Основные понятия. история развития
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и, в конечном счете, содержание качества социально-экономического развития общества. Овладение методами управления качеством является одним из главных условий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конкурентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха.
Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов шире использовать методы стандартизации, сертификации, метрологии и управления качеством в своей практической деятельности. Управление качеством является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Для освоения курса студенту необходимо ознакомиться с действующими законодательными актами, нормативными документами, связанными с вопросами обеспечения качества товаров и услуг, усвоить количественные методы оценки качества, познакомиться с международным опытом, понять механизм принятия решений в процессе управления качеством товаров.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
Объект - средство удовлетворения потребностей; в практической деятельности термин заменяется термином "продукция".
Продукция - результат процесса какой-либо деятельности.
Основные требования потребителей к продукции - экономичность, функциональность, безопасность, эстетичность, удобство.
Требования к качеству - выражение потребностей потребителей; они реализуются в процессе "создания качества".
Процесс "создания качества": осознание потребности потребителями → выявление потребности и требований к её качеству маркетинговой службой → воплощение потребности с учетом требований к качеству в опытном образце → реализация требований к качеству выпускаемой продукции в процессе производства → реализация требований к качеству в товаре в процессе сбыта → удовлетворение потребностей через оценку качества потребителем → отзывы в маркетинговую службу.
Обеспечение качества - планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявленным требованиям.
Управление качеством продукции - целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества этой продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.
Система качества (система управления качеством) - совокупность организационной структуры, методик, процедур и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
По мере роста качества продукции конкуренция фирм растет и уже идет борьба в области цен и обслуживания:
|
|
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
Качественным должна быть не только продукция, но и сама фирма. Пирамида качества:
Всеобщее качество
Качество фирм
Качество деятельности
Качество продукции
История развития:
* Ф.Тейлор (1905) ввел деление продукции на качественную и дефектную
(брак);
требования к качеству устанавливались в виде шаблонов (интервалов допука),
их называли проходными и непроходными калибрами;
* Х.Додж и Х.Ромиг применили выборочный контроль качества (оценка партии
продукции на основе её определенной части);
* В.Шухарт ( сер. 20-х годов ХХ в.) ввел понятие цикла непрерывных техноло-
гических изменений на основании статистического контроля качества;
* А.Фейгенбаум разработал модель Всеобщего контроля качества, Total Quality
Control (TQC);
* Э.Деминг создал цикл Деминга и внедрил в полном объеме в сер. 50-х годов
ХХ в. TQC;
* Д.Джуран в 1951 написал книгу "Руководство по управлению качеством"; в
ней заложена идея трилогии качества:
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
* Ф.Кросби разработал концепцию бездефектной работы, или систему "нулевых
дефектов" (ZD - Zero Defekts).
Исследуя зарубежный опыт управления качеством, можно выделить два подхода:
Западный подход (США и Европа) | Восточный подход (Япония) |
Качество основывается на низком уровне цен | Качество основывается на низком уровне дефектов |
Первая цель - прибыль, качество - категория случайная | Первая цель - качество, прибыль не замедлит сказаться |
По вопросам качества покупатели должны просить согласия поставщика | Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества |
Общие идеи насчет качества | Строгая политика качества к каждому предмету |
В Японии широко распространены кружки качества - Quality Circle (первый организован в 1962 профессором Каору Исикава). Принципы их действия - добровольность, регулярность, конкретность, коллегиальность. Они обеспечивают - проведение причинно-следственного анализа, выявление мероприятий по сокращению затрат, укрепление связей между сотрудниками фирмы, самообучение членов кружка.
Системы качества в СССР:
Саратов | БИП (бездефектное изготовление продукции) | |
Горький | КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) | |
Львов | СБТ (система бездефектного труда) | |
Ярославль | НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурсов двигателей) | |
Днепропетровск, Краснодар | КСУКП и ЭИР (комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов), КС ПЭП (комплексная система повышения эффективности производства). |
Отличия международного стандарта по качеству ИСО 9000 от КСУКП:
1. Ориентация на удовлетворение требований потребителя.
2. Возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей.
3. Проверка потребителем производства поставщика.
4. Выбор поставщика комплектующих изделий и материалов.
5. Сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилиза-
цией продукции.
6. Маркетинг.
7. Организация учета и анализа затрат на качество.
8. Прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу произ-
водства.
9. Решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.