Типы дистанционных технологий
Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:
- Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).
- Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
- Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств.
- Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.
- Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.
- Информационно-спутниковая сетевая технология – технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.
- Учебно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.
- Аттестационно-вахтовая технология – технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.
Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности.
Дистанционное образование – это синтетическая, интегральная гуманитарная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся. Причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
В целях оказания максимальной методической поддержки обучающимся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, сохранения единой последовательности изложения материала и обоснованности выбора структуры курса, автор должен руководствоваться данными методическими рекомендациями.
Процесс разработки дистанционного курса можно разделить на две составляющих: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса. В данном случае нас интересует разработка учебно-методического наполнения. На этом этапе проводится структурирование текстов, логическое построение их частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной части курса - контроля, обсуждений и тому подобное. Очень важно при этом планирование гипертекстовой структуры курса, то есть системы ссылок и переходов между понятиями, содержательной и инструментальной компонентами. После этого проводится создание и размещение материалов в электронном виде и т.д.
Учебно-методические материалы дистанционного курса должны разрабатываться соответственно следующим принципам:
1. Программа дистанционного курса должна содержать цели как компоненты учебного процесса по данной дисциплине, формировать мотивации успешного изучения курса с помощью разъяснения его места и значения в системе обучения. Перечень тем в курсе целесообразно сопроводить указанием необходимого уровня усвоения материала и разработать согласно утвержденным программам.
2. Учебные материалы в цифровой форме должны быть с использованием гипертекста. В предисловии к учебным материалам необходимо объяснить условные обозначения ссылок.
3.Разрабатывая курс, автор должен предусматривать общение студентов с преподавателем (тьютором) и между собой.
4. Дистанционный курс не является электронной копией печатных учебников или простым компьютерным учебником. Информационно-коммуникационные технологии (не являясь самоцелью) могут и должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса.
Процесс создания ДК курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается ДК, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и методиста-консультанта, который владеет информационными технологиями