Инновационные технологии, используемые в преподавании курса
Деловая игра- метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе - в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (раздел 4,5,7)
Дискуссия- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (семинар 1,2,3, раздел 3,6,9).
Диспут- это публичный спор, одна из активных форм работы со студентами. Проведение диспута должно тщательно планироваться, аучастники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Круглый стол- один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (семинар 4).
Метод кейс-стадии- обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (семинар 1,2,3,4, раздел 3,4,5,6,7,8).
Мозговой штурм- метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудной проблемы. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких студентов и преподавателя, выполняющего роль ведущего. Перед началом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. Мозговой штурм проводится в форме деловых игр. Он способствует созданию инновационного климата в группе, мобилизации студентов на поиск новых решений (раздел 4).
Презентация- способ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств (семинар 26).
Проведение практических занятий по изучению технологического оборудования торговых предприятий в торговой сети города Перми.
Тестовое задание- минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора (семинар 1,2,3,4,6, раздел 3,4,5,6,7,8, семинар 26).
Глоссарий
Абсорбция – процесс селективного поглощения газов или паров жидкими поглотителями – абсорбентами.
Агент - физическое или юридическое, выполняющее рыночные операции по поручению фирмы-принципала, но не принимающий на себя прав собственности.
Ассортимент- перечень товарных видов и подвидов физическое или юридическое лицо, выполняющее в маркетинге посреднические функции: сводит продавца покупателя, иногда выступает гарантом сделки.
Биохимические процессысвязаны с жизнедеятельностью микроорганизмов. В результате жизнедеятельности микроорганизмов происходит изменение химического состава и свойств вещества, скорость протекания которых определяется законами химической кинетики.
Брендинг –деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, а также других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идеей и характерным унифицированным оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ.
Брифинг –короткая, сжатая во времени, инструктивная встреча журналистов с руководством коммерческой фирмы или компании с приглашением органов государственной и законодательной власти.
Вероятность безотказной работы Р (τ) – это функция, убывающая во времени от 1 до 0, которая характеризует вероятность того, что в пределах заданной наработки отказов изделия не возникает.
Вязкость– это свойство газов и жидкостей сопротивляться действию внешних сил, вызывающих это течение.
Гомогеннаяжидкая система представляет собой жидкость или раствор.
Гетерогенныминазывают системы, состоящие как минимум из двух фаз: дисперсной (внутренней), обычно находящейся в тонкораздробленном состоянии, и дисперсионной (внешней), окружающей частицы дисперсной фазы.
Гидромеханические процессы— это процессы, скорость которых определяется законами механики и гидродинамики. К ним относятся процессы перемещения жидкостей и газов по трубопроводам и аппаратам, перемешивания в жидких средах, разделения суспензий и эмульсий путем отстаивания, фильтрования, центрифугирования, псевдоожижения зернистого материала и др.
Грузовой конвейер – единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие ее с транспортных средств.
Двигатель— механизм, осуществляющий преобразование различных видов энергии в механическую работу (двигатель внутреннего сгорания, паровая машина, электродвигатель и др.).
Десорбция – процесс, обратный абсорбции.
Дистрибьютор - см. торговый посредник, в узком смысле Д. -крупная оптовая фирма, занимающаяся посредническими операциями на рынке, число всех уровней (звеньев).
Долговечность– свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Жизненный цикл товара - модель, отражающая время пребывания товара на рынке, отдельные этапы его реализации и тенденции продажи, прибыли и затрат на каждом из них; изображается в виде кривой.
Имидж– целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы. Высокий имидж фирмы служит залогом ее коммерческого успеха, устойчивого финансового положения и активных коммуникаций с общественностью.
Информационной машинойназывается машина для получения и преобразования информации. Информационные машины подразделяюна:
o контрольно-управляющие, которые преобразуют получаемую контрольно-измерительную информацию в целях управления энергетической или рабочей машиной;
o математические, которые преобразуют информацию, которую получают в виде различных математических образов, заданных в форме отдельных чисел или алгоритмов по определенным правилам.
Исполнительными механизмаминазываются те механизмы, которые непосредственно воздействуют на обрабатываемую среду (материал) и служат для преобразования движения передаточного механизма и передачи его в преобразованном виде рабочему органу. Исполнительные механизмы, как правило, являются механизмами циклического действия.
