Модель OSI – набор стандартов для построения корпоративной системы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Корпоративные информационные системы»
Направление подготовки: 230201.65 Информационные системы и технологии,
Волгодонск 2012
УДК 519.683(076.5)
Рецензент д.т.н., профессор В.В. Кривин
Составитель старший преподаватель С.М. Виниченко
Курс лекций по дисциплине «Корпоративные информационные системы» /ВИТИ НИЯУ МИФИ. Волгодонск, 2012. 100 с.
Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения специальности 230201.65 – Информационные системы и технологии
ã ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2012
ã С.М. Виниченко, 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
«Корпоративные информационные системы»
ЛЕКЦИИ
Волгодонск 2010
УДК 519.683(076.5)
Рецензент д. т. н. В.В. Кривин
Составитель С.М. Виниченко
Курс лекций по дисциплине «Корпоративные информационные системы» /ВИТИ НИЯУ МИФИ. Волгодонск, 2010. 100 с.
Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения специальности 230201.65 – Информационные системы и технологии
ã ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2012
ã С.М. Виниченко, 2012
Тема 1. Корпоративные информационные системы. Задача интеграции.
Корпоративные системы.
Компьютеризация все глубже проникает в разнообразные сферы деятельности человека. В настоящее время на рынке имеются программные продукты, достаточно хорошо автоматизирующие то или иное производство, основной материал которого - информация. Насущной становится задача интеграции этих продуктов, и на основе интеграции создание корпоративных информационных систем.
Под информационной системой будем понимать приложение или комплекс приложений, работающих на одном или нескольких компьютерах, решающих некоторое множество задач автоматизации.
Понятие корпоративной информационной системы во время своей жизни претерпевало изменения, дополнялось, обобщалось. Сначала под корпоративной системой имели в виду систему, в которой могут работать одновременно несколько пользователей, такие системы сейчас называют сетевыми, многопользовательскими. В дальнейшем оказалось, что задача взаимодействия пользователей нелинейно усложняется с ростом количества пользователей, ростом количества задач и т.п. Такие масштабные системы стали называть корпоративными, часто подразумевая средний, по сегодняшним меркам, масштаб: предприятие с 3-10 отделами, с 20-50 пользователями. Развитие сетевых технологий, средств связи, рост мощности компьютеров подготовили аппаратную базу и потребовали развитие программного обеспечения для перехода на новый уровень: корпоративной системой в настоящее время называют уже систему, обслуживающую сотни и тысячи пользователей, работающих в локальных сетях, причем эти локальные сети связаны через глобальные сети. Более того, понятие системы как некоторого единого комплекса программ стало расплываться. Те или иные системы могут обращаться к данным, сервисам других систем, включая эти, возможно небольшие, фрагменты в свою структуру. Кажется, мы идем к тому, чтобы на разных компьютерах по миру были разбросаны компоненты, для которых известны интерфейсы. И задача создания новой информационной системы во многом будет состоять в поиске наиболее подходящих и подключении их в свою систему.
Не правда ли, просматривается привычный путь при программировании? Сначала создаем структурные фрагменты программ (блоки, "черные ящики") так, чтобы можно было воспользоваться ими позже, затем выносим часто используемые вещи в функции и процедуры, далее создаем библиотеки процедур, позже пытаемся использовать имеющиеся на нашем компьютере приложения, и, наконец, используем те приложения и данные, которые находятся на удаленном компьютере.
Модель OSI – набор стандартов для построения корпоративной системы
Модель открытых систем Open System Interconnection, предложенная международным некоммерческим объединением OMG, представляет собой семиуровневый набор стандартов, описывающих разные этапы взаимодействия удаленных компонентов распределенной (корпоративной) системы. В модели предложено 7 уровней (от 7 к 1): прикладной, уровень представления данных, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный и физический.
Реализацию сеансового, транспортного и сетевого уровней предлагает стек протоколов TCP/IP. На канальном уровне обычно реализованы сетевые технологии. Физический уровень содержит стандарты на сетевое оборудование, сетевые сигналы. Уровень представления и прикладной – стандарты на взаимодействие удаленных приложений.
Модель OSI носит достаточно абстрактный характер, многие реально используемые протоколы либо «захватывают» сразу несколько уровней (как TCP – сеансовый и транспортный), либо, вообще, с трудом вписываются между уровнями (как сокеты). Тем не менее, это неплохая модель, позволяющая, главным образом, при рассмотрении некоторого уровня абстрагироваться от особенностей реализации нижележащих уровней.
Работа стека TCP/IP в основном изучается в курсе «Информационные сети». В данном курсе большее внимание уделяется прикладному уровню модели OSI, т.е. затрагивается вопрос взаимодействия приложений.