Конструирование и моделирование

Знать:

• неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

• отличия макета от модели. Уметь:

• конструировать и моделировать изделия из различных ма­териалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

• определять способ соединения деталей и выполнять под­вижное и неподвижное соединения известными спосо­бами.

4. Использование информационных технологий (практи­ка работы на компьютере)

• Знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.

2. Текущий:

• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

3. Итоговый контроль в формах

• тестирование;

• практические работы;

• творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

При оценке в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Литература:

- авторская программа Е. А. Лутцевой М., «Вентана-Граф», 2010 г)

методические пособия:

- Учебник «Технология». 2 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2011 г.

- Рабочая тетрадь «Ступеньки к мастерству». 2 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2011 г.

- Органайзер для учителя «Технология». 2класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2012 г.

Учебно – тематическое планирование.

Количество часов34, (1 час в неделю)

Учебная тема — формулировка темы для записи в классный журнал.

Название раздела; учебная тема; тема учебника Колич-во часов на тему Содержание учебной темы. Характеристика деятельности учащихся УУД Тематика практических занятий Тематика регионального компонента.
  Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 3 часа
Приспособление первобытного человека к окружающей среде Природа и человек Труд есть способ самовыражения человека. Как приспособился первобытный человек к окружающей среде. Потребность человека в укрытии (жилище), пита­нии (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.   - Наблюдать конструкции и образы \ объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и де­коративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выпол­няемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть ис­пользуемые в рукотворной деятель­ности материалы. При помощи учителя: — Искать, отбирать и использо- вать необходимую информацию (из учебника и других справочных и ди- дактических материалов); — при планировании отбирать оп- тимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; - организовывать свою деятель- ность, работать в малых группах, осу­ществлять сотрудничество; - исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предпагаемых изделий, искать наиболее це­лесообразные способы решения задач прикладного характера в зави- симости от цели и конкретных усло вий работы; — оценивать результат своей дея­тельности: точность изготовления де- талей, аккуратность выполнения работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. Аппликация из листьев.  
Ремёсла и ремесленники. Разделение труда Как родились ремёсла Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники в зависимости от условий конкретной местности. Названия профессий ремесленников. Чайная посуда «Миска, маслёнка – северная посуда»
Профессии ремесленников. Как работали ремесленники -мастера Современное состояние ремёсел. Технологии выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов. Пирожная к чаю. РКМ Архангельские козули.
  Технология обработки материалов 2часа
Свойства материалов. Каждому изделию- свой материал. Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.   При помощи учителя: - выполнять простейшие исследо- вания (наблюдать, сравнивать, сопос- тавлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенно- стей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско- технологические и декоративно-худо- жественные особенности предлагае- мых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и чи- тать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходи- мости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и ра- ционального труда; - планировать последовательность практических действий для реализа­ции поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соот- ветствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формули-роватъ) то новое, что открыто и ус­воено на уроке   Исследование свойств материалов.  
Назначение инструментов. Каждому изделию – свой материал. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обра­щения с колющими и режущими инструментами.   . Исследование инструментов.  
  Конструирование и мо­делирование Основы проектной деятельности. 4 часа
Введение в предметную деятельность. От замысла к изделию. Введение в проектную деятельность. Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.   - Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и де­коративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выпол­няемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть ис­пользуемые в рукотворной деятель­ности материалы. При помощи учителя: — искать, отбирать и использо­вать необходимую информацию (из 1 учебника и других справочных и ди­дактических материалов); - при планировании отбирать оп­тимальные способы выполнения пред­стоящей практической работы в соот­ветствии с её целью и задачами; - организовывать свою деятель­ность, работать в малых группах, осу­ществлять сотрудничество; - исследовать конструкторско-техно-логические и декоративно-художест­венные особенности предлагаемых из­делий, искать наиболее целесооб­разные способы решения задач прикладного характера в зависимости | от цели и конкретных условий работы; \ - оценивать результат своей дея­тельности: точность изготовления де­талей, аккуратность выполнения ра­боты; - обобщать (осознавать и форму­лировать) то новое, что усвоено Ремесленная мастерская. Природа и художник. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе)
Введение в предметную деятельность. Выбираем конструкцию изделия. Элементарные представления о конструкции. конструирование несложных объектов. Ремесленная мастерская. Поздравительная открытка.  
Введение в предметную деятельность. Что такое композиция Знакомство с видами композиции. Композиционное расположение деталей в изделии. Ремесленная мастерская. Подносы.  
Введение в проект­ную деятельность Симметрично и несимметрично Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия,); Ремесленная мастерская. Композиция из симметричных деталей.  
  Технология обработки материалов. Элементы графической грамоты. 8 часов  
Технологические операции Технологические операции Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.   При помощи учителя: - выполнять простейшие исследо­вания (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенно­стей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-худо­жественные особенности предлагае­мых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический по­иск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); } — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходи­мости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и ра­ционального труда; — планировать последовательность практических действий для реализа­ции поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соот­ветствия предложенному образцу или заданию); - - обобщать (осознавать и форму­лировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке открытка с сюрпризом.  
