Роль пользователя в создании информационных технологий

ИС создается для удовлетворения информационных потребно­стей конкретного пользователя, и он принимает непосредствен­ное участие в ее работе. Под функционированием ИС в дан­ном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного, программного обеспечений, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработ­ки информации.

Первые разработки ИС в области экономики не содержали принципиально новой методологии, а лишь использовали дорого­стоящую вычислительную технику в качестве большого арифмо­метра для сокращения трудоемкости выполнения операций в тра­диционной технологии решения задач управления. Недостатком, причем весьма распространенным, при создании автоматизиро­ванных систем организационного управления был низкий уровень постановки задач. Одна из причин этого - в недостаточном ис­пользовании специалистов отделов, служб управления в обследова­нии потоков информации, описании экономико-организационной сущности задач, проектировании выходной информации. Кроме того, в автоматизированном режиме обрабатывался не весь ком­плекс задач, решаемых тем или иным специалистом, поэтому у пользователя часто и не возникало желания принять активное уча­стие в создании новой технологии.

При переходе на массовое использование в управлении ЭВМ и коммуникационных средств недостаточно просто декларировать цель автоматизации того или иного процесса, нужно ее конкрети­зировать, разработать стратегию и тактику ее достижения. Для реа­лизации новых, рожденных научно-техническим прогрессом тех­нологий существуют два способа: или встраивать их в традицион­ный процесс управления, или реконструировать сам процесс с уче­том возможностей новых средств.

Внедрение средств автоматизации для совершенствования управления - достаточно сложная задача прежде всего потому, что автоматизированные системы носят человеко-машинный характер. Сейчас очевидно, что простое встраивание их в уже сложившуюся структуру отношений, своеобразных традиций и стереотипов ре­шения задач управления невозможно без изменения, ибо в про­тивном случае нововведения не приживаются и не дают экономи­ческого и социального эффекта. Следовательно, коллектив заказ­чика новой технологии должен быть серьезно подготовлен к новой методике ее реализации, готов помочь ее внедрению, а не препят­ствовать или просто наблюдать.

Опыт создания ИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выпол­няемой работы, входной и выходной информации. Участие поль­зователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию ИС и АИТ. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки по­становок задач, корректировать при необходимости входную и вы­ходную информации, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации - это не только форма активного обучения пользователя работе на компьютере, знакомство с программными средствами, но и процесс адаптации пользователя к новым условиям работы, новой технологии, к но­вой, все более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совершенно иное отношение к работе в условиях АИТ, создание которой предусматривает макси­мально возможный охват автоматизированной обработкой выпол­няемых непосредственно им функций.

Участие пользователя в создании ИС и АИТ должно обеспе­чивать в перспективе как оперативное и качественное решение за­дач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. При этом происходит активное обучение пользователя, повышает­ся уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологиче­ской среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации ИС и последующей работы. Однако для этого поль­зователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что поможет ему определить и выделить подлежащие автоматизиро­ванной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.

Постановка задачи - это описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущно­сти, логике преобразования информации для получения результата. На основе постановки задачи программист должен представить логику ее решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для ее реализации.

Через постановку задачи, путем регламентации изложения ее содержания, устраняются трудности взаимодействия "пользова­тель - прикладной программист", что делает это взаимодействие более логичным и системным. Постановка задачи ведется на ста­дии проектирования компьютерных информационных систем. Для постановки используются сведения, необходимые и доста­точные для полного представления ее логической и информацион­ной сущности. Такими сведениями располагает экономист, осуще­ствляющий решение задачи в условиях ручной обработки или с использованием компьютерной техники. При постановке задач пользователь прежде всего должен описать информационное обес­печение, алгоритмы их решения. Постановка задачи требует от пользователя не только про­фессиональных знаний той предметной области, для которой делается постановка, но и знаний компьютерных информаци­онных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотни и даже в тысячи раз по своим по­следствиям, если их обна­ружат на конечных фазах создания или использования приклад­ного программного продукта. Причина заключается в том, что каждый из последующих участников создания прикладных программ не располагает информацией, необходимой для ис­правления содержательных ошибок.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определенные виды деятельно­сти. Такое направ­ление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно до­полняется разработкой оригинальных прикладных программ. Од­нако в любом случае постановка задачи необходима.

Постановка и реализация задач на ЭВМ требует усвоения ос­новных понятий, касающихся теоретических основ компьютерных информационных систем. К ним относятся свойства, особенности и структура экономической информа­ции; условно-постоянная информация, ее роль и назначение; носители информации, макет машинного носителя; средства формализованного описания информации; алгоритм, его свойства и формы представления; назначение контроля входной и результатной информации, способы контроля; состав и назначение устройств персональных ЭВМ; состав программных средств персональных ЭВМ, назначение операционных систем, пакетов прикладных программ, интег­рированных пакетов программ типа АРМ бухгалтера, АРМ финансиста и др.

