Источники информации для подготовки к экзамену
Вопросы к квалификационному экзамену по профессиональному модулю
ПМ.02 «Технология выращивания древесно-кустарниковых культур»
по профессии 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
Теоретические вопросы
1. Дать определение дендрологии как науки. Что изучает дендрология? Для чего необходимо знание основ дендрологии?
2. Семенное размножение древесных растений. Сроки посева семян: укажите время года и породы деревьев, высеваемые в определенные сроки.
3. Роль древесных растений в жизни человека. Применение в различных отраслях жизнедеятельности человека.
4. Жизненные формы древесных растений (перечислить). Краткая характеристика форм.
5. Понятие об ареале. Факторы внешней среды, влияющие на растения: перечислить минимум 4 фактора и дать краткую характеристику.
6. Декоративные качества кроны древесных растений: назовите 3 составляющих. Перечислить формы кроны (до 11 видов).
7. Семенное размножение древесных растений. Глубина посева в зависимости от сроков посева, величины семян (привести примеры пород деревьев).
8. Выращивание древесных растений в питомнике. Группировка растений по срокам выращивания. Разделение по школам.
9. Техника и способы проведения прививок древесно-кустарниковых культур. Инструменты. Сроки проведения. Обвязка и обвязочный материал.
10. Уход за посевами и всходами в питомнике. Перечислить агротехнические операции. Указать применяемые материалы для мульчирования, подкормки, защиты от сорняков.
11. Перечислить основные формы крон кустарников (4 группы). Привести примеры пород кустарников с различными формами крон.
12. Виды обрезки древесно-кустарниковых культур. Правила и техника обрезки. Инструменты и материалы, применяемые при проведении работ по обрезке.
13. Использование вьющихся древесных растений (лиан) в озеленении. Назвать ассортимент, привести примеры в озеленении с использованием опорных конструкций.
14. Значение питомников для развития зеленого хозяйства. Виды питомников. Какими способами в питомниках размножают растения?
15. Способы вегетативного размножения древесно-кустарниковых растений. Перечень культур, способных к вегетативному размножению.
16. Методы размножения кустарников. Сроки размножения.
17. Виды агротехнического ухода за древесно-кустарниковыми культурами.
18. Способы (разновидности) прививок древесно-кустарниковых культур. Прививка окулировкой. Дать определение понятий «привой» и «подвой».
19. Декоративные качества листьев. Окраска листьев. Привести примеры.
20. Декоративные качества стволов деревьев и кустарников. Привести примеры.
21. Декоративные качества цветков декоративных древесно-кустарниковых культур. Привести примеры.
22. Что такое фенофаза? Перечислить основные фенофазы жизнедеятельности растений, кратко охарактеризовать.
23. Методы посадок декоративных деревьев. Разметка и подготовка посадочных мест. Подготовка саженцев, растительного грунта, минеральных удобрений. Расположение корневой шейки при посадке.
24. Способы прививок древесно-кустарниковых культур. Прививка копулировкой. Дать определение понятий «привой» и «подвой».
25. Методы размножения декоративных деревьев. Сроки размножения.
Практические вопросы
1. Описать последовательность операций при обработке спилов и срезов ветвей лиственных деревьев (замазка садовым варом, санитарная обработка инструмента, подготовка инструмента, зачистка среза до здоровой древесины):
№№ п/п | Операция |
Как обрабатываются срезы (спилы) хвойных деревьев?
2. Распределить по семействам Род Пихта, Туя, Ель, Тисс, Можжевельник, Лиственница, Сосна:
Семейство Сосновые | Семейство Кипарисовые | Семейство Тиссовые |
К какому отделу и классу относятся растения данных семейств(голосеменные, покрытосеменные)?
3. Распределить по семействам Род Клен, Береза, Липа, Тополь, Дуб, Бук, Лох:
Семейство Буковые | Семейство Березовые | Семейство Липовые | Семейство Ивовые и лоховые | Семейство Кленовые |
К какому отделу относятся растения данных семейств (голосеменные, покрытосеменные)?
4. Распределить по семействам Род Ясень, Жимолость, Барбарис, Сирень, Калина:
Семейство Барбарисовые | Семейство Маслиновые | Семейство Жимолостные |
К какому отделу относятся растения данных семейств (голосеменные, покрытосеменные)?
