По характеру взаимодействия с внешней средой и в зависимости от научно-технической политики выделяют три типа инновационных стратегий
Наступательная — характерна для фирм, основывающих
свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Наступательные стратегии включают: активные НИОКР; ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии приобретения. Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций и, следовательно, более применимы на ИП, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.
Оборонительная — направлена на удержание конкурентных позиций фирмы на уже имеющихся рынках. Главная
функция такой стратегии — активизировать в инновационном процессе соотношение «затраты-результат». Такая стратегия
требует интенсивных НИОКР. Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. Их можно подразделить на следующие типы стратегий: защитные, выжидательные, непосредственного реагирования.
Имитационная — используется фирмами, имеющими
сильные рыночные и технологические позиции, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений.
При этом копируются основные потребительские свойства (но
необязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
3. Разработка и выбор инновационных стратегий
Единой для всех ИП модели инновационной стратегии не существует,
1. Первый, основополагающий шаг сценария — разработка философии ИП, под которой следует понимать кредо его существования, руководящие принципы деятельности. Философия включает в себя описание высших ориентиров поведения, принятых ИП, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. Философия — это не свод обязательных нормативных актов какого-либо внешнего воздействия на деятельность ИП со стороны государства или иных органов, а отражение его собственного самовосприятия как субъекта предпринимательской активности в экономической системе, в национальной и региональной экономике, в отрасли, корпорации. В ней излагается представление о смысле его предпринимательской деятельности, его готовности нести ответственность за работников, отношение к внешней среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к предпринимательскому риску и т.п.
Философия формулирует позиции ИП в отношении его (функционирования), управления:
-способ управления (предпочтительный стиль — авторитарный, кооперативный, либералистский);
-ориентацию на информационные принципы: открытость или секретность;
-провозглашенные мотивациоиные принципы: индивидуальные или коллективные системы;
-принятые организационные структуры: децентрализованные или централизованные;
-порядок разрешения конфликтов: подавление или арбитраж;
-принципы контроля: внутренний или внешний.
Формулировка философии должна быть, с одной стороны, достаточно узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности, фокусировать ее на главном; с другой — охватывать достаточно широкую область, с тем чтобы дать возможность реализовать свой потенциал.
Общие ценностные установки поведения ИП, сформулированные в философии, приобретают на следующей стадии сценария (предпринимательская политика) более определенную адресность.
Предпринимательская политика формулирует в виде установок (стандартов) свои намерения сбалансированного поведения предприятия как по отношению к объектам внешней среды (потребители, поставщики, кредиторы, государство, общество), так и по отношению к внутрипроизводственным факторам (ресурсы, мощности, персонал, технология и т.п.).
При выработке предпринимательской политики ИП соприкасаются и должны получать взвешенное решение две изначально противоречивые тенденции:
1) стремление предприятия к максимизации прибыли;
2) стремление контрагентов предприятия к достижению собственных целей, удовлетворению своих интересов.
Идеальный случай разработки предпринимательской политики — это тот, при котором удается максимально возможно уравновесить тенденции, т. е. достигнуть консенсуса.
Обоснование заново разрабатываемых или корректировка действующих ценностных установок поведения предприятия (философия, предпринимательская политика) позволяет сформулировать его стратегический облик, который определяется как миссия ИП.
Существуют различные подходы к толкованию миссии ИП. В конечном счете все они сводятся к следующему. Миссия представляют собой описание ныне существующих или желаемых характеристик и целевых параметров ИП. Предлагается широкое и узкое понимание миссии.
В первом случае миссия — это констатация философии и предназначения, смысла существования организации.
Во втором случае миссия — это утверждение, раскрывающее смысл существования ИП, в котором проявляется отличие данного ИП от ему подобных.
Миссия[ занимает определенное ей место в стратегическом сценарии ИП и формируется либо в виде устных деклараций руководства ИП, либо в виде специально разрабатываемого документа. Миссия ИП, как экономической системы, движение к стратегическим целям ориентирует на согласие, равновесие и гармонию со своей внутренней и внешней средой.