Виртуальное посещение объекта как перспективная форма PR-деятельности 4 страница
Целевая аудитория:
участники рынка канцелярских товаров Уральского региона
СМИ
органы государственной власти и местного самоуправления.
Задачи:
привлечение внимания к проблемам Компании «Канцбюро», как участника рынка канцелярских товаров
налаживание обратной связи.
Содержание мероприятия:
Вступительное слово
Выступления зарегистрировавшихся докладчиков: конкурентов «Канцбюро», представителей СМИ, органов государственной власти и местного самоуправления.
Выработка предложений по совершенствованию регулирования, в том числе и саморегулирования рынка канцелярских товаров Уральского региона.
Проведение мероприятия в Центре Делового Сотрудничества. Приглашены Представители следующих СМИ:
телеканалы: Восточный экспресс, 31 канал.
пресса: «АиФ-Челябинск», «Выбирайка», «Эксперт».
Интернет: сайт 74. ru
радио: Русское радио.
. Выставка продукции компании «Канцбюро» и основных конкурентов на рынке канцелярских товаров города Челябинска
Целевая аудитория:
- руководители и специалисты по снабжению организаций города Челябинска
- жители города Челябинска
СМИ
Задачи:
освещение направлений деятельности «Канцбюро» и других фирм, участников рынка канцелярских товаров.
демонстрация преимуществ ассортимента компании «Канцбюро»
Мероприятия проведено в выставочном центре Восточные ворота:
3. Презентация Центра обслуживания организаций.
Презентация как специальное событие в связях с общественностью обладает определенным набором свойств, отличающих ее от презентаций иных сфер деятельности. Особенно ПР-презентацию следует отличать от презентации рекламного характера. Во втором случае центром внимания (целью) будет продвижение нового товара или услуги, а в ПР-презентации центральной темой должно быть целое - образ фирмы или организации, связанные с ним цели. Более того, ПР-презентация всегда является частью работы, этапом в реализации определенной концепции
Целевая аудитория:
руководители и специалисты по снабжению организаций города Челябинска
Задачи:
Демонстрация преимуществ Компании «Канцбюро»
Разъяснение схем сотрудничества с компанией.
Процесс подготовки и проведения презентации Компании «Канцбюро» следовал следующим правилам:
. Четко определить цели и задачи презентации. Во-первых, это позволило потом определить эффективность. Во-вторых, четкость и определенность позволило разработать стратегию презентации, задать ее ход.
. Пользоваться услугами профессионалов и специалистов.
. Проверять заранее состояние оборудования, совершать необходимые настройки аппаратуры.
. Рассчитывать примерное число пришедших, чтобы не возникало проблем с помещением.
. Следить за организационными моментами. Под этим понимается, чтобы было хорошее освещение, не было холодно или жарко, имелся гардероб.
. На презентации были ведущие. Во-первых, они представляют спикеров, что придает им авторитетность. Во-вторых, несут развлекательный характер.
. Организаторов снабдили бэйджами. Без комментариев.
. Вводить в структуру презентации развлекательную часть и визуализацию.
. Был подготовлен раздаточный материал, так как это облегчает восприятие информации и после презентации напоминает ее.
. Поддерживать обратную связь после презентации, интересоваться мнением посетившего ее. Это во многом поможет оценить ее эффективность и выявить ошибки, допущенные в ходе ее проведения, и недостатки, которых можно будет избежать в следующей презентации.
То есть презентация Компании «Канцбюро» проходила в довольно просторном помещении при тусклом освещении. Рассадка использовалась театральная. Ряды стульев были направлены на небольшой подиум, на котором находились столик и кресло. По обеим сторонам стояли стенды. Зал был завешен синими шторами, и, пока гости собирались, звучала непринужденная, успокаивающая музыка.
Презентация была выстроена построена по следующей схеме.
1.Открывающая часть, или вступление (Генеральный директор Компании «Канцбюро»;
2.Раздел 1;
.Демонстрация предлагаемых комплексов;
.Раздел 2;
.Демонстрация схем взаимодействия с Компанией «Канцбюро»;
.Раздел 3;
.Демонстрация преимуществ сотрудничества с Компанией «Канцбюро»;
.Заключение.
Как видим, содержание материала было разбито на несколько разделов, дробится на несколько проблем. Каждая был представлена максимально убедительно и понятно.