Разметка деталей ' Разметка деталей (технологическая операция 1) Аппликация из кругов.  
Отделение детали от заготовки Отделение детали от заготовки (технологическая операция 2) Обрывные аппликации.  
Сборка изделия Сборка изделия (технологическая операция 3) Игрушки подвески.  
Отделка изделия Отделка изделия (технологическая операция 4) Украшаем подвески.  
Разметка с помощью чертёжных инстру­ментов Что умеет линейка   Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).   Упражнения в построении линий по линейке.  
Линии чертежа. Чертёж Почему инженеры и рабочие понима­ют друг друга Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.   Превращения одной формы  
Чтение чертежа Учимся читать чертежи и выполнять разметку.   Графические изображения .Виды условных графических изображений (Эскиз, чертёж). Упражнение в построении прямоугольников  
  Использование информационных технологий. 1 час
Новогодний проект Результат проектной деятельности — изделие, оформление праздника. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Представление об учебных возможностях компьютера.   — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-худо­жественные особенности предлагае­мых изделий; — осуществлять практический по­иск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); } — воплощать мысленный образ в материале с опорой; — планировать последовательность практических действий для реализа­ции поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соот­ветствия предложенному образцу или заданию); с помощью учителя: -наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты. Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (CD)  
  Технология обработки материалов. Элементы графической грамоты. 5 часов
Разметка прямо­угольника от двух прямых углов Разметка прямо­угольника от двух прямых углов Графические изображения .Виды условных графических изображений (Эскиз, чертёж). При помощи учителя: - выполнять простейшие исследо­вания (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенно­стей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-худо­жественные особенности предлагае­мых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический по­иск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); } — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходи­мости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и ра­ционального труда; — планировать последовательность практических действий для реализа­ции поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соот­ветствия предложенному образцу или заданию); - - обобщать (осознавать и форму­лировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке Цветок из бумажных полос..  
Разметка прямо­угольника от одного прямого угла Разметка прямо­угольника от одно­го прямого угла Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных деталей с помощью чертёжных инстру­ментов   Домино  
Разметка прямо­угольника с помо­щью угольника Разметка прямо­угольника с помо­щью угольника Построение прямоугольных деталей с помощью чертёжных инстру­ментов   Поздравительная открытка.  
Циркуль. Разметка деталей циркулем Как разметить деталь круглой формы Построение круглых деталей с помощью чертёжных инстру­ментов. Чертёжный инструмент- циркуль. Его название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы Узоры циркулем  
Радиус окружности. Чертёж окружности Как начертить окружность нуж­ного размера Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). . Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Кошки из конусов  
  Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 1час
Происхождение нату­ральных тканей, их свойства Как появились на­туральные ткани Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное на­правление нитей ткани. Основа, уток. С помощью учителя: выполнять простейшее исследование ткани, её свойств. - обобщать то новое, что открыто на уроке. Помпон Игрушки из помпона    
  Использование информационных технологий. 1 час
Изготовление нату­ральных тканей От прялки до ткацкого станка. На прядильно-ткацкой фабрике Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Представление об учебных возможностях компьютера.   с помощью учителя: -наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты. -наблюдать мир образов на экране компьютера. -выполнять предложенные на цифровых носителях задания. «Технология изготовления куклы-закрутки» РКМ «Технология изготовления куклы-закрутки»
  Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 4 часа
Технологические операции обработки ткани. Особенности работы с тканью Лекало. Его название. знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и де­коративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выпол­няемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть ис­пользуемые в рукотворной деятель­ности материалы. При помощи учителя: — Искать, отбирать и использо- вать необходимую информацию (из учебника и других справочных и ди- дактических материалов); — при планировании отбирать оп- тимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; - организовывать свою деятель- ность, работать в малых группах, осу­ществлять сотрудничество; - исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предпагаемых изделий, искать наиболее це­лесообразные способы решения задач прикладного характера в зави- симости от цели и конкретных усло вий работы; — оценивать результат своей дея­тельности: точность изготовления де- талей, аккуратность выполнения работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. Футляр для ножниц  
Технология изготов­ления швейных из­делий Технология изго­товления швейных изделий Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).   Футляр для ножниц  
Строчка прямого стежка Волшебные строчки. Строчка пря­мого стежка и её варианты Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.   Игрушки из меховых шариков  
Разметка строчек Размечаем строчку Отделка ручными строчками Подушечка для иголок. Ручные швы в северной вышивке
  Конструирование и мо­делирование. 5 часов
Транспортные средст­ва. Макеты и модели Макеты и модели Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.   При помощи учителя: — сравнивать различные виды кон­струкций и способы их сборки; — моделировать несложные изде­лия с разными конструктивными осо­бенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учё­том технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инст­рументы; читать простейшую техни­ческую документацию (рисунок, ин­струкционная карта) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в приня­тии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и прак­тической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и ко­нечного результата; — обобщать (осознавать и форму­лировать) то новое, что открыто и ус­воено на уроке Игрушки из спичечных коробков.  
Виды соединения де­талей конструкции Как соединяют де­тали машин и ме­ханизмов Конструктор ( лего)  
Техника в жизни че­ловека. Транспорт От телеги до ма­шины   Конструктор ( лего)  
Техника в жизни че­ловека. История раз­вития транспорта. В воздухе и космосе Оригами Самолетики  
Техника в жизни че­ловека. История раз­вития транспорта В водной стихии Оригами кораблики  
  Итого        

Наши рекомендации