Социального проектирования младших школьников
Волкова Е.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(метод анализа ситуаций)
Современная школа меняется вместе с обществом. Перед ней сегодня стоит сложная задача воспитания социально адаптированной личности, гражданина своей страны. Каждый учитель идет своим путем в работе по социальному воспитанию и развитию ученика.
На протяжении нескольких лет занималась разработкой и осуществлением программы внеурочной деятельности «Школа социальной жизни». Социальные проекты помогают позволяет включить детей в жизнь, получить общественно-ценный опыт. Социальные проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Масштабы проекта должны быть разумны, школьники не решат мировые проблемы сразу. Ученики младших классов могут участвовать в решении социально-значимых проблем своей школы.
Занимаясь проблемой социального проектирования, мы столкнулись с необходимостью поиска технологий , которые с помощью ситуативных задач, учат школьников решать конкретные жизненные ситуации. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД. Кейс технологии это группа образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, ситуаций.
Использование кейс-технологий в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает трудность для учителей. Считается, что в начальной школе применение кейс-метода затруднено из-за недостаточного жизненного опыта учащихся.
Кейсов для начальной школы очень мало.
В связи с этим возникает необходимость в разработке кейсов для начальной школы, особенно для программ внеурочной деятельности.
Кейсовая технология (метод) — это обучение действием, т.к. формирование компетенций происходит в активной самостоятельной деятельности учащихся по решению конкретных жизненных ситуаций.
Суть кейс-метода состоит в том, что учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс должен содержать:
- реальную ситуацию;
- информацию, предназначенную для анализа и обобщения;
- задание, обучающее навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов решения.
Содержание кейса обычно состоит из пакета специально подобранных в соответствии с дидактическими целями материалов. Это могут быть: газетные или журнальные статьи, содержащие реальные факты, фото- или видео событий, исторические справки, результаты социологических или иных исследований, отзывы экспертов, личные наблюдения автора кейса и прочее.
Источники кейсов для социального проектирования могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
Как же разработать кейс и организовать работу с использованием метода анализа конкретной ситуации? В нашем опыте мы ориентировались на следующую последовательность при проведении занятий, которая включает шесть этапов (таблица 1).
этапы | содержание деятельности |
1 этап - организационный | Кейс предоставляется ученикам. Основная задача этого этапа - создание условий для формирования мотивации, готовности класса к решению ситуативной задачи. |
2 этап - работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. | Основная задача данного этапа - организация деятельности по решению проблемы. Ученики в группах обсуждают индивидуальные ответы, объясняют непонятные моменты друг другу, вырабатывают единую позицию, которую оформляют на отдельном листочке. В результате данного этапа происходит совместное решение проблемы. |
3 этап - организация работы по обсуждению вариантов решений групп. | Основная задача этапа - организация и создание условий для обсуждения решенных задач. Группы должны представить проект решения проблемной ситуации. В обсуждении принимают участие все учащиеся. В результате этого этапа учащиеся должны выбрать и обосновать наиболее оптимальный вариант решения. |
4 этап - подведение итогов, обобщению полученных результатов. | Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений. Основная задача этапа -создание условий для рефлексии. В результате должно произойти осмысление практического применения знаний по проблеме в конкретных жизненных ситуациях. |
5этап-инструктаж по домашнему заданию | Основная задача этапа - проинструктировать учащихся по домашнему индивидуальному заданию. |
6 этап - рефлексия. | Основная задача - провести самооценку деятельности на занятии. |
Важное место в нашем опыте имеет работа по подготовке кейса, Структура кейса может быть разной, но мы ориентируемся на следующие обязательные компоненты:
- название;
- цели кейса;
- основные понятия;
- исходная ситуация;
- содержание кейса (факты - объективная информация по проблеме);
- вопросы и задания для работы с кейсом.
В качестве примера представляем кейс для учащихся, разработанный к занятию по внеурочной деятельности в рамках программы «Школа социальной жизни» (таблица 2).