5. Изобразить графически формы кроны деревьев: минимум 5 видов с названием древесной породы, имеющей ту или иную форму кроны.
6. Описать последовательность операций при внесении минеральных удобрений в приствольные круги деревьев (рыхление почвы в приствольном круге, внесение удобрений, полив растения в приствольном круге):
№№ п/п | Операция |
Указать минимальное расстояние от ствола дерева при внесении удобрений. Для чего необходимо соблюдать данное расстояние?
7. Перечислить инструменты (механические, электрические), используемые при обрезке кустарников:
Санитарная обрезка | Декоративная обрезка (стрижка) |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. |
8. Изобразить графически один из способов прививок древесных растений: окулировка.
Какие инструменты и материал при этом применяются?
9. Указать глубину посева семян древесных пород в лесной зоне:
Порода | Глубина посева, см |
Вишня обыкновенная | |
Сирени | |
Сливы | |
Яблони | |
Шиповники | |
Пихта сибирская |
10. Из представленного ассортимента декоративных красивоцветущих кустарников указать тип цветения (в соответствующей графе проставить любой символ):
Ассортимент | Цветение на побегах прошлого года | Цветение на побегах текущего года |
Сирень | ||
Чубушник | ||
Дейция | ||
Спирея рябинолистная | ||
Спирея японская | ||
Гортензия |
11. Описать последовательность 6-ти операций при подготовке к посадке древесных растений (№1, №2, №3 и т.д.): подготовка посадочного места (ямы), разметка посадочных ям, заготовка саженцев, определение места под посадку на местности, подготовка инструмента, завоз растительного грунта.
12. Перечислить наиболее часто применяемый в озеленении в средней полосе ассортимент декоративных хвойных и лиственных деревьев и кустарников (не менее 6-ти):
Декоративные деревья средней полосы | Декоративные кустарники средней полосы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
13. Перечислить садовые инструменты и инвентарь для работы с древесно-кустарниковыми растениями:
При посадке | При уходе |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. |
14. Описать последовательность 8-ми операций при посадке древесных растений (№1, №2, №3 и т.д.): полив саженцев, уплотнение грунта вокруг саженцев, привязка к колышкам, подготовка инструмента и инвентаря, посадка саженцев, внесение минеральных удобрений, подсыпка растительного грунта в яму, устройство приствольного круга.
15. Перечислить садовые инструменты, инвентарь и материалы для работы с древесно-кустарниковыми растениями:
При обрезке и формировании крон | При обработке от вредителей и болезней |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. |
16. Изобразить графически один из способов вегетативного размножения древесно-кустарниковых пород – отводками. Какая почва необходима для укоренения отводок?
17. Изобразить графически обрезку ветвей деревьев двумя пропилами - 3 этапа.
С какой целью делаются такие пропилы?
18. Изобразить графически посадку дерева: глубокую, мелкую, правильную.
Какой главный фактор при этом должен быть учтен?
19. Перечислить инструменты, инвентарь и средства индивидуальной защиты, используемые при санитарной обрезке кустарников:
Инструменты, инвентарь | Средства индивидуальной защиты |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. |
20. Изобразить графически один из способов прививок древесных растений: копулировка.
Какие инструменты и материал при этом применяются?
21. Перечислить:
- наиболее часто применяемый в озеленении в средней полосе ассортимент декоративных лиственных
деревьев (не менее 6-ти);
- декоративные лиственные деревья, произрастающие на территории Колледжа «Угреша» (4-5- пород).
Декоративные деревья средней полосы | Декоративные деревья на территории Колледжа |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. |
Источники информации для подготовки к экзамену
1. Литература: Дендрология: учебник для студентов обр. учреждений СПО. А.В. Громадин, Д.Л.Матюхин. – М: издательский центр «Академия», 2010 .
2. Лекции по МДК «Технология выращивания древесно-кустарниковых культур», преподаватели Гончарова М.В., Петров И.В.
3. Теоретический материал (с презентациями) по учебной практике ПМ.02 «Выращивание древесно-кустарниковых культур»; знания и умения, полученные на практике; мастер п/о И.В. Петров.