Канал товародвижения - цепочка торговых посредников (дистрибьюторов), через которых проходит товар на пути от производителя к потребителю.
Качество товара -совокупность свойств, обеспечивающих возможность удовлетворить комплекс потребностей.
Кибернетические машины— это машины, которые заменяют или имитируют различные механические, физиологические или биологические процессы, присущие человеку и живой природе и обладающие элементами искусственного интеллекта.
Коммерция - 1) любая предпринимательская деятельность направленная на извлечение прибыли; 2) торговля.
Конкурентоспособность товара - способность товара быть проданным и приносить прибыль в присутствии на рынке конкурирующего товара.
Контроллинг в маркетинге - комплексная система оперативной оценки эффективности маркетинговой деятельности с целью корректировки плана маркетинга с учетом меняющейся рыночной ситуации.
Конъюнктура рынка - конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или определенный промежуток времени под воздействием комплекса сил факторов; характеризуется соотношением спроса и предложения, уровнем, тенденциями и устойчивостью продажи, цен, запасов, деловой активности.
Коэффициент полезного действия машин – отношение полезной работы (полезно затраченной энергии) ко всей затраченной работе (энергии).
Логистика - направление маркетинга, система оптимизации управления транспортировкой и складированием товара на основе использования экономико-математических моделей, компьютеризации и автоматизации складов и транспортных средств.
Логотип - специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного названия фирмы или товара.
Макромаркетинг – 1)участие государства в управлении рыночной деятельностью, государственное регулирование рыночных процессов, изучение рынка государственными учреждениями; 2) рыночная деятельность сверхкрупных корпораций, отраслевых подразделений
Макросреда маркетинга - совокупность глобальных социально-демографических, экономических, политических, научно-технических, природно-географических сил и факторов, оказывающих влияние на рынок в целом и в том числе на маркетинг конкретной фирмы.
Марка товара -имя, термин, знак, символ или их сочетание, предназначенное для идентификации и рекламы товара.
Маркетинг (от англ. market –рынок -1) деятельность, направленная на доведение товара от производителя до потребителя, а, следовательно, на удовлетворение потребностей. 2)управление рыночной деятельностью, регулирование некоторых рыночных процессов, изучение рынка.
Маркетинговая служба- административно-управленческое подразделение фирмы, осуществляющее полный или частичный набор функций маркетинга; строится по матричному или функциональному принципу.
Маркетинговое исследование - любая форма информационно-аналитической деятельности, удовлетворяющей потребности маркетинга.
Массообменные процессы— процессы, связанные с переносом вещества в различных агрегатных состояниях из одной фазы в другую.
К ним относятся абсорбция и десорбция, перегонка и ректификация, адсорбция, экстракция, растворение, кристаллизация, увлажнение, сушка, сублимация, диализ, ионный обмен и др.
Машина— устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии или материалов. Технологические машины преобразуют форму, свойства и положение обрабатываемого материала.
Механические процессы— это процессы чисто механического взаимодействия тел. К ним относятся процессы измельчения (резания), прессования (брикетирование, таблетирование, гранулирование, формование), классификации твердых материалов, в том числе сыпучих, смешивания твердых сыпучих и пластических материалов (теста).
Модуль –в рекламе: единица поверхности при покупке рекламной площади в газетах рекламных объявлений. Это прямоугольник шириной в колонку и стандартной высоты.
Мокрое разделение— процесс извлечения взвешенных в газе твердых частиц жидкостью. Применяют для очистки газов и разделения суспензий.
Механизма– система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в заданное движение других тел.
Мощность машины – это энергия, которая подводится к машине, двигателю в единицу времени и характеризует быстроту совершения работы.
Надежность оборудования – свойство технической системы выполнять производственные функции, сохраняя технико-эксплуатационные показатели в установленных пределах в течении заданного периода эксплуатации.
Обратный осмосприменяют для разделения растворов путем фильтрования под давлением через полупроницаемые мембраны, пропускающие растворитель, но задерживающие молекулы или ионы растворенных веществ.
Осаждение— процесс разделения жидких и газообразных гетерогенных систем под действием гравитационных сил, сил инерции (центробежной силы) или сил электрического поля. Соответственно различают гравитационное осаждение, циклонное и отстойное центрифугирование и электроочистку. В результате осаждения твердых частиц выпадает осадок, а жидкость осветляется.