После информационно-содержательной части был организован небольшой перерыв, а затем предложена развлекательная часть. Это может быть небольшой концерт, сопровождающийся фуршетом. Угощение в виде ужина за столиками перенесено на более позднее время. Важно то, что информационно-содержательная часть не была совмещена с фуршетом. С большим вкусом подобрана концертную программу.
12 мая Компания «Канцбюро» запустила акцию «Бережливый офис»: это минимальный набор товаров (65), необходимых для бесперебойной работы офиса. В течение месяца эти товары будут продаваться по себестоимости. Причем доставка бесплатной доставка (при заказе на сумму от 1500 руб.) будет осуществлена в офис заказчика течение 4-5 часов. (Более подробно условия акции «Бережливый офис» были размещены на сайте www.kanzburo.ru <#"justify">ДатаМероприятие25 января 2009Публикация статьи о деятельности Компании «Канцбюро» в 2008 году в газете «Ва-банк»27-31 апреля 2009Съезд Канцелярщиков Урала12 мая 2009Акция «Бережливый офис»20 мая 2009Фестиваль «Шаг в небо»28 июня 2009Презентация товаров для руководителей и менеджеров по снабжению14 июля 2009Корпоративный праздник «Лето в разгаре»26 августа 2009Круглый стол «Проблемы развития рынка канцелярских товаров3-4 сентября 2009Ярмарка вакансий Компании «Канцбюро» 20 октября 2009Интервью Ген. директора в программе «Конфетка»5 ноября 2009Пресс-коференция с участием СМИ: Восточный экспресс, 31 канал, газет «Комсомольская правда», «Ва-банк», журналов «Эксперт» и «Выбирайка».28 декабря 2009Корпоративный Новый год
Таблица 5
График проведения мероприятий в 2010 году
ДатаМероприятие12 января 2010День открытых дверей18 февраля 2010Статья о Компании «Канцбюро» в «Выбирайке»5 марта 2010 День сотрудника Компании «Канцбюро»24-27 апреля 2010Съезд Канцелярщиков Урала24 мая 2010Участие в конкурсе «Руководитель года»25 июля 2010Интервью с Ген.директором «Канцбюро» в передаче «Утро начинается» на Восточном экспрессе1-2 сентября 2010Церемония открытия нового учебного года19 октября 2010Презентация компании «Канцбюро» для руководителей и менеджеров по снабжению23 ноября 2010Информационная статья о деятельности «Канцбюро» в газете «Комсомольская правда»27 декабря 2010Корпоративный Новый год
Спланируем более подробно отдельные специальные мероприятия предусмотренные на 2010 год.
Ярмарка вакансий.
Дата проведения: 3-4 сентября 2010г.
Целевая аудитория: общественность.
Цель: позиционирование Компании «Канцбюро» в качестве организации, содействующей занятости студентов, выпускников и др..
Задачи:
1.демонстрация Компании «Канцбюро» содействия трудоустройству широкой общественности;
2.налаживание контактов с работодателями, привлечение потенциальных клиентов.
В ярмарке примут участие прямые работодатели (фирмы и организации всех видов собственности, заинтересованные в кадрах по выпускаемым филиалом специальностям), кадровые агентства и издательства специальной литературы по трудоустройству.
Содержание мероприятия.
приветственное слово директора Компании «Канцбюро»;
презентации участников;
консультирование по технологиям трудоустройства;
выступление руководителей кадровых агентств;
кадровый диалог.
Ожидаемый эффект:
1.трудоустройство персонала;
2.заключение договоров с фирмами и организациями о сотрудничестве;
.широкое освещение в СМИ.
День сотрудника Компании «Канцбюро».
Дата проведения: 5 марта 2010г.
Целевая аудитория: сотрудники.
Цель: увеличение престижности работы в Компании «Канцбюро».
Задачи:
1.утверждение имиджа директора «Канцбюро» как компетентного руководителя;
2.формирование положительного мнения о Компании «Канцбюро» среди сотрудников.
Содержание мероприятия:
приветственное слово директора Компании «Канцбюро»;
презентация Компания «Канцбюро», основные достижения за педыдущий год;
семинар, посвященный планам работы на будущий год (цель семинара: продемонстрировать демократичную основу организации трудового процесса);
прием в форме «обед-буфет» (цель: закрепить сложившийся образ демократичного работодателя).
Ожидаемый эффект:
. положительные отклики сотрудников Компании о руководстве и организации;
. неопровержимое желание работать в Компании «Канцбюро».