При описании постановки задачи обращается внимание на ее объемно-временные характеристики. Они отражают объемы вход­ной и выходной информации (количество документов, строк, зна­ков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации.

В процессе описания постановки задачи важной является выверка точности и полноты названий всех информационных единиц и их совокупностей. В условиях автоматизированной обработки кроме привычных для восприятия наименований по­казателей в документах имеют ме­сто нетрадиционные формы представления информации. Чет­кость наименований информационных совокупностей и их идентификации, устранение синонимов и омонимов в названи­ях экономических показателей обеспечивают более высокое ка­чество результатов обработки. Полное название показателя в сложных формах может складываться из названий строк, граф и элементов заголовочной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-либо документа требует, как правило, их соотнесения с местом и временем от­ражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь должен помнить о необходимости включения в описания соот­ветствующих сведений, имеющих место, как правило, в заголо­вочной части документа.

Для каждого вида входной и выходной информации дается описание всех элементов информации, участвующих в автоматизи­рованной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют наименование элемента информации, его идентификатор и максимальная разрядность.

Наименование реквизита должно соответствовать документу или вытекать из него. Не допускаются даже мелкие погрешности в на­именованиях реквизитов, так как в принятой редакции закладыва­ется словарь информационных структур будущей автоматизиро­ванной технологии обработки.

Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита. Идентификатор может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокра­щенное обозначение полного наименования реквизита. Идентифи­катор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя мо­жет включать и алфавитно-цифровые символы, общее их количе­ство обычно регламентировано.

Разрядность реквизита необходима для просчета объема зани­маемой памяти. Она указывается количеством знаков.

Постановка задачи выполняется в соответствии с планом. При­ведем пример одного из вариантов плана.

План постановки задачи

Организационно-экономическая сущность задачи: наименование задачи, место ее решения; цель решения; назначение; периодичность решения и требования к срокам решения; источники и способы поступления данных; потребители результатной информации и способы ее от­правки; информационная связь с другими задачами.

Описание входной информации: перечень исходной информации; формы представления по каждой позиции переч­ня; примеры заполнения документов; количество информации в единицу времени; описание структурных единиц информации; точное и полное наименование, идентификатор, максималь­ная разрядность в знаках; способы контроля исходных данных, контроль разрядности реквизита; контроль интервала значений реквизита; контроль соответствия списку значений; балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов; метод контроля с помощью контрольных сумм и любые дру­гие возможные способы контроля.

Описание выходной информации: перечень результатной информации; формы представления; периодичность и сроки представления; количество информации в единицу времени; перечень пользователей результатной информацией; перечень регламентной и запросной информации: описание структурных единиц информации; способы контроля результатной информации; контроль разрядности; контроль интервала значений реквизита; контроль соответствия списку значений; балансовый или расчетный метод контроля отдельных пока­зателей; метод контроля с помощью контрольных сумм и любые дру­гие возможные способы контроля.

Описание алгоритма решения задачи: описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий; описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма; требования к порядку расположения ключевых признаков в выходных документах, например по возрастанию значений табельных номеров; алгоритм должен учитывать общий и все частные случаи ре­шения задачи.

Описание используемой условно-постоянной информации: перечень условно-постоянной информации; формы представления; описание структурных единиц информации; способы взаимодействия с переменной информацией.

Внедрение ИС и АИТ, как показывает опыт, ведет к качест­венным переменам в труде пользователей: расширяются их про­фессиональные знания, приобретаются навыки работы в автомати­зированной информационной сфере.

Новая информационная технология может иметь ряд позитив­ных последствий. Обработка исходных данных и проведение расчетов поруча­ется не имеющим высокой квалификации и необходимых практических навыков работникам, а высококвалифициро­ванным специалистам отводится анализ, выбор вариантов расчетов, разработка управленческих решений. Работа с ЭВМ приводит к повышению квалификации всех исполнителей и общему, довольно высокому уровню их про­фессиональной культуры. Сэкономленное в результате автоматизации обработки расче­тов и оформления документов время используется на прове­дение расчетов в нескольких вариантах, получение альтерна­тивных оценок ситуаций, что необходимо для анализа и принятия обоснованных решений. При сокращении времени на проведение расчетов время на анализ и принятие решений увели­чивается. Создание информационных систем не столько приводит к высвобождению специалистов, сколько выдвигает к ним новые требования, т.е. позволяет качественно изменить их труд.

Наши рекомендации