Свежая нормативная база

Правила хранения документации

Любой бухгалтер прекрасно осознает значимость верного оформления первичной учетной документации для целей ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Однако не менее важно должным образом хранить документы, образующиеся в учете организации.

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» (ст. 17) предписывает организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) нужно хранить не менее пяти лет с момента, когда они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия (учреждения). Выдача этих документов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделений предприятия (учреждения), как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера (п. 6.6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105).

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

В свою очередь, Налоговый кодекс РФ вменяет налогоплательщикам в обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), а при переносе убытков на будущее в целях налогообложения прибыли — хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков (ст. 283 НК РФ).

Требования к хранению документов содержатся и в некоторых других законодательных актах. Например в п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об обществах с ограниченной ответственностью» сказано, что общество хранит документацию по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном его участникам. А в пункте 2 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах» предусмотрено: общество хранит свои документы по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, установленных постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ».

Указанные выше акты ссылаются на правила и сроки хранения документации, утверждаемые Министерством культуры РФ.

Свежая нормативная база

С 1 октября 2010 года на смену Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000, в ред. от 27.10.2003) пришел Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558). Именно этот документ теперь определяет обязательные для всех организаций сроки хранения документации, включая бухгалтерскую, налоговую и кадровую.

Перечень подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов.

Перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций независимо от формы собственности с указанием сроков хранения.

Перечень состоит из 12 разделов:

раздел 1 — документы, отражающие распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение управления, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов организациями;

разделы 2–4 — документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность;

раздел 5 — документы об организации и осуществлении экономических, научно-технических, культурных и иных связей организаций;

раздел 6 — документы об информационном обслуживании деятельности организаций;

раздел 7 — документы по организации, нормированию труда, тарификации, оплате, охране труда;

раздел 8 — документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении;

раздел 9 — документы о материально-техническом обеспечении деятельности и организации хранения имущественно-материальных ценностей;

раздел 10 — документы по административному и хозяйственному обслуживанию организаций: соблюдению правил внутреннего распорядка, эксплуатации служебных зданий, транспортному обслуживанию, внутренней связи, обеспечению безопасности организаций;

раздел 11 — документы, отражающие социально-бытовые вопросы, в т.ч. социальное страхование, жилищно-бытовые вопросы, организацию досуга;

раздел 12 — документы, отражающие организацию деятельности первичных
профсоюзных и иных общественных организаций (объединений).

По каждому виду документов в Перечне указаны сроки хранения на бумажных и электронных носителях, исчисление которых производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

В новом Перечне изменены сроки и условия хранения ряда значимых для бухгалтерии и кадровой службы документов по сравнению с ранее действовавшим порядком.

Перечислим эти изменения.

Аналитические документы (таблицы, доклады) к годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности предписано хранить пять лет, а не постоянно.

Срок хранения счетов-фактур приведен в соответствие НК РФ и составил четыре года вместо ранее предусмотренных пяти лет.

Документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи, списки, акты, ведомости) об инвентаризации активов, обязательств необходимо хранить постоянно и только по инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) — пять лет, в то время как до введения комментируемого приказа это был общеустановленный срок.

Образцы подписей материально ответственных лиц нужно отныне сохранять не менее пяти лет, а не просто до минования надобности. Аналогичное требование установлено для перечней лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Перечень Росархива 2000 года предусматривал пятилетний срок хранения всех типов договоров организации (после завершения их исполнения), а в новом Перечне (при сохранении общей нормы) установлено, что договоры и документы по лизингу имущества организации (списки объектов имущества, акты, расчеты отчислений от прибыли, переписку) нужно хранить постоянно; договоры и документы по залогу движимого имущества организации (расчеты стоимости имущества, акты, переписку) — 10 лет, а аналогичные договоры и документы по залогу недвижимости — на постоянной основе. Кроме того, бессрочно необходимо архивировать акты о передаче прав на недвижимое имущество и сделок с ним от прежнего к новому правообладателю (с баланса на баланс) (ранее такой нормы в Перечне не было). Документы (заявки, акты оценки, переписка и др.) по продаже движимого имущества нужно держать в архиве в течение 10 лет после совершения сделки.

