Развитие негосударственного сектора генерации знаний
В силу традиций и особенностей российской науки государство сохранит ведущую роль в формировании сети организаций сектора и финансировании исследований на всем периоде реализации Стратегии. Вместе с тем, стратегическая задача состоит в постепенном переломе тенденций в развитии и финансировании исследований и разработок, постепенном увеличении как числа негосударственных организаций, так и доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников, прежде всего, из средств предпринимательского сектора.
Необходимость увеличения доли негосударственных источников финансирования исследований и разработок диктуется не только и не столько задачами экономии бюджетных средств, но, в большей степени, необходимостью более сильной и гибкой ориентации развития науки, в первую очередь, прикладной на нужды экономического развития. Рост доли негосударственного сектора в сфере науки будет происходить за счет темпов роста этого сегмента опережающих рост государственного финансирования. Целевым показателем стратегии является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня среднего для стран ОЭСР.
Решение этой задачи предполагает использование различных рычагов и инструментов, имеющихся у государства. Прежде всего, в целях расширения негосударственного сектора генерации знаний и стимулирование опережающего роста финансирования фундаментальных и прикладных исследований из негосударственных источников будет обеспечено законодательное закрепление права доступа научных и образовательных организаций всех видов собственности, обладающих необходимой квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях. При этом одновременно будет обеспеченно последовательное увеличение доли конкурсного финансирования исследований в общем объеме бюджетных средств, выделяемых на поддержку науки.
Другими важнейшими направлениями поддержки должны стать следующие.
Во-первых, использование роли основного акционера в крупнейших государственных компаниях и компаниях с доминированием государства для увеличения в среднесрочной перспективе объемов затрат на финансирование НИОКР до уровня, характерного для компаний соответствующих секторов экономики и масштабов деятельности в странах ОЭСР и БРИК; в том числе, стимулирование развтия внутрикорпоративной науки и научно-исследовательских организаций в рамках крупнейших компаний.
Во-вторых, расширение масштабов софинансирования прикладных НИОКР, осуществляемых предприятиями через предоставление субсидий, в том числе в рамках федеральных целевых программ, программ Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация программы софинансирования расходов предприятий на проведение прикладных исследований, головными исполнителями по которым являются высшие учебные заведения.
В-третьих, обеспечение доступа заинтересованных предприятий и организаций к использованию инфраструктуры центров трансфера технологий, центров коллективного пользования научным и экспериментальным оборудованием, а также использования ими оборудования иных государственных научных и образовательных организаций на коммерческой основе.
Для формирования негосударственного сегмента исследовательских организаций предполагается изменение законодательства с целью стимулирования частных пожертвований для формированию целевого капитала научных и образовательных организаций, в том числе за счет через введение льгот по налогу на прибыль организаций в отношении доходов, направляемых на формирование и пополнение целевого капитала.