II часть урока. Самостоятельная практическая работа по изготовлению изделия.
План оформление классной доски.
Структура урока-практикума включает в себя следующие этапы.
I часть. Организация урока. Изложение нового материала.
II часть. Самостоятельная практическая работа.
III часть. Выставка, анализ и оценка выполненных работ.
Актуализация знаний и оценка результатов работы.
Этапы урока | Содержание урока | Рисунки схемы | Приме чания | |
Действия учителя | Действия учащихся | |||
I часть урока.
Организационный момент
Установление дисциплины.
Проверка готовности материалов и инструментов.
Изложение нового материала.
Сообщение темы урока.
Вступительная беседа.
Просмотр наглядного материала, слайдов.
Постановка цели и учебных задач.
Анализ конструкции образца.
Анализ технологии изготовления изделия.
Демонстрация новых приемов работы.
Планирование предстоящей практической работы.
Уточнение последовательности работы.
Организация урока чаще всего начинается с проверки готовности учащихся к уроку. Если у некоторых учащихся нет необходимых материалов или инструментов, то учитель выдает их из дополнительных запасов. Урок можно начинать, когда учитель убежден, что все учащиеся имеют необходимые для урока материалы и инструменты.
Изложение нового материала на уроках «Технология», как правило, проводится в процессе бесед, инструктажей и демонстраций.
Анализ конструкции образца.
Демонстрируя конструкцию вариативных образцов (2-3), учитель задает вопросы,
- как называется изделие?
- для чего нужно изделие?
- из скольких деталей сделано?
- какой формы каждая деталь (или какой формы будет заготовка, если деталь развернуть)?
- какого размера каждая деталь (или какая самая большая, самая маленькая, или все ли детали одинаковой величины)?
- каким способом детали соединены друг с другом?
Анализ технологии изготовления изделия:
- из какого материала изготовлено изделие и почему именно из этого?
- сколько нужно материала для изделия?
- какие операции и в каком порядке будем делать?
Внутри этого этапа учитель может фронтально показать новую операцию.
(Частичный показ учителем нового приема, операции; может быть показ ребенком с комментариями учителя знакомого приема, операции).
- какой инструмент понадобится для каждой операции?
- при каких условиях инструмент может быть опасен?
Организация рабочего места.(по Геронимус Т.М.)
Как расположить на столе инструменты и приспособления?
Постановка дидактической задачи.
В рамках этого этапа учитель определяет норму выработки, т.е. объем работы на урок.
В процессе беседы учащиеся устанавливают:
- какие материалы и в каком количестве потребуются для изделия;
- какими разметочными (вид разметки), обработочными, отделочными инструментами необходимо пользоваться при его изготовлении;
- в какой последовательности следует осуществлять работу;
- как контролировать свою деятельность.
Изложение нового материала завершается его закреплением и краткой инструкцией, как самостоятельно работать, опираясь на техническую документацию.
II часть урока. Самостоятельная практическая работа по изготовлению изделия.
Самостоятельная работа занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на которых учащиеся самостоятельно работают по программированным информационным картам. Об эффективности самостоятельной работы учитель судит по тому, насколько самостоятельно учащиеся справляются с работой. Самостоятельная работа, отнюдь, не устраняет учителя от учебного процесса. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь, проводит при необходимости дополнительный инструктаж. В процессе инструктажа учитель указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны и как их исправить (задает вопросы ученику, чтобы он сам нашел ошибку). При этом учитель не выполняет работу за учащихся, а лишь управляет их действиями. Основная цель учителя состоит в том, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся.
Организованное прерывание деятельности учащихся.
Учитель предупреждает учащихся о конце занятия, о завершении работы. Уборка рабочих мест. Оформление выставки.