Управление качеством в процессе производства и обслуживания.
Важнейшими процессами жизненного цикла в СМК организации являются производство и обслуживание. В процессе производства реализуются все функции управления качеством. К основным из них относятся: планирование производственных операций и обслуживания; организация производственного процесса; мотивация непосредственных изготовителей (исполнителей), а также других категорий персонала к качественному выполнению работы; осуществление контроля на всех этапах производственного процесса с целью выявления и устранения возникших отклонений от требований стандартов и ТУ, а также для предупреждения данных отклонений в будущем.
ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 включает требования к реализации следующих четырех функций управления качеством в процессе производства и обслуживания в СМК организации [3].
1. Планирование и обеспечение. Организация должна планировать и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях, которые должны включать, если это целесообразно:
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений;
е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставкипродукции.
2. Валидация. Организация должна подтверждать все процессы производства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить путем последовательного мониторинга или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги. В ходе валидации демонстрируется способность этих процессов достигать запланированных результатов.
3. Идентификация. Если это целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств.
4. Сохранение соответствия продукции. Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения. Это предполагает идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно применяться и к составным частям продукции.
Контроль качества— это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит ее качество, установленным требованиям. На стадии разработки продукции контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации; на стадии изготовления он охватывает качество, комплектность, упаковку, маркировку, состояние производственных процессов; на стадии эксплуатации — это проверка соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации.
Эффективность контроля складывается из его результатов на различных этапах производственного процесса, в зависимости от которых меры по контролю качества можно разбить на четыре группы:
1. Контроль за разработкой новой конструкции, включающий меры по контролю качества, осуществляемые в подготовительный период.
2. Входной контроль, состоящий из мер, предпринимаемых при закупке, получении и проверке деталей или материалов, которые поступили от поставщика или из других источников.
3. Контроль готовой продукции — меры по контролю качества, проводимые в период серийного производства продукции и ее обслуживания в ходе эксплуатации.
4. Анализ специальных процессов, включающий меры по выявлению конкретных трудностей, возникающих при контроле качества
Использование различных методов УК и успешная их реализация в процессе производства и обслуживания определяется множеством факторов, среди которых выделяют две группы:
1) производственно-технологические факторы, включающие:
■ технический уровень и уровень освоения основных производственных фондов;
■ научно-технический уровень и уровень освоения технологических процессов;
■ строгое соблюдение технологической дисциплины;
■ уровень механизации и автоматизации процессов производства и обслуживания;
■ нормативно-справочную базу сферы производства;
■ организацию системы технического контроля;
■ качество сырья, материалов, комплектующих изделий, поступающих со стороны.
2) социально-психологические факторы, в состав которых входят:
■ культура производства;
■ уровень квалификации сотрудников, занятых в процессе производства и обслуживания;
■ заинтересованность персонала в улучшении результатов своей деятельности;
■ личная инициатива и творческое отношение к выполняемой работе со стороны персонала.