Управление затратами предприятия
Традиционные системы управления затратами в основном ориентировались на составление калькуляций для оценки запасов и определения прибыли. Современные подходы в планировании, учете, контроле и анализе затрат предполагают подготовку надежной информационной базы для принятия управленческих решений по следующим вопросам:
- где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
- где, для чего, в каких объемах и когда потребуются дополнительные финансовые ресурсы;
- как обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов;
- каковы предельные границы диапазона возможных цен и т.п.
В последние годы все большее распространение получает планирование, учет и анализ затрат на производство и реализацию продукции в разрезе переменных и постоянных затрат. Как уже было отмечено, переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции. К ним можно отнести затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др. Постоянные расходы не изменяются при изменении объема производства в течение определенного временного периода (так называемого релевантного интервала). Они включают амортизационные отчисления, заработную плату управленческих работников, административные расходы и др.
Наряду с отмеченными видами затрат выделяют также смешанные, которые не являются неизменными и в которых не прослеживается явная линейная зависимость. Примером таких затрат могут быть почтовые и телефонные затраты, затраты на текущий ремонт оборудования и др. В таких затратах предварительно должны быть выделены переменные и постоянные части. Для дифференциации затрат на постоянные и переменные существует множество методов, отличающихся уровнем сложности расчетов и уровнем точности разделения. Самыми простыми методами считаются: метод минимальной и максимальной точки; графический (статистический) метод; метод наименьших квадратов.
В современных условиях при расчете себестоимости продукции прибегают к калькулированию затрат с включением всех затрат или только их части – переменных затрат. Основное различие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции на складе и определяют полную себестоимость. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию. Данный метод получил название «директ-костинг» (direct cost accounting). Система «директ-костинг» базируется на применении следующих показателей:
1. Коэффициент переменных затрат, определяемый делением величины переменных затрат на цену реализации.
2. Коэффициент маржинальных поступлений – отношение разницы между ценой реализации и переменными затратами к цене реализации.
3. Вклад на покрытие (маржинальная прибыль) – разница между выручкой и переменными затратами по определенному подразделению, сегменту бизнеса, готовому изделию.
4. Точка безубыточности – это объем производства и реализации по подразделению или продукту, при котором сумма прибыли равняется нулю.
В качестве преимуществ системы «директ-костинг» можно указать следующее:
- отпадает необходимость в трудоемких расчетах нормативов и коэффициентов распределения накладных расходов;
- предоставляет информацию для анализа безубыточности;
- обеспечивает контроль за постоянными издержками, поскольку их сумма за конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой;
- предполагает непосредственную связь дохода и объема продаж (чем больше объем продаж, тем больше прибыль), то есть нивелирует влияние неравенства объема производства и объема продаж.
Однако организация учета затрат по системе «директ-костинг» связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе. Прежде всего возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чаще всего расходы являются смешанными и в различных условиях могут вести себя по-разному.
Система «директ-костинг» является удобным инструментом анализа взаимосвязей в системе: затраты – выпуск – цена – прибыль.
Данный подход основывается на ряде допущений:
– все затраты с большой точностью можно разделить на переменные и постоянные;
– цены реализации и цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
– переменные затраты на единицу продукции и общая сумма постоянных затрат остаются неизменными в пределах интервала релевантности;
– продажи осуществляются достаточно равномерно.
Минимальный объем выпуска продукции (в натуральном выражении), ниже которого производство продукции становится нерентабельным, рассчитывается как отношение общей суммы постоянных затрат по предприятию к маржинальной прибыли единицы продукции.
Можно также определить объем реализации, обеспечивающий получение предприятием целевой суммы прибыли, покрывающей его потребности в производственном и социальном развитии. Он рассчитывается как отношение суммы постоянных затрат по предприятию и целевой прибыли к маржинальной прибыли единицы продукции.
Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах имеющихся возможностей, предприятие обеспечивает оптимизацию величины прибыли от реализации продукции. В качестве инструмента оптимизации выступает операционный (производственный) рычаг. Он рассчитывается как отношение маржинальной прибыли реализованной продукции к прибыли от реализации. Операционный рычаг показывает, как изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Чем выше доля постоянных затрат в совокупных затратах предприятия, тем выше уровень операционного рычага. В связи с этим задачей управления затратами предприятия является не только снижение их абсолютной величины, но и совершенствование структуры.
Идеальных систем или идеальных методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача – знать их особенности и максимально эффективно использовать заложенные в них преимущества. Тем не менее независимо от учетной политики, принятой на предприятии, в современных условиях метод «директ-костинг» необходим при принятии управленческих решений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что включают в себя затраты предприятия? В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия?
2. Что такое носитель затрат и место возникновения затрат? Приведите примеры.
3. В чем состоит экономическое назначение классификации затрат? Перечислите основные группировки затрат.
4. Что такое себестоимость продукции? Какова ее структура?
5. Какая группировка затрат отражается в смете затрат? В чем ее назначение?
6. Какой принцип группировки заложен в калькуляции? Назовите основные виды калькуляций.
7. По какой себестоимости оцениваются: готовая продукция цеха, готовая продукция предприятия, продукция отгруженная?
8. Как осуществляется калькулирование себестоимости единицы продукции? Как распределяются косвенные затраты на продукцию?
9. Перечислите основные показатели плана себестоимости продукции.
10. Каков порядок расчета снижения себестоимости?
11. Как рассчитать процент снижения себестоимости по основным технико-экономическим факторам?
12. Каковы основные направления снижения затрат на производство и реализацию продукции?
13. В чем особенность калькулирования себестоимости по методу «директ-костинг»? В чем его преимущества и недостатки?
14. Перечислите основные показатели, используемые в системе «директ-костинг».
15. Изложите суть и напишите формулы расчета критического уровня объема производства, выручки, постоянных затрат, цены реализации. В рамках каких допущений они действуют?
ГЛАВА 20