Нормативная база энергоаудита
Г л а в а 12
ОСНОВЫ ЭНЕРГОАУДИТА
Общие положения
При решении задачи рационального использования энергии важное место занимает всестороннее комплексное обследование потребителей энергоресурсов — энергетическое обследование (энергоаудит).
Энергетическое обследование — обязательная процедура контроля за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, осуществляемая органами Госэнергонадзора и независимыми энергоаудиторами в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 г.
Энергетический аудит — добровольная процедура контроля специализированными независимыми организациями (энергоаудиторами) за соблюдением потребителями ТЭР установленных норм расхода энергоресурсов, требований нормативных документов и действующего законодательства в сфере энергосбережения.
Два родственных понятия — энергоаудит и энергетическое обследование — различаются по существу побудительными мотивами: энергоаудит проводится согласно территориальным или федеральным планам госучреждений, а энергетическое обследование — по инициативе потребителя топливно- энергетических ресурсов. Цели в обоих случаях одинаковы — оценка эффективности использования энергетических ресурсов и разработка рекомендаций по снижению затрат на топливо- и энергообеспечение. В дальнейшем будем использовать лишь один термин — «энергоаудит».
Энергетический аудит потребителей ТЭР можно рассматривать как техническое инспектирование энергогенерирования и энергоиспользования на обследуемом объекте в целях определения возможной экономии энергии и выработки предложений для ее достижения.
Законодательно устанавливается необходимость независимого и компетентного энергоаудита, проводимого сторонними специалистами (энергоаудиторами).
Специалисты, проводящие энергоаудит, должны обладать рядом профессиональных навыков: знанием наиболее распространённых технологий, принципов работы и схемных решений основного энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования (котлов, турбин, рекуперативных, регенеративных и смесительных теплообменных аппаратов, систем отопления, вентиляции и др.); умением проводить расчёты энергетических балансов предприятий и отдельных потребителей, а также выполнять поверочные и конструктивные расчёты энергетического оборудования.
Нормативная база энергоаудита
Энергоаудит логически является частью аудита хозяйственно-финансовой деятельности обследуемых предприятий. При этом решаются общие для них задачи, такие как анализ эффективности потребления ресурсов и себестоимости продукции, анализ затрат и регулирования себестоимости товаров и услуг. Для осуществления энергоаудита как хозяйственной, так и экономической деятельности необходима нормативная база, включающая в себя как нормативно-правовую, так и нормативно-техническую составляющую. Обе составляющие должны иметь несколько уровней: федеральный, региональный, уровень потребителя ТЭР.
Принятый в России в марте 1996 г. Федеральный закон «Об энергосбережении» является одним из главных нормативно-правовых актов для энергоаудита, поскольку статья 10 предписывает обязательность подобной деятельности: «Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов. Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации» [1].
После принятия Федерального закона «Об энергосбережении» энергосбережение и энергоаудит перешли из разряда случайных, отрывочных инициативных мероприятий, проводимых отдельными работниками и организациями, в разряд стабильной работы, носящей контролируемый и системный характер.
Нормативно-правовая база энергосбережения включает в себя следующие виды документов:
федеральные законы (например, № 28-ФЗ от 3.04.1996 г. «Об энергосбережении»; № 41-ФЗ от 17.08.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»);
указы Президента РФ (№ 889 от 25.07.1998 г. «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию», № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и др.);
постановления Правительства РФ (например, «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» от 28.07.1997 г.; «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 1234-р, от 28.08.2003 г. и др.).
Нормативно-техническая документация проведения энергоаудита является составной частью нормативной базы энергосбережения. К нормативно-технической документации относятся: нормативные документы по энергосбережению на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);
технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;
методические документы по расчётам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов (РД);
методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения путём повышения эффективности использования и снижения потерь, первичных ТЭР, использования вторичных энергетических ресурсов, возобновляемой энергии и альтернативного топлива;
методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учёте ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления.
Основная нормативно-техническая документация регламентирует важные для энергоаудита положения:
правила проведения энергетических обследований;
состав энергетического паспорта промышленного потребителя ТЭР (ГОСТ Р 51379—99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя ТЭР. Основные положения. Типовые формы»); методы расчёта энергобалансов потребителей энергоресурсов; номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР (ГОСТ Р 51541—99 «Энергетическая эффективность. Состав показателей»);
методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения;
методы расчёта освещённости (СНиП 23-05—95 «Естественное и искусственное освещение»);
требования к теплоизоляции (СНиП 2.04.14—88 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»);
контроль за поддержанием температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией (МГСН 2.01—99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению»);
нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения; методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции (например, РД 153-39.0-112—2001 «Методика определения норм расхода и нормативной потребности в природном газе на собственные технологические нужды магистрального транспорта газа»); требования к метрологическому обеспечению энергосбережения; требования обеспечения точности и единства измерений при учёте ТЭР; требования к использованию вторичных энергетических ресурсов и др. На федеральном уровне упорядочение деятельности в области нормативно-технического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энергообеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответствии с Законом РФ «Об энергосбережении».
На региональном (для субъектов РФ) уровне деятельность в области нормативно-технического обеспечения энергосбережения осуществляют: орган исполнительной власти субъекта РФ; региональные энергетические комиссии (РЭК); территориальные органы Ростехнадзора и Госстандарта России; научно-технические центры и агентства по энергосбережению. Разработка энергосберегающих стандартов отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций производится этими субъектами самостоятельно в пределах своей компетенции. Значение энергоаудита при практической реализации программ энергосбережения различного уровня объективно растёт, и эта тенденция будет сохраняться в ближайшем будущем.