Разработка содержания курсовой работы
Курсовая работа имеет ряд структурных элементов: введение, четыре главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
При делении текста работы на части следует руководствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.
Разработка введения
Курсовая работа начинается с введения, в котором:
– обозначается конкретная проблема и выявляется цель работы, а также задачи, с помощью которых данная цель будет достигнута;
– обосновывается актуальность темы, краткого обзора литературы по теме;
– формулируются вопросы, рассматриваемые в работе и раскрывается структура работы;
– дается сжатое изложение ее основных результатов.
В первом предложении ставится цель курсовой работы, т.е обозначается результат, который следует получить в итоге работы. Цель заключается в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.
Далее ставятся задачи, которые нужно решить для достижения поставленной цели курсовой работы.
Актуальность исследования - это ответ на вопрос: почему это следует изучать? Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости.
Объект исследования - что будет исследоваться? Объект предполагает работу с понятиями. Дается определение явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом исследования в курсовой работе является туристский потенциал отдельно взятого региона России.
Предмет исследования - направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. В курсовой работе это - проект тура по отдельно взятому виду туризма (или комбинированному) в выбранный регион России.
Методы исследования - как исследовали? Дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.
К наиболее часто применяемым общим методам относят:
- Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;
- Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;
- Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;
- Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;
- Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;
- Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;
- Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;
- Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.
Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:
- Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;
- Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;
- Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;
- Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.
Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.
Теоретическая и практическая значимость исследования - что нового, ценного дало исследование? Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.
Структура работы – подробно перечисляются структурные части работы.
В заключительной части введения даётся краткий обзор используемых источников и литературы.
В Приложении 5 даётся пример сокращённого введения.