.Г., Щепанский СБ., Элькин В.Д. / под ред. профессора Элькина В.Д. – М.: ООО «Профобразование», 2003. [электронный ресурс].*
7. Информатика и математика для юристов: учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / [С.Я. Казанцев и др.] под ред. С.Я. Казанцева, Н.М. Дубининой. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2009.*
8. Информационные технологии: учебник / под ред. В.В. Трофимова. – М.: Юрайт, 2011. [электронный ресурс].*
9. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации // [URL] http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Концепция государственной информационной политики, [URL] www.nbuv.gov.ua/ law/98ru-gip.html.
10. Копылов, В.А. Информационное право: Учебник. М.: Юристъ, 2002. [электронный ресурс].*
11. Краинский И., Word 2007. Популярный самоучитель. М.: Питер, 2008. [электронный ресурс].*
12. Мэтью Мак-Дональд Access 2007 Недостающее руководство БХВ-Петербург, 2007.
13. Мюррей Кэтрин Новые возможности системы Microsoft Office 2007. М.: ЭКОМ, БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.[электронный ресурс].*
14. Назначение презентации // [электронный ресурс] [URL] http://computers-all.ru/naznachenie-prezentacii.html.
15. Обучающая презентация Excel // [в локальной сети].*
16. Обучающая презентация Word // [в локальной сети].*
17. Обучающая программа «6 семестров» [в локальной сети].*
18. Понятие информационного права [URL] http://ru.wikipedia.org/ wiki/Информационное право.
19. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Гринченко, Е.В. Гусев, Н.П. Макаров, А.Н. Пылькин, Н.И. Цуканова. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004.
20. Рагулин П.Г. Информационные технологии. Электронный учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. – 208 с. [электронный ресурс, в локальной сети].*
21. Сингаевская Г.И. Функции в Microsoft Office Excel 2010, М.: «Вильямс». 2011 г.
22. Стахин Н.А. Компьютерная алгебра Maxima. Основы работы с системой аналитических (символьных) вычислений: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. [электронный ресурс].*
23. Стрельцов А.А. Государственная информационная политика: основы теории. М.: МЦНМО. 2010.
24. Федотова Е.Л., Информационные технологии. в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М, 2008. *
25. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. / Под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. – М.: «Контракт», 2007. [электронный ресурс].*
26. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука. М.: Мир, 1976. [электронный ресурс].*
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Характерные черты инфoрмациoннoгo oбщества.
2. Опасные тенденции развития инфoрмациoннoгo oбщества.
3. Рoль сoвременных инфoрмациoнных технoлoгий в юридическoй деятельнoсти.
4. Понятия «инфoрмациoнная технoлoгия» и «инфoрмациoнная революция».
5. Программное обеспечение информационной технологии.
6. Информационные процессы.
7. Концепция использования информационных технологий.
8. Содержание закона «Об информации».
9. Доктрина информационной безопасности.
10. Сoдержание кoнцепции инфoрматизации судoв oбщей юрисдикции и Судебнoгo Департамента.
11. Автoматизирoванные инфoрмациoнные системы oрганoв прoкуратуры РФ.
12. Автoматизирoванные инфoрмациoнные системы Министерства юстиции.
13. Автoматизирoванные инфoрмациoнные системы МВД РФ.
14. Автoматизирoванные инфoрмациoнные системы налoгoвoй пoлиции.
15. Назначение справoчных правoвых систем.
16. Oснoвные вoзмoжнoсти справoчных правoвых систем.
17. Сoдержание пoнятия экспертнoй системы в oбласти права.
18. Информация, виды и формы представления.
19. Наукоёмкие информационные технологии.
20. Сoдержание пoнятия «ситуациoнный центр».
21. Значение ситуациoнных центрoв в oрганизации прoцесса управления.
22. Рoль ситуациoнных центрoв в прoцессе oбразoвания.
23. Пoиск правoвoй инфoрмации с испoльзoванием oснoвных пoискoвых систем (rambler.ru, google.ru, yandex.ru, nigma.ru и т.д).
24. Инфoрмациoнные ресурсы oрганoв гoсударственнoй власти и управления в сети Интернет.
25. Понятие графической копии официальной публикации.
26. Целевая функция и максимализация прибыли.
27. Целевая функция и минимализация экономических затрат.
28. Назначение электронной подписи.
29. Интеллектуальные информационные технологии.
30. Информационные технологии поддержки принятия решения.
31. Защита интеллектуальной собственности.
32. Хранение информации в базах данных.
33. Компьютерная алгебра Maxima.
34. Популярные браузеры.
35. Назначение сайта.
36. Понятие гипертекста.
37. Электронная подпись.
38. Электронная торговля.
39. Электронный документооборот.
40. Моделирование как метод познания.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Содержание
Основы информационных технологий.............................................. 59
1.1. Понятие информационной технологии ............................................... 59
1.2. Объекты информационных технологий ............................................. 60
1.3. Результаты информационных технологий ......................................... 63
1.4. Средства и методы информационных технологий............................. 64
1.5. Основы защиты информации в вычислительных системах................ 75
1.6. Электронная почта и Интернет............................................................ 80