В представленном плане мероприятий лидирующие позиции занимают именно специальные мероприятия, важно отметить, что целевыми аудиториями являются все группы: потребители как постоянные, так и потенциальные, персонал и конкуренты. Это позволит вывести PR-деятельность Компании «Канцбюро» на новый уровень.
Таким образом, в ходе разработке и реализации комплекса специальных мероприятий Компании «Канцбюро» были соблюдены основные правила проведения специальных PR-мероприятий. Все мероприятия направлены на формирование имиджа компании «Канцбюро» перед всеми целевыми группами: потребителями, конкурентами и сотрудниками.
2. Оценка эффективности специальных мероприятий Компании «Канцбюро»
Эффективность - характеристика принципиально относительная, зависящая от того, какие показатели с какими соотносятся. В этом ее отличие от эффекта - характеристики абсолютной (эффект либо есть либо нет), выражающей некий очевидный результат. Эффективность всегда конкретна, и надо знать, о каком ее виде идет речь в каждом конкретном случае или какой вид эффективности наиболее важен применительно к конкретной ситуации и задаче.
Для оценки эффективности разработки и проведения специальных мероприятий в Компании «Канцбюро» были использованы следующие методы:
социологический опрос. Была разработана анкета, для оценки мнений целевых аудиторий по результатам каждого мероприятия
экспертная оценка для оценки эффективности организации и проведения одного из мероприятий - презентации.
мониторинг средств массовой информации, для оценки достижения задач по масштабам освещенности специальных событий.
Социологический опрос проводился сразу после церемонии закрытия, на выходе. Было опрошено 268 человек. Анкета содержала следующие вопросы.
. Как вы оцениваете деятельность Компании «Канцбюро»?
а.полностью положительно;
б.скорее положительно, чем отрицательно;
в.никак;
г.скорее отрицательно, чем положительно;
д.отрицательно.
. По моему, положительными сторонами Компании «Канцбюро» являются:
а.Большой ассортимент
б.Низкие цены
в.Большой опыт работы на рынке канцелярских товаров
г.Наличие деловых контактов с крупнейшими производителями канцелярских товаров
д.Индивидуальный подход к каждому клиенту
е.Участие в «жизни» города: выставках, конкурсах и других мероприятиях
3. Среди негативных качеств Компании «Канцбюро» я выделяю:
а.неудобство расположение
б.низкое качество обслуживания
в.высокие цены
г.отсутствие информации о деятельности Компании
д.другое_____________________________________
. Подчеркните соответствующие Вашему статусу данные. Вы:
а.потребитель
б.конкурент
в.сотрудник
г.гость
В ходе опроса были полученные следующие данные:
1. Большая часть более 85% респондентов оценила деятельность «Канцбюро» как «полностью положительно» и «скорее положительно, чем отрицательно» и только 3% опрошенных ответило, что характеризует деятельность как «отрицательную»
2. Положительными сторонами были выделены (респонденты могли выбрать две наиболее важных характеристики):
Индивидуальный подход к каждому клиенту - 46%
Большой ассортимент - 43%
Большой опыт работы на рынке канцелярских товаров - 31%
Низкие цены - 28%
Участие в «жизни» города: выставках, конкурсах и других мероприятиях - 28%
Наличие деловых контактов с крупнейшими производителями канцелярских товаров - 15%.
. Среди негативных качеств было отмечено:
неудобство расположение - 14%
низкое качество обслуживания - 12%
высокие цены - 26%
отсутствие информации о деятельности Компании - 32%
другое_____________________________________ - 7%.
В этой графе в основном респонденты выделяли проблемы доставки товара.
. По статусу опрошенные распределились следующим образом:
потребитель - 38%
конкурент - 3%
сотрудник - 17%
гость - 42%.
Таким образом, данные опроса свидетельствуют о том, что проведение специальных PR-мероприятий имело достаточный положительный эффект и цель по формированию положительного имиджа компании «Канцбюро» достигнута. Кроме того, их разработка и проведения позволили сформулировать положительные и негативные стороны деятельности Компании, что создает основу для дальнейшей работе по управлению связями с общественностью.
Следующим шагом оценки эффективности разработанных специальных мероприятий для Компании «Канцбюро» является экспертная оценка для оценки эффективности организации и проведения одного из мероприятий - презентации.
При оценки презентации Компании «Канцбюро» используем следующие критерии оценки презентации в связях с общественностью. Обозначим их:
1.Увлекательность;
2.Содержательность;
.Визуализация;
.Интерактивность;
.Сбалансированность.
