Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Памятки

по русскому языку

для фотоальбомчиков

(каждый лист для 4 учеников)

В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
а о у э ы л м н й р б в г д з ж   ь
я е ю е и   п ф к т с ш х ц ч щ ъ
                                         

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
а о у э ы л м н й р б в г д з ж   ь
я е ю е и   п ф к т с ш х ц ч щ ъ
                                         

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
а о у э ы л м н й р б в г д з ж   ь
я е ю е и   п ф к т с ш х ц ч щ ъ
                                         

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
а о у э ы л м н й р б в г д з ж   ь
я е ю е и   п ф к т с ш х ц ч щ ъ
                                         

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

  ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака.
  ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака.   ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака.
  Сколько в слове гласных, столько и слогов.   Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.   Сколько в слове гласных, столько и слогов.   Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
  Сколько в слове гласных, столько и слогов.   Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.   Сколько в слове гласных, столько и слогов.   Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
  Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)     Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)   Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)     Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)
  Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)     Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)   Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки)     Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).   Дома – домик, носы - нос Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).   Дома – домик, носы - нос
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).   Дома – домик, носы - нос Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).   Дома – домик, носы - нос
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.   Зуб – зубы – зубной. Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.   Зуб – зубы – зубной.
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.   Зуб – зубы – зубной.   Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н.   Зуб – зубы – зубной.
       
  Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.   Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.   Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.   Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.   Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.   Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
  Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.   Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.   Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.   Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.   Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.   Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
Разбор предложения.   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое Разбор предложения.   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Разбор предложения.   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое Разбор предложения.   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?   Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)   собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)   Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?   Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)   собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)   Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?   Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)   собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)   Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?   Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)   собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)   Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё)
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?   Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)   Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.   Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?   Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)   Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.  
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?   Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)   Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.   Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?   Имя прилагательное изменяется: ü по числам (единственное, множественное) ü по родам (мужской, женский, средний)   Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.  
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.   Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч.(мы рисуем, вы рисуете)   Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.   Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч.(мы рисуем, вы рисуете)   Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.   Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч.(мы рисуем, вы рисуете)   Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.   Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч.(мы рисуем, вы рисуете)   Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?   Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.     Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?   Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.    
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?   Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.     Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?   Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.    
  Предлогипишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.   (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.)   Предлогипишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.   (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.)
  Предлогипишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.   (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.)   Предлогипишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.   (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.)
Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход)
Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) Ø Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) Ø Общая часть родственных слов называется корнем. (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) Ø Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей. О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход)

Наши рекомендации