Важные нововведения

В приказе № 558 отражены и новые виды регистров, не существовавшие ранее. Так, постоянному хранению подлежат отныне бухгалтерская (финансовая) отчетность по международным стандартам финансовой отчетности или другим стандартам, а также книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Существенные изменения в сторону увеличения сроков хранения затронули и целый ряд документов, связанных с охраной и оплатой труда. Для Положения об оплате труда и премировании работников установлен срок хранения 75 лет против ранее предусмотренных пяти.

Журналы учета работников, совмещающих профессии, нужно хранить до минования надобности, как и ранее, но те, в которых по-
именованы работники с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, теперь должны храниться не менее 75 лет.

До 75 дет увеличен срок хранения тарификационных ведомостей (списков) (ранее он составлял 25 лет); столько же (а не 45 лет) следует сохранять акты расследования профессиональных отравлений и заболеваний и договоры страхования работников от несчастных случаев, по которым страховой случай наступил (в соответствии с Перечнем Росархива такие договоры страхования следовало хранить лишь пять лет). До 75 лет продлен срок архивирования документов (актов, заключений, отчетов, протоколов, справок) о производственных авариях и несчастных случаях (ранее — 45 лет). В течение такого же срока (вместо 10 лет) нужно хранить документы (протоколы, справки, заключения) о тяжелых, вредных, опасных условиях производства, травматизме и профессиональных заболеваниях и столько же (вместо пяти) — документы (акты, докладные записки, заключения) о сокращении рабочего дня в связи с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда.

Установлен пятилетний срок хранения табелей (графиков), журналов учета рабочего времени (ранее он составлял один год). При тяжелых, вредных и опасных условиях труда табели, как и ранее, надлежит хранить 75 лет.

Для подтверждения стажа работы сотрудников в особых условиях для целей пенсионного обеспечения продлен с пяти до 75 лет срок хранения командировочных удостоверений работников, направленных в командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Срок хранения отсчитывается с года, следующего за годом возвращения из командировки.

Продлены сроки хранения некоторых кадровых документов: направления, уведомления на трудоустройство (о трудоустройстве) теперь нужно хранить в архиве организации не менее трех лет (ранее их можно было уничтожить после минования надобности), тот же срок (против годичного в соответствии с Перечнем 2000 года) определен для документов (анкет, автобиографий, листов по учету кадров, заявлений, рекомендательных писем) лиц, не принятых на работу.

В Перечень введены новые позиции: 75 лет нужно хранить документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных, а также ведомости на выдачу дивидендов.

Все указанные в приказе № 558 правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности.

За нарушение установленного порядка и сроков хранения учетных документов предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Контролирующим органом в данной области является налоговый орган.

В архиве организации по результатам экспертизы ценности документов составляются:

описи дел постоянного хранения (приложение 1 к Основным правилам работы архивов организаций, утв. решением Коллегии Росархива от 06.02.2002);

описи дел временного (свыше 10 лет) хранения (приложение 2 к Основным правилам работы архивов организаций);

описи дел по личному составу (приложение 3 к Основным правилам работы архивов организаций);

акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению (приложение 4 к Основным правилам работы архивов организаций).

Дела с истекшими по Перечню сроками хранения подлежат уничтожению, использование этих документов для хозяйственных нужд запрещено. Они включаются в акт о выделении к уничтожению, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, когда составляется акт. Например, законченные в 2010 году дела с трехлетним сроком хранения могут быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 2014 года.

Дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача дел оформляется приемосдаточной накладной с указанием даты передачи, количества сдаваемых дел и веса бумажной макулатуры.

Погрузка и вывоз на утилизацию должны осуществляться под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива, чтобы они не попали в незаконное пользование посторонних лиц.


Автор: Комментарий М.А. КЛИМОВОЙ

Источник www.nalvest.ru

Наши рекомендации