Расчет себестоимости производства
План доходов и затрат охватывает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Зная ставки налога, можно получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов.
План доходов и затрат включает расчет пяти показателей:
доходы от продаж;
издержки производства товаров;
суммарная прибыль от продаж;
общепроизводственные расходы (по видам);
чистая прибыль, задача этого документа — показать формирование и изменение прибыли.
В таблице 4 представлен расчет затрат на приобретение материала для изготовления мебели (шкаф).
Таблица 4 – Расчет затрат на приобретение материала
Материал | Единица измерения | Цена за ед., руб. | Кол-во, шт. | Сумма, руб. |
ЛДСП | лист | 1560,0 | 1560,0 | |
ДВП | лист | 430,0 | 430,0 | |
полкодержатели | шт. | 68,0 | 136,0 | |
шурупы, саморезы | шт. | 4,10 | 49,20 | |
петли | шт. | 15,0 | 120,0 | |
ручка | шт. | 14,0 | 28,0 | |
ИТОГО | 2349,2 |
Расчет заработной платы для столяров на изготовление данного изделия:
Заработная плата столяра в месяц – 7 000 рублей.
Количество рабочих часов в месяц – 168 ч., следовательно, час работы столяра = 7 000 / 168 = 41,67 руб./час.
Таким образом, на изготовление данного изделия (шкафа) было затрачено 24 часа, следовательно, 41,67 * 24 = 1000,08 рублей – заработная плата столяра за изготовление шкафчика.
Накладные расходы составляют 10% и равны 234,9 руб. (табл. 4)
В таблице 5 представлен расчет амортизации оборудования.
Таблица 5 – Расчет амортизации оборудования
Оборудование | Балансовая стоимость, руб. | Срок службы, лет | Амортизация за 1 час, руб. | время использования, час. | Сумма амортизации, руб. |
Основные станки | 370 000 | 5,50 | 12,4 | 68,2 | |
Вспомогательное оборудование | 35 100 | 0,45 | 8,5 | 3,82 | |
ИТОГО | 72,02 |
Амортизация (за 1 час) = балансовая стоимость / срок службы * количество рабочих часов в год (9600ч.)
Сумма амортизации = амортизация за 1 час * время использования
Рассчитаем себестоимость данного изделия:
Себестоимость изделия = материальные затраты + заработная плата + амортизации оборудования + накладные расходы = 2349,2 + 1000,08 + 72,02 + 234,9 = 3656,2 рубля.
Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия, поэтому составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Основой для такого прогноза служит план маркетинга. Следует также иметь в виду, что объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать" и в некоторые месяцы быть несоразмерно высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке. План доходов и расходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Необходимо предусмотреть в плане всевозможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности работников, их специальностей и квалификации. Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся из организационного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.
С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, рекламу, участие в выставках, аренду дополнительных складских помещений и пр. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационных отчислений. Для целей анализа и оценки деятельности предприятий широко используются показатели рентабельности, характеризующие относительную величину прибыли. Для этих целей используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производственных фондов (называемая иногда рентабельностью капитала). Показатель рентабельности продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью; он показывает относительный (в %) размер прибыли на каждый рубль текущих затрат. Рентабельность продукции может быть исчислена по всему выпуску продукции предприятия и по отдельным видам (или группам) продукции. Можно высчитать рентабельность по одному виду изделия (шкафу), себестоимость которого представлена выше:
Рi = П / В * 100%, где
П – прибыль предприятия, В – выручка.
Прибыль предприятия с одного изделия = 25% от себестоимости изделия = 914,05 рублей.
Планируемое количество – 60 шт.
Прибыль за месяц = 914,05 * 60 = 54 843 рублей.
Выручка за месяц = себестоимость * количество + прибыль
Выручка за месяц = (3656,2 * 60) + 54 843 = 274 215 рублей
Таким образом, рентабельность равна:
Рi = 54 843 / 274 215 * 100% = 20 %
Налог на прибыль = 54 843 * 24% = 13 162 руб.
Чистая прибыль = 54 843 – 13 162 = 41 681 руб.
Повышение уровня рентабельности является важнейшей характеристикой улучшения работы предприятия и повышения ее эффективности. Основными путями повышения уровня рентабельности являются, с одной стороны, увеличение абсолютного размера прибыли, с другой — улучшение использования материальных и трудовых ресурсов предприятия, основных фондов и оборотных средств.
Охрана труда