IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученных букв.
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
— Какой звук она обозначает?
— На что указывает буква Е в слогах после буквы согласного звука?
— Какие еще буквы обозначают гласный звук и мягкость согласного звука?
— Прочитайте слоги. Составьте из них слова.
МЕ ДЕ ТЕ НЕ РЕ КЕ
МИ ДИ ТИ НИ РИ КИ
(Дети, тени, реки)
1. Знакомство с буквой Е, ее функцией в прямом слоге.
— Послушайте скороговорку. О чем она?
Носит Сеня сено в сени,
Спать на сене будет Сеня.
Учащиеся строят звуковую схему слова СЕНЯ.
— Теперь напишем под звуковой схемой имя мальчика буквами.
— Назовите звуки первого слога. Какой буквой мы обозначим мягкий согласный звук [с']?
— Какой гласный звук слышится в этом слоге? (Дети проговаривают протяжно: се-э-э-э.)
— Нужно запомнить, что в русском языке звук [э] после мягкого согласного обозначается буквой Е.
Учитель подписывает в слоге букву Е.
— Какой звук обозначает буква Е в слоге СЕ? Какую еще работу выполняет буква Е? (Указывает, что перед ней нужно произносить мягкий согласный звук.)
Второй слог дети анализируют самостоятельно.
— Сравните «работу» буквы Е и Я в этом слове. Учитель выставляет на наборное полотно буквы Ее.
— Итак, буква Е обозначает гласный звук [э] и мягкость согласного звука.
— Рассмотрите большую и маленькую буквы. Сравните их.
— Сравните заглавные буквы Е и В, Е и К, Е и Н.
— Чем похожи малые буквы е и о, е и с?
— На что похожа заглавная буква Е? (Буква похожа на лесенку или грабли.)
На дворе — такая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(Е. Тарлапан)
Дети печатают буквы Ее в тетрадях.
2. Чтение прямых слогов с буквой Ее.
— Прочитайте слоги по лесенке.
ПI. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной особенностью буквы Е, научимся читать слова, в которых она стоит в начале слога.
IV. Изучение нового материала
1. Вычленение звукосочетания [йэ] в словах. Обозначение его буквой Е.
— Послушайте скороговорку. О ком она?
Еле-еле Ева ела,
Есть пельмени не хотела.
— Как девочка ела? Как вы понимаете выражение еле-еле? (Медленно, мало, без удовольствия, без аппетита.)
Учитель предлагает сделать звуковой анализ имени девочки. На доске и в тетради дети заполняют схему слова.
— Слияние звуков [й] и [э], которое является целым слогом или стоит
в начале слога, обозначается буквой Е. Дети подписывают буквы под звуковой схемой слова.
2. Чтение слогов с буквой Е в начале.
— Посмотрите, какие красивые ели растут в лесу, А на шишках у них буквы. Назовите их.
- Чем буквы первого дерева отличаются от букв второго дерева?
— А вот прилетела птица, которая очень любит клевать еловые семечки, доставать их из шишек. Это клест. У него даже клюв устроен так, чтобы раскрывать им шишки.
Учитель показывает, как клест, на котором написана буква Е, подлетает к шишкам, а дети читают слоги, получившиеся из букв.
3. Физкультминутка.
4. Чтение слогов и слов с буквой Ее по букварю.
— Откройте букварь на с. 88-89. Давайте прочтем слоги и слова в столбиках.
— А теперь ответим на вопрос КАКИЕ МЫ? Подберем антонимы( слова, противоположные по смыслу)
3. Физкультминутка.
4. Чтение слогов и слов с буквой Е в начале слога.
Давайте напечатаем в тетрадисхемы к словам ежи ехал поезд океан
5. Орфоэпическое чтение слов в стихотворении.
Учитель напоминает, что в предударном слоге буква Е обозначает гласный звук [и]
6.Чтение и продолжение предложений.
— Рассмотрите рисунок на с. 88 справа. Кого вы видите? Дополните предложения, опираясь на рисунки.
Учащиеся работают в парах. Они дополняют предложения, а затем зачитывают их перед классом.
7. Чтение текста "Девочка на шаре" учителем и сильными учащимися.
Краткий пересказ текста.
I. Итог урока
— Какую букву мы изучали сегодня на уроке?
— Какой гласный звук обозначает буква Е в слогах РЕ, СЕ, ЛЕ? Какую еще «работу» она выполняет?
— Какое звукосочетание обозначает буква Е в начале слога? ([йэ].)
— Какое звукосочетание обозначает буква Е в предударном слоге? ([йи].)
— Послушайте слова. Если узнаете звукосочетание [йэ], то хлопните в ладоши. Если, якорь, ела, ест, яблоня, ели, ястреб, приеду.