Нормативная база энергоаудита

Г л а в а 12

ОСНОВЫ ЭНЕРГОАУДИТА

Общие положения

При решении задачи рационального использования энергии важное место занимает всестороннее комплексное обследование потребителей энерго­ресурсов — энергетическое обследование (энергоаудит).

Энергетическое обследование — обязательная процедура контроля за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, осуществляемая органами Госэнергонадзора и независимыми энергоаудиторами в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбере­жении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 г.

Энергетический аудит — добровольная процедура контроля специализи­рованными независимыми организациями (энергоаудиторами) за соблюде­нием потребителями ТЭР установленных норм расхода энергоресурсов, тре­бований нормативных документов и действующего законодательства в сфере энергосбережения.

Два родственных понятия — энергоаудит и энергетическое обследование — различаются по существу побудительными мотивами: энергоаудит прово­дится согласно территориальным или федеральным планам госучреждений, а энергетическое обследование — по инициативе потребителя топливно- энергетических ресурсов. Цели в обоих случаях одинаковы — оценка эффек­тивности использования энергетических ресурсов и разработка рекоменда­ций по снижению затрат на топливо- и энергообеспечение. В дальнейшем будем использовать лишь один термин — «энергоаудит».

Энергетический аудит потребителей ТЭР можно рассматривать как тех­ническое инспектирование энергогенерирования и энергоиспользования на обследуемом объекте в целях определения возможной экономии энергии и выработки предложений для ее достижения.

Законодательно устанавливается необходимость независимого и компе­тентного энергоаудита, проводимого сторонними специалистами (энергоау­диторами).

Специалисты, проводящие энергоаудит, должны обладать рядом про­фессиональных навыков: знанием наиболее распространённых технологий, принципов работы и схемных решений основного энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования (котлов, турбин, рекуперативных, реге­неративных и смесительных теплообменных аппаратов, систем отопления, вентиляции и др.); умением проводить расчёты энергетических балансов предприятий и отдельных потребителей, а также выполнять поверочные и конструктивные расчёты энергетического оборудования.

Нормативная база энергоаудита

Энергоаудит логически является частью аудита хозяйственно-финансо­вой деятельности обследуемых предприятий. При этом решаются общие для них задачи, такие как анализ эффективности потребления ресурсов и себе­стоимости продукции, анализ затрат и регулирования себестоимости това­ров и услуг. Для осуществления энергоаудита как хозяйственной, так и эко­номической деятельности необходима нормативная база, включающая в себя как нормативно-правовую, так и нормативно-техническую составляю­щую. Обе составляющие должны иметь несколько уровней: федеральный, региональный, уровень потребителя ТЭР.

Принятый в России в марте 1996 г. Федеральный закон «Об энергосбере­жении» является одним из главных нормативно-правовых актов для энерго­аудита, поскольку статья 10 предписывает обязательность подобной деятельности: «Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение. Обязательным энергетиче­ским обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топ­лива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов. Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации» [1].

После принятия Федерального закона «Об энергосбережении» энергосбе­режение и энергоаудит перешли из разряда случайных, отрывочных инициа­тивных мероприятий, проводимых отдельными работниками и организаци­ями, в разряд стабильной работы, носящей контролируемый и системный характер.

Нормативно-правовая база энергосбережения включает в себя следую­щие виды документов:

федеральные законы (например, № 28-ФЗ от 3.04.1996 г. «Об энергосбере­жении»; № 41-ФЗ от 17.08.1995 г. «О государственном регулировании тари­фов на электрическую и тепловую энергию в РФ»);

указы Президента РФ (№ 889 от 25.07.1998 г. «О мерах по снижению тари­фов на электрическую энергию», № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской эко­номики» и др.);

постановления Правительства РФ (например, «О повышении эффектив­ности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» от 28.07.1997 г.; «Энер­гетическая стратегия России на период до 2020 г.», которая утверждена рас­поряжением Правительства РФ № 1234-р, от 28.08.2003 г. и др.).

Нормативно-техническая документация проведения энергоаудита явля­ется составной частью нормативной базы энергосбережения. К нормативно-технической документации относятся: нормативные документы по энергосбережению на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);

технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной госу­дарственной власти;

методические документы по расчётам экономии энергоносителей и обосно­ванию экономической эффективности энергосберегающих проектов (РД);

методические документы, в которых изложены полностью или со ссыл­ками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алго­ритмы, модели энергосбережения путём повышения эффективности исполь­зования и снижения потерь, первичных ТЭР, использования вторичных энергетических ресурсов, возобновляемой энергии и альтернативного топ­лива;

методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учёте ТЭР на стадиях добычи, производства, перера­ботки, транспортировки, хранения и потребления.

Основная нормативно-техническая документация регламентирует важные для энергоаудита положения:

правила проведения энергетических обследований;

состав энергетического паспорта промышленного потребителя ТЭР (ГОСТ Р 51379—99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промыш­ленного потребителя ТЭР. Основные положения. Типовые формы»); методы расчёта энергобалансов потребителей энергоресурсов; номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР (ГОСТ Р 51541—99 «Энергетическая эффективность. Состав показателей»);

методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбере­жения;

методы расчёта освещённости (СНиП 23-05—95 «Естественное и искус­ственное освещение»);

требования к теплоизоляции (СНиП 2.04.14—88 «Тепловая изоляция обо­рудования и трубопроводов»);

контроль за поддержанием температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией (МГСН 2.01—99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению»);

нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения; методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции (например, РД 153-39.0-112—2001 «Методика опреде­ления норм расхода и нормативной потребности в природном газе на соб­ственные технологические нужды магистрального транспорта газа»); требования к метрологическому обеспечению энергосбережения; требования обеспечения точности и единства измерений при учёте ТЭР; требования к использованию вторичных энергетических ресурсов и др. На федеральном уровне упорядочение деятельности в области норма­тивно-технического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энерго­обеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответ­ствии с Законом РФ «Об энергосбережении».

На региональном (для субъектов РФ) уровне деятельность в области нор­мативно-технического обеспечения энергосбережения осуществляют: орган исполнительной власти субъекта РФ; региональные энергетические комиссии (РЭК); территориальные органы Ростехнадзора и Госстандарта России; научно-технические центры и агентства по энергосбережению. Разработка энергосберегающих стандартов отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных органи­заций производится этими субъектами самостоятельно в пределах своей компетенции. Значение энергоаудита при практической реализации про­грамм энергосбережения различного уровня объективно растёт, и эта тен­денция будет сохраняться в ближайшем будущем.

Наши рекомендации