Конструирование и моделирование
Знать:
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
• отличия макета от модели. Уметь:
• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
• Знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
2. Текущий:
• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль в формах
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
При оценке в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Литература:
- авторская программа Е. А. Лутцевой М., «Вентана-Граф», 2010 г)
методические пособия:
- Учебник «Технология». 2 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2011 г.
- Рабочая тетрадь «Ступеньки к мастерству». 2 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2011 г.
- Органайзер для учителя «Технология». 2класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2012 г.
Учебно – тематическое планирование.
Количество часов34, (1 час в неделю)
Учебная тема — формулировка темы для записи в классный журнал.
№ | Название раздела; учебная тема; тема учебника | Колич-во часов на тему | Содержание учебной темы. | Характеристика деятельности учащихся УУД | Тематика практических занятий | Тематика регионального компонента. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 3 часа | ||||||
Приспособление первобытного человека к окружающей среде Природа и человек | Труд есть способ самовыражения человека. Как приспособился первобытный человек к окружающей среде. Потребность человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. | - Наблюдать конструкции и образы \ объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. При помощи учителя: — Искать, отбирать и использо- вать необходимую информацию (из учебника и других справочных и ди- дактических материалов); — при планировании отбирать оп- тимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; - организовывать свою деятель- ность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предпагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зави- симости от цели и конкретных усло вий работы; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления де- талей, аккуратность выполнения работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | Аппликация из листьев. | |||
Ремёсла и ремесленники. Разделение труда Как родились ремёсла | Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники в зависимости от условий конкретной местности. Названия профессий ремесленников. | Чайная посуда | «Миска, маслёнка – северная посуда» | |||
Профессии ремесленников. Как работали ремесленники -мастера | Современное состояние ремёсел. Технологии выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов. | Пирожная к чаю. | РКМ Архангельские козули. | |||
Технология обработки материалов 2часа | ||||||
Свойства материалов. Каждому изделию- свой материал. | Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. | При помощи учителя: - выполнять простейшие исследо- вания (наблюдать, сравнивать, сопос- тавлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенно- стей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско- технологические и декоративно-худо- жественные особенности предлагае- мых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и чи- тать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходи- мости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и ра- ционального труда; - планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соот- ветствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формули-роватъ) то новое, что открыто и усвоено на уроке | Исследование свойств материалов. | |||
Назначение инструментов. Каждому изделию – свой материал. | Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. | . Исследование инструментов. | ||||
Конструирование и моделирование Основы проектной деятельности. 4 часа | ||||||
Введение в предметную деятельность. От замысла к изделию. | Введение в проектную деятельность. Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. | - Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. При помощи учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из 1 учебника и других справочных и дидактических материалов); - при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; - организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - исследовать конструкторско-техно-логические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости | от цели и конкретных условий работы; \ - оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | Ремесленная мастерская. Природа и художник. | Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе) | ||
Введение в предметную деятельность. Выбираем конструкцию изделия. | Элементарные представления о конструкции. конструирование несложных объектов. | Ремесленная мастерская. Поздравительная открытка. | ||||
Введение в предметную деятельность. Что такое композиция | Знакомство с видами композиции. Композиционное расположение деталей в изделии. | Ремесленная мастерская. Подносы. | ||||
Введение в проектную деятельность Симметрично и несимметрично | Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия,); | Ремесленная мастерская. Композиция из симметричных деталей. | ||||
Технология обработки материалов. Элементы графической грамоты. 8 часов | ||||||
Технологические операции Технологические операции | Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. | При помощи учителя: - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); } — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); - - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | открытка с сюрпризом. | |||
Разметка деталей ' Разметка деталей (технологическая операция 1) | Аппликация из кругов. | |||||
Отделение детали от заготовки Отделение детали от заготовки (технологическая операция 2) | Обрывные аппликации. | |||||
Сборка изделия Сборка изделия (технологическая операция 3) | Игрушки подвески. | |||||
Отделка изделия Отделка изделия (технологическая операция 4) | Украшаем подвески. | |||||
Разметка с помощью чертёжных инструментов Что умеет линейка | Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). | Упражнения в построении линий по линейке. | ||||
Линии чертежа. Чертёж Почему инженеры и рабочие понимают друг друга | Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. | Превращения одной формы | ||||
Чтение чертежа Учимся читать чертежи и выполнять разметку. | Графические изображения .Виды условных графических изображений (Эскиз, чертёж). | Упражнение в построении прямоугольников | ||||
Использование информационных технологий. 1 час | ||||||
Новогодний проект | Результат проектной деятельности — изделие, оформление праздника. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Представление об учебных возможностях компьютера. | — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); } — воплощать мысленный образ в материале с опорой; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); с помощью учителя: -наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты. | Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (CD) | |||
Технология обработки материалов. Элементы графической грамоты. 5 часов | ||||||
Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от двух прямых углов | Графические изображения .Виды условных графических изображений (Эскиз, чертёж). | При помощи учителя: - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); } — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); - - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | Цветок из бумажных полос.. | |||
Разметка прямоугольника от одного прямого угла Разметка прямоугольника от одного прямого угла | Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных деталей с помощью чертёжных инструментов | Домино | ||||
Разметка прямоугольника с помощью угольника Разметка прямоугольника с помощью угольника | Построение прямоугольных деталей с помощью чертёжных инструментов | Поздравительная открытка. | ||||
Циркуль. Разметка деталей циркулем Как разметить деталь круглой формы | Построение круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Чертёжный инструмент- циркуль. Его название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы | Узоры циркулем | ||||
Радиус окружности. Чертёж окружности Как начертