Определение диаметра и длины вкладыша
Длину вкладыша подшипника назначают в зависимости от диаметра.
l=φd
Где коэф-т φ для большинства машин принимают в пределах φ=0,5…1,2
Расчет подш-в по среднему давлению p= ≤[p],где F-радиальная нагрузка. Проверка подшип-ка по скоростному фактору,т.е. работа без нагрева и заедания:pυ≤[pυ]
Область применения
1.Как разъемные, необходимые по условиям смазки.
2.Как подшип-и особо точных машин и механ-в.
3.Используютдля высокоскоростных машин (пр υ<30 м/с подшип-и недолгове-ы)
4.Подшип-и для сильнонагреваемых машин.
5.Как подши-и работающие в агрессивных средах ( ↑ t ۫ C, морская вода)
6.Как подш-и воспринимающие большие ударные нагрузки.
7.Используют в качестве подш-ов для дешевых, тихоходнх маши н.
№43.Подшипники качения. Их классиф-я, назначение, устройство и область применения. Материалы подшипников и их смазки. Принципы подбора подшип-в качения.
Подшипники качения – это подшипники в которых развивается трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями оси или вала и подшипника.
Состоит из: -наружного1и внутреннего2 колец с дорожками качения, -шариков или роликов,тел кач-я 3 –сепоратора4,разделяющего и направляющего тела качения, что обеспечивает их правильную работу.
«+»
1)малые потери мощности на преодаление трения ↑КПД 2)высокая надежность в работе ,3)малые габарит-е размеры в осевом направлении, 4)при изготов-и не требуют редких Ме, 5)простота обслужив-я и замены, 6)малый расход смазки,7)невысокая стоимость вследствии массового изгот-я, 8)высокая степень взаимозаменяемости облегчает ремонт,
«-»
1)низкая долговечность приударных нагрузках, 2)большие радиальн-е размеры,3)шум при работе на всоких v. Классификация.1. По форме тел качения(шариковые, роликовые, конические)
2. По числу рядов тел качения(однорядные,2х и 4х рядные)
3. По направлению нагрузки (радиональные, упорные, радионально- упорные) 4. По способности самоустан-ся при перекосе вала (самоустанавлив-ся, несамоустан-ся)5. По габаритным размерам при одинаковом внутреннем диаметре делятся на серии(сверхлегкие, особолегкие, легкие, среднии, тяжелые)6. По ширине(узкие, нормальные, широкие, особоширокие)
Назначение, устройство и область применения.
Назначение: служат опорами для валов и вращ-ся осей. Воспринимают нагрузки от валов и передают их на корпус. Способствуют снижению трения в опорах и повышению КПД. Применение: широко применяются во всех областях машиностроения (т.е. во всех тех случаях где не примен-ся подшип-ки скольжения ) № для валов подверженных значительным прогибам, в прокатных станах и т.д.
Материалы подшип-в. Шарики, ролики и кольца изготавливают из сталей ШХ15, шх15сг,ШХ20СГ,18ХГТ и 20Х2Н4А. Применяют также низкоуглеродистые лигиров-е стали с последующей цементацией и закалкой. Сепараторы вывполняют из мягкой углерод-й стали, латуни, бронзы, алюминив-х сплавов, пластмасс и т. д. Смазка. Влияет на долговечность, уменшают трения м\у телами качения, кольцами и сепаратором, предохраняет от коррозии способствует охлаждению. Для смазки применяют консистентные мазки и жидкие миниральные масла. Консисте-е мази примен-ся при t С<90 C…100 C , масла <120…150 C. Подача жидкого маста к подшип-м осущ-ся масляной ванной или разбрызгиванием. К быстроходным валам подача смазки осуществ-ся масляным туманом или капельной смазкой.
Принципы подбора подшипников качения. Подшипники необходимо рассчит-ть по динамической грузоподьемности. Подшипник считается подобранным если : или где (1)(2). , - расчетная и базовая динамич-я грузопод-ть, , - базовая и требуемая долговечность. Базовая динамич-я грузопод-ть подшипника представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую воспринимает подшипник за время миллиона оборотов внутреннего кольца. Его значение указывают в стандартных на подшип-х кач-я. Требуемая долговечность дается в специальных рекомендациях в зависимости от типа механ-ма и нан-я. ≥10000r. Если в рез-те расчетов выполняется нерав-ва (1) и (2), то предвар-но выбранные подшипники пригодны, а если > то переходит из легкой в сред-ю или тяжел. Серию данного типа, или увеличить диаметр вала. Если << , то действуют наоборот, но уменьшать диаметр вала нельзя.
№44Муфты. Назначение и классификация. Конструкции упругих втулочно-пальцевых и зубчатых муфт.
Муфты приводов осуществ-т соединение валов, концы которых подходят один к другому вплотную или разведены на небольшое расстояние, причем соединение должно допускать передачу вращающего момента от одного вала другому.
Назначение.
Муфты применяются для: оллучения длинных валов, изготовляемых из различных частей; компенсации вредного влияния несоосности валов, связанной с несточностью изготовления или монтажа; придания одному из валов некоторой подвижности; уменьшения динамических нагрузок; включения одного из валов при постоянном вращении другого.
Классификация.
Согласно которой муфты можно подразделить на4 класса:1кл-нерасцепляемые,в котором ведомая или ведущая полумуфты соединены м/у собой постоянно. Класс делят на группы:а)механические (включает подгруппы: жесткие-для неподвижного соединения; компенсирующие самоустанавли-я-для валов с небольшим смещением осей; упругие-для уменьшения динамических нагрузок). б) прочие. 2.кл-управляемые м-ы, позволяющие сцеплять и расцеплять валы как во время остановки так и во время работы. Включ-т группы:а) механические (подгруппы:синхронные-сцепление валов при равных скоростях; фрикционные (асинхронные). б) гидродинамические, в) электромагнитные, г)прочие. 3.кл-самодействующие м-ы, при которых ведомый и ведущие валы сцепляются и расцепляются автоматически. Различают трех групп: а) механические (пдгруппы центробежные, обгонныеи предохранительные). б) гидродинамические.в) прочие. 4.кл-прочие, которые не м.б. отнесены к 1,2 и3кл, например комбиниро-е.