Отказ – это событие, которое состоит в нарушении работоспособности изделия или его элементов.
Паблисити –публичность, известность, популярность; рекламирование деятельности фирмы, ее достижений средствами массовой информации.
Пенысостоят из жидкой дисперсионной и газовой дисперсной фаз. По своим свойствам пены близки к эмульсиям, которые они образуют при взбалтывании кремов, муссов, молочных коктейлей и т. д.
Передаточный механизмимеет своей задачей передачу движения от двигателя к технологической машине или исполнительным механизмам. Из-за того что вал двигателя имеет обычно более высокую частоту вращения, чем основной вал технологической машины, передаточные механизмы уменьшают частоту вращения вала двигателя до необходимого уровня.
Плотность ρ – это отношение массы М тела (вещества) к его объему V.
Пыли и дымысостоят из газовой дисперсионной и твердой дисперсной фаз. Образуются пыли обычно при дроблении, смешивании и транспортировке твердых материалов. Размеры твердых частиц пылей составляют 3...70 мкм. Дымы образуются при горении. Размер твердых частиц в дымах 0,3...5 мкм.
Поверхностное натяжение σ – это величина, численно равная работе, которую нужно затратить для того, чтобы при постоянной температуре увеличить на единицу площади поверхность раздела фаз.
Позиция –представление о фирме, товаре или услуге в глазах наилучших потенциальных клиентов, которое фирма создает при помощи маркетинг-микса; вся реклама фирмы должна опираться на позицию фирмы.
Прайс-лист –содержит перечень наименований товаров, их краткую характеристику и стоимость каждого товара. Выполняется, как правило, в виде таблицы. Помимо чисто информационной он выполняет и рекламную функцию.
Презентация –самостоятельная акция, организованная специалистами службы ПР совместно с руководством фирмы в целях представления фирмы, ее новой продукции, демонстрации новых достижений.
Пресс-релиз –сообщение, подготовленное специалистами службы ПР, содержащее важную новость для широкой аудитории. Например, сообщение о производстве новых видов товаров или услуг, открытие нового представительства или филиала компании, проведение важной для фирмы пресс-конференции, закрытых или открытых тендеров.
Продвижение товара (англ. promotion) -любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания потребителям о своих товарах и их достоинствах; формирование привлекательного образа товара в представлении потребителей.
Производственный процесс(от лат. processus — продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения определенного результата.
Рабочие органы — детали исполнительного механизма, которые вступают в непосредственное соприкосновение с обрабатываемым материалом и совершают механическую работу по преодолению технологических сопротивлений (при нарезании, изменении формы и линейных размеров тел и т.д.). Рабочие органы подразделяются на основные (ножи, шнеки, лопасти и др.) и вспомогательные (зажимы, захваты, направляющие и др.).
Рабочей машинойназывается машина, предназначенная для преобразования материалов. Рабочие машины подразделяются на транспортные и технологические.
Транспортной машиной называют рабочую машину, в которой преобразование материала состоит только в изменении положения перемещаемого объекта. Под материалом на транспортных машинах понимают любой перемещаемый предмет. Примерами транспортных машин могут быть автомобили любых моделей, тепловозы, самолеты, подъемники, краны и т.д. Если транспортная машина применяется для перемещения людей, то под материалом понимается кабина лифта и т.д.
Технологической машиной называют рабочую машину, в которой преобразование материала состоит в изменении его формы, свойств и состояния или обрабатываемого объекта. Технологические машины, в которых продукт подвергается физико-механическим, биохимическим, тепловым, электромагнитным и другим воздействиям, приводящим к изменению его физико-химических свойств или агрегатного состояния, — это технологические аппараты.
Растворение – это процесс перехода вещества из твердой фазы в жидкую.
Реклама -совокупность специальных средств привлечения внимания потребителей к товару; специфический способ стимулирования спроса; метод информирования потребителей о товаре и фирме.
Ресурс технического устройства - обоснованное значение наработки устройства (в часах, циклах, километрах пробега и т. д.), при котором с определенной вероятностью будет сохраняться работоспособность без непредусмотренной остановки.
Рынок –система экономических отношений, включающая производство различных видов товаров и услуг, их обращение и конечное потребление за счет купли-продажи в соответствии с состоянием спроса и предложения.
Система технологийпредставляет собой совокупность взаимосвязанных отдельных технологий, подчиняющихся единым законам и закономерностям и образующих единое целостное.