1.Увлекательность. Презентация посвящалась важному и долгожданному событию, поэтому для целевой аудитории была интересна априори. Приглашенные не скучали, они получали информацию с удовольствием. Недостаток - спикерам передавалось слово одному за другим, то есть развлекательная часть между выступлениями отсутствовала. В то же время использовался диалог между ведущими, атмосфера была легкой и непринужденной.
2. Содержательность. Приглашенным информация была предоставлено достаточно полно. Ведущие были хорошо посвящены в тематику презентации, ориентировались в ней. Информационная часть презентации полностью соответствовала информационным ожиданиям целевых аудиторий. В целом, материал был представлен полно, доступно и интересно. Для приглашенных организаторами был подготовлен пресс-кит, включающий в себя информацию о Компании «Канцбюро», карту сайта и пресс-релизы.
2.Визуализация. Никто не ушел с презентации с пустыми руками, организаторы вручали всем шарики из золотых и серебряных нитей, символизирующими «Канцбюро».
3.Интерактивность. Организаторы провели письменное анкетирование пришедших гостей, что позволило выяснить ожидания потенциальных потребителей, а также ознакомиться с их пожеланиями.
4.Сбалансированность. Презентация была гармонична и сбалансирована. Были интересные решения визуализации, чувствовался творческий подход. Правда, быстрая смена спикеров ограничила развлекательную часть, и ведущие не всегда держали аудиторию.
Сформулируем несколько ключевых моментов, о которых всегда следует помнить, проводя презентацию Компании «Канцбюро».
1.Обычно люди запоминают не более 10% содержания, излагаемого на презентации. Максимально удается добиться 50% запоминания. Поэтому надо стараться использовать максимум выразительных средств для закрепления предлагаемой информации.
2.Общая атмосфера презентации - самое главное условие успеха. Особо тщательно нужно подобрать весь обслуживающий персонал, продумать мельчайшие детали сервиса. Самые талантливые усилия ведущих могут быть сведены на нет хамством или неправильным поведением второстепенных участников события.
.Презентация - это, прежде всего коммуникация. Заботиться об ее эффективности, многообразии - значит обеспечить успех.
.Гости презентации - не просто слушатели, а активные участники общения. Они должны почувствовать себя партнерами организации. Необходимо создать перспективу взаимного сотрудничества вокруг презентуемых идей!
.После презентации у каждого гостя должна остаться в руках некая памятная вещичка, сувенир, который долгое время будет вызывать приятные ассоциации, связанные с организацией, проводившей презентацию.
.Завершением презентации не заканчивается работа ПР-специалиста. Важно собрать информацию о произведенном впечатлении (ненавязчивые опросы, анкеты, звонки в последующие дни), проанализировать появившиеся публикации или сюжеты по ТВ и радио.
.Важно сделать выводы на будущее: какие недостатки учесть, как избежать организационных просчетов.
При проведении презентаций всегда должно использоваться мультимедийное изображение, которое имеет огромные ресурсы выразительности. Важно, чтобы хорошо поработали художники и режиссеры нашего «спектакля». Необходимо сделать соответствующее оформление зала, сцены. Все это имеет большое значение, ведь, как известно, человек лучше всего воспринимает информацию визуально - 55%, причем аудиально - 38%, а смысл усваивается только на 7%. Вместе с тем иногда используются игровые приемы, в сценарий презентации вводятся костюмированные персонажи - перфоманс - это остается надолго в памяти гостей.
Таким образом, в презентации Компании «Канцбюро» материал был представлен достаточно полно. Это самый главный пункт в отношении эффективности презентаций, который был достигнут за счет четкой подготовки выступающих, полнотой раздаточных материалов, уровня посвящения ведущих в тематику, а также использования технических средств. По итогам оценки можно лишь порекомендовать усиление развлекательной части данного мероприятий, так как положительные эмоции являются залогом расположенности гостей к самой Компании.
На последнем этапе оценке эффективности разработки и проведения специальных мероприятий в Компании «Канцбюро» проведен мониторинг освещения этих мероприятий в СМИ. Информация о проведенном Съезде Канцелярщиков Урала, со всеми мероприятиями была представлена:
газеты: «Комсомольская правда», «АиФ», «Выбирайка», «Руководитель»
телевидение: вечерние выпуски новостей «Восточный экспресс», 31 канал
интернет: 74.ru, сайт «Канцбюро».
Необходимо отметить, что во всех СМИ представлены положительные отзывы как о проведенных мероприятий, так и об организаторах - Компании «Канцбюро», что свидетельствует о достижение поставленных целей и высокой эффективности проведенных специальных PR-мероприятий.