компоненты | содержание |
Название | «Почему нельзя шуметь». |
Цели кейса | 1. Выяснить влияние шума на здоровье человека. Подвести учащихся к пониманию ценности здоровья, правильного поведения в общественном месте (школе). Убедить учащихся в необходимости соблюдения тишины на уроке, перемене; показать на примерах вред шума. 2. Развивать умения: принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи, отстаивать своё мнение. 3. Воспитывать: способность брать на себя ответственность за своё поведение. 4. Подвести к необходимости социально-значимого проекта «Полезные перемены» |
Основные понятия | - шум, шумовое загрязнение. |
Ситуация | - стихотворение «Детсад №6» А.Кушнер. |
Содержание | - факты (объективная информация по проблеме воздействия шума на здоровье человека). Текст №1.(Погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий) Детсад №6 А.Кушнер -Не шумите! –А разве мы шумели? Ну, Андрюша стучал еле-еле Молотком по железной трубе. Я тихонько играл на губе. Восемь пятых размер соблюдая, Таня хлопала дверью сарая. Саша камнем водил по стеклу. Коля бил по кастрюле в углу. Кирпичом! Но не громко и редко. -Не шумите! – сказала соседка. А никто и не думал шуметь. Вопросы: Что происходит в описанной ситуации? Проанализируйте поступки действующих лиц (поставьте себя на место участников данной ситуации). Какие вопросы затрагиваются в предлагаемой ситуации? Сформулируйте краткое в одно предложение вопрос, отражающий суть проблемы. ( «Почему же взрослые говорят детям, что шуметь нельзя?» ) Текст №2.Мы живем в шумном мире. Шум – это звуки, вызывающие неприятные ощущения. Шум приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении работ Шум замедляет реакцию человека, мешает сосредоточиться, угнетает центральную нервную систему, нарушает сон, вызывает заболевания сердца, желудка, глухоту. При воздействии шума высоких уровней возможен разрыв барабанных перепонок.. «Шумовое загрязнение» сокращает продолжительность жизни людей на 10-12 лет. Вопросы: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как предлагаете решить проблему?Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие. |
Вопросы и задания для работы с кейсом. | Уровень шума измеряется в Дб (децибелах). Сделайте расчёты шума в школе на перемене.
|
Рефлексия | Индивидуально каждому раздается опросник, содержащий вопросы: 1. Что нового я узнал на занятии? 2. Что не получилось во время занятия? Почему? 3. Что получилось? Благодаря чему получилось? 4. Что надо учесть в следующий раз? 5. Оцени свою работу. Вывод: Нельзя шуметь, потому что шум наносит вред нашему здоровью. |
В результате работы с материалами кейса школьники приходят к выводу, что шум на перемене является источником сильного шумового загрязнения. Взрослые правы, что не разрешают шуметь. Слух надо беречь.
Работа с кейсом послужила началом разработки проекта «Полезные перемены», в рамках которого была собрана дополнительная информация по проблеме охраны слуха, организована встреча с медицинским работником, проведен эксперимент, создан агитационный материал (листовки, письма-обращения). Ученики выработали правила безопасного поведения в школе, составили план проведения перемен (таблица 3).
План проведения перемен
День недели | № пере мены | Содержание работы | Ответственные |
понедельник | Игры в рекреации. | Вожатые | |
Песенная перемена. | Министерство культуры 4 «б» кл. | ||
Спортивная перемена. Мини-соревнования. | Министерство спорта 4б кл. | ||
Трудовая перемена. Уборка рабочих мест, классного помещения, рейд по проверке чистоты рабочего места. | Министерство труда 4 «б» кл. | ||
вторник | Игры в рекреации. | Вожатые | |
Песенная перемена. | Министерство культуры 4 «б» кл. | ||
Танцевальная перемена. | Министерство культуры 4 «б» кл. | ||
Интеллектуальные игры-конкурсы на перемене | Министерство образования 4 «б» кл. |
Следует заметить, что метод анализа ситуаций, будучи активным методом обучения, завоёвывает позитивное отношение со стороны обучаемых, которые видят в нем игру. В результате совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется«продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.Благодаря такому взаимодействию усваивается информация о мире, формируются универсальные учебные действия, дети приобретают социальные навыки.