Слоган– лозунг, призыв, девиз, боевой клич. Используется в рекламе в виде заголовка рекламного текста. Выражение идеи основного содержания обращения, состоящее, как правило, из 6-10 слов, читаемых одним взглядом ,как рекламный призыв.
Средства массовой информации (масс-медиа) – газеты, журналы, телевидение и другие средства, передающие информацию.
Стиль жизни – образ жизни данного человека или группы людей: их интересы, распределение свободного времени, взгляды и т. д.; от стиля жизни зависит, как данный человек тратит свои доходы.
Суспензиисостоят из жидкой дисперсионной и твердой дисперсной фаз. В зависимости от размера взвешенных твердых частиц суспензии делятся на грубые с частицами размером > 100 мкм; тонкие, когда размеры твердых частиц составляют 0,01... 100 мкм, и коллоидные растворы, содержащие твердые частицы размерами < 0,1 мкм.
Сушка – это удаление влаги из твердых, пастообразных материалов, суспензий путем ее испарения.
Температурная депрессия – разность между температурами кипения раствора и растворителя Тр – Т = ∆t.
Теплоемкость раствора – функция температуры и концентрации растворенного вещества.
Теплота растворения – зависит от природы растворяемого вещества и растворителя, а также от концентрации раствора.
Тепловые процессысвязаны с переносом теплоты от более нагретых тел (или сред) к менее нагретым или от менее нагретых к более нагретым (в холодильных процессах).
Технологический аппарат(от лат. apparatus — оборудование) — устройство, приспособление, оборудование, предназначенное для проведения технологических процессов.
Технология— ряд приемов, выполняемых направленно для получения из исходного сырья продукта с наперед заданными свойствами. Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Теплоемкость– это отношение количества вещества теплоты, подводимой к веществу, к соответствующему изменению его температуры.
Теплопроводность – это перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия микрочастиц, приводящий к выравниванию температуры тела.
Товародвижение -товары, находящиеся у производителя, в процессе перемещения и в торговле и ожидающие момента продажи; размер товарных запасов зависит от объема товарооборота, от периодически и равномерности завоза товаров и от степени сбалансированности спроса и предложения.
Торговый посредник (дистрибьютор) - продаже товаров, торговый посредник, предприятия оптовой или розничной торговли, покупающие товар у производителя и перепродающие их другим покупателям; Т.П. входит в канал товародвижения в качестве его уровня.
Туманысостоят из газовой дисперсионной и жидкой дисперсной фаз. Они образуются при конденсации. Размер жидких капель в тумане 0.3...3 мкм. Пыли, туманы и дымы представляют собой аэрозоли.
Удельный вес γ – это отношение массы тела (вещества) к его объему.
Ультрафильтрация— это способ разделения, фракционирования и концентрирования растворов с помощью селективных полупроницаемых мембран. Перепад давления по обе стороны мембраны 0,2...1,0МПа.
Фильтрование— процесс разделения жидких и газовых неоднородных систем, с использованием пористой фильтровальной перегородки, способной задерживать взвешенные частицы, но пропускать жидкость или газ.
Целевая аудитория – определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.
Экологические знаки– знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Эмульсиисостоят из двух жидких фаз, не растворяющихся одна в другой: дисперсионной и дисперсной. Размер частиц дисперсной фазы может колебаться в значительных пределах. Под действием гравитационной силы эмульсии обычно расслаиваются, однако тонкие эмульсии с каплями дисперсной фазы размером менее 0,4...0,5 мкм, а также содержащие стабилизаторы, становятся устойчивыми и не расслаиваются в течение продолжительного времени.
Энергетической машинойназывается машина, предназначенная для преобразования любого вида энергии в механическую работу (и наоборот). В первом случае она носит название машины-двигателя, во втором — машины-генератора. В качестве примера можно привести двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, турбины, паровые машины, генераторы.
Хладоносители – рабочие вещества холодильных машин, служащие для передачи холода от хладагента к охлаждаемой среде и не участвующие в термодинамическом цикле его выработки.
Холодильные агенты – рабочие вещества холодильных машин (называемые чаще рефрижераторами и обозначаемые по международному стандарту ISO №817-74 буквой «R» с добавлением индивидуального для каждого вещества цифрового обозначения), используются для осуществления обратных термодинамических циклов.