Управление качеством в процессе производства и обслуживания.

Важнейшими процессами жизненного цикла в СМК организации являются производство и обслуживание. В процессе производства ре­ализуются все функции управления качеством. К основным из них относятся: планирование производственных операций и обслужива­ния; организация производственного процесса; мотивация непосредст­венных изготовителей (исполнителей), а также других категорий пер­сонала к качественному выполнению работы; осуществление контроля на всех этапах производственного процесса с целью выявления и уст­ранения возникших отклонений от требований стандартов и ТУ, а так­же для предупреждения данных отклонений в будущем.

ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 включает требования к реализации следу­ющих четырех функций управления качеством в процессе производ­ства и обслуживания в СМК организации [3].

1. Планирование и обеспечение. Организация должна планировать и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях, которые должны включать, если это целесообразно:

а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;

б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;

в) применение подходящего оборудования;

г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;

д) проведение мониторинга и измерений;

е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставкипродукции.

2. Валидация. Организация должна подтверждать все процессы про­изводства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить путем последовательного мониторинга или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только по­сле начала использования продукции или после предоставления услу­ги. В ходе валидации демонстрируется способность этих процессов до­стигать запланированных результатов.

3. Идентификация. Если это целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств.

4. Сохранение соответствия продукции. Организация должна сохра­нять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в про­цессе поставки к месту назначения. Это предполагает идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Со­хранение должно применяться и к составным частям продукции.

Контроль качества— это проверка соответ­ствия продукции или процесса, от которого зависит ее качество, уста­новленным требованиям. На стадии разработки продукции контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации; на стадии изготовления он охва­тывает качество, комплектность, упаковку, маркировку, состояние про­изводственных процессов; на стадии эксплуатации — это проверка со­блюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации.

Эффективность контроля складывается из его результатов на раз­личных этапах производственного процесса, в зависимости от кото­рых меры по контролю качества можно разбить на четыре группы:

1. Контроль за разработкой новой конструкции, включающий меры по контролю качества, осуществляемые в подготовительный период.

2. Входной контроль, состоящий из мер, предпринимаемых при закупке, получении и проверке деталей или материалов, которые по­ступили от поставщика или из других источников.

3. Контроль готовой продукции — меры по контролю качества, проводимые в период серийного производства продукции и ее обслу­живания в ходе эксплуатации.

4. Анализ специальных процессов, включающий меры по выявле­нию конкретных трудностей, возникающих при контроле качества

Использование различных методов УК и успешная их реализация в процессе производства и обслуживания определяется множеством факторов, среди которых выделяют две группы:

1) производственно-технологические факторы, включающие:

■ технический уровень и уровень освоения основных производ­ственных фондов;

■ научно-технический уровень и уровень освоения технологи­ческих процессов;

■ строгое соблюдение технологической дисциплины;

■ уровень механизации и автоматизации процессов производ­ства и обслуживания;

■ нормативно-справочную базу сферы производства;

■ организацию системы технического контроля;

■ качество сырья, материалов, комплектующих изделий, посту­пающих со стороны.

2) социально-психологические факторы, в состав которых входят:

■ культура производства;

■ уровень квалификации сотрудников, занятых в процессе про­изводства и обслуживания;

■ заинтересованность персонала в улучшении результатов сво­ей деятельности;

■ личная инициатива и творческое отношение к выполняемой работе со стороны персонала.

Наши рекомендации