Таким образом, разработанные и проведенные специальные мероприятия позволили повысить имидж Компании «Канцбюро» и обрести устойчивое положение на рынке канцелярских товаров. Для проверки достижения данного результата целесообразно проводить количественные исследования на протяжение полугода после проведения Съезда Канцелярщиков Урала.
Заключение
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В PR существуют комплексные направления деятельности. Одно из них - организация специальных событий.
Специальные события - это мероприятия, проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности и продуктам.
Не менее важными целями являются:
. создание, поддержание и развитие положительного имиджа;
. взаимодействие с целевыми общественными группами;
. получение обратной связи;
. демонстрация уровня развития компании, масштабов ее деятельности.
В организации специальных событий сегодня существует проблема: перерождения специальных мероприятий в псевдо-события, которые пытаются представить простые факты более глубокими, более сложными, чем они есть на самом деле. Это становиться известно широкой общественности. В результате зарождаются сомнения в истинности происходящих событий.
Только хорошо и профессионально подготовленное специальное мероприятие не вызывает сомнений, что все происходящее правда.
На вооружении крупных PR-технологов - целый арсенал специальных мероприятий. Наибольшей популярностью пользуются: «круглые столы», семинары, выставки, экспозиции, презентации, церемонии открытия, приемы, дни открытых дверей, конференции.
Подготовка специального мероприятия полностью находится в компетенции специалиста по связям с общественностью. При этом работа по организации специального мероприятия ведется по трем направлениям:
. творческая часть, включающая разработку концепции мероприятия;
. административная часть - контроль за процессом и согласование сроков подготовки отдельных элементов события;
. работа со СМИ.
Специальное мероприятие - это тщательно спланированная акция, которая проводится в рамках общей коммуникационной программы. Именно по этому разработка рекомендаций по использованию специальных мероприятий в практической PR-деятельности Компании «Канцбюро» началась с определения основных положений концепции данной PR-деятельности.
На первом этапе разработки концепции был проведен SWOT-анализ деятельности филиала. В результате были определены недостатки, достоинства, сильные и слабые стороны Компании «Канцбюро», установлены связи между выявленными показателями.
Анализируя PR-активность филиала за прошедший период, был проведен опрос целевых аудиторий, в результате которого было выявлено:
PR-деятельность, направленная потенциальных потребителей Компании «Канцбюро», по результатам набора на ~ 70% достигла поставленных целей. В абсолютном большинстве информация о «Канцбюро» получена из рекламных источников.
PR-деятельность, направленная на другие целевые аудитории (сотрудники, конкуренты, широкая общественность), отсутствовала.
Так же необходимо было изучить особенности деятельности компаний-конкурентов. Результатом данного анализа послужила выявленная прямая закономерность успешного функционирования компании от использования специальных мероприятий в PR-деятельности.
Основываясь на полученных данных, концепция PR-деятельности Компании «Канцбюро» включила следующие основные положения:
Целью разработки специальных мероприятий выступало: повышение имиджа Компании «Канцбюро».
Задачи:
информирование максимального количества жителей области о 14-тилетнем существовании Компании «Канцбюро»;
позиционирование Компании «Канцбюро» в качестве одного из оптимальных по цене, ассортименту, качеству обслуживанию магазинов канцелярии;
повышение престижности работы и сотрудничества с Компанией «Канцбюро».
Целевые аудитории проведения специальных мероприятий Компанией «Канцбюро»:
Потребители
Сотрудники;
Конкуренты;
Широкая общественность.
Стратегия: Повышение имиджа «Канцбюро» за счет качественных показателей соответствия организации современным требованиям, предъявляемым к «Продавцам» канцелярских товаров, а также к коммерческим структурам.
В соответствии с данной концепцией, в рамках исследуемой темы, были разработаны рекомендуемые специальные мероприятий на период 27-30 апреля 2009г.
Для каждого планируемого события были обозначены: целевая аудитория, цель мероприятия, задачи, способствующие достижению цели, содержание мероприятия (или его примерный сценарий).
По итогам проведения разработанных специальных мероприятий проведена комплексная оценка их эффективности, которая свидетельствует о целесообразности проведения таких мероприятий в дальнейшем. Итак, поставленные задачи исследования решены. Цель достигнута. Все проведенные в ходе работы исследования позволили получить реальную оценку существующей обстановки, а выработанные рекомендации по разработке и проведению специальных мероприятий в Компании «Канцбюро» будут способствовать достижению компанией устойчивого положения на рынке канцелярских товаров.
Список использованной литературы
специальный мероприятие паблик рилейшнз
1.Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 480 с.
2.Антипов К.В. Баженов Ю.К. Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом Дашков и К, 2002. - 148 с.
3.Беленкова А.А. PRостой пиар. - М.: НТ Пресс, 2006. - 256 с.
.Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз. Учебное пособие. - М.: ИМА-пресс, 1994. - 152 с
5.Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? - СПб.: АСЭС-Москва, 1990. - 240 с.
6.Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик Рилейшнз. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
7.Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 624 с.: ил.
8.Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью: Учеб. пособие / Под ред. Проф. Э.М. Короткова. - М.: Изд. Дом ФБК-ПРЕСС, 2002. - 128 с.
.Брум Г.М., Катлип С.М., Сентер А.Х. Паблик рилейшенз. Теория и практика. - 8-е изд. - М., СПб, Киев: ИД Вильямс, 2001. - 624 с.
.Буланцева Л.В. Public Relations - Формула успеха. Управление связями с общественностью. Конспект лекций часть I. - М.: Доброе слово, 2004. - 180 с.
.Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2001. - 246 с.
12.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS. Ч. 1. 5-е изд., доп. - СПб: ООО «ТРИЗ-ШАНС»: «Изд. дом «Бизнес-Пресса», 2001. - 256 с.
13.Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 240 с.
.Демин Ю.М. Бизнес PR. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 336 с.
.Доскова И.С. PUBLIC RELATIONS: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2004. - 152 с.
16.Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик Рилейшенз: Учебное пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416 с.
17.Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 229 с.
18.Капитонов Э.А., Корпоративная культура. - Ростов н/Д.: ОАО Ростиздат, 2003. - 384 с.
19.Китчен Ф. Паблик Рилейшнз: принципы и практика. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 454 с.
.Кичаев А. PR для карьеры, для семьи и для себя. М.: ООО «Вершина», 2003. - 240 с.
.Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. М.: Рефл-Бук, К.: Ваклер, 2000. - 528 с.
.Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. - М.: Рип-холдинг, 2002. - 148 с.
.Марков С. PR в России больше чем PR. Технологии, версии, слухи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 432 с.
.Михайлов А.Г., Романов Ю.В. Обитатели миража. PR специального назначения. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 288 с.
25.Моисеев В. Паблик Рилейшнз - Средство социальной коммуникации (Теория и практика). - К.: Дакор, 2002. - 506 с.
26.Музыкант В.Л. Реклама и PR - технологии в бизнесе, коммерции, политике. Учеб. пособие. - М.: Армада-пресс, 2001. - 686 с.
.Ньюсом Д., Терк Дж. Ван С., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. - 7-е изд. - М.: Консалтинговая группа ИМИДЖ- Контакт: ИНФА-М, 2001. - 628 с.
.Непростой бизнес непрямой рекламы [Электронный ресурс] / Непростой бизнес непрямой рекламы. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 43266 байт). - [Б. м. : б. и., между 2005 и 2007]. - Режим доступа: uprav.biz/materials/marketing/view/4337.html.
29.Несмачная Н. Эффективная выставка [Электронный ресурс] / Н. Несмачная. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 42515 байт). - [Б.м. : б. и., между 2005 и 2007]. - режим доступа: pr-club.com/PR_Lib/nesmachnaya.doc
.Оливер Сандра. Стратегия в Паблик Рилейшнз / Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой. - СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003. - 160 с.
.Пашенцев Е.Н. Паблик Рилейшнз: от бизнеса до политики. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Финпресс, 2002. - 369 с.
.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.М: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001. - 624 с
33.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001. - 352 с.
.Провоторова Е. Под натиском новых форм.// Новости торговли. - 2006. - №9. - С. 6 - 10.
.Райс Э., Райс Л. Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представить фирму. / Пер. с англ. Т. Китаиной. - М.: ООО «Издательство АТС»; ЗАО НПП «ЕРМАК», 2004. - 313 с.
36.Синяева И.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности : Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 288 с.
37.Соколов И.Н. Технология популярности или Паблик Рилейшнз. - М.: Парадокс, 1999. - 304 с.
.Тимофеев М.И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз): Учебное пособие. - М.: РИОР, 2005. - 158 с.
39.Траут Д. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2000. - 192 с.
40.Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. - СПб: Алетейя, 2001. - 294 c.
41.Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина - 2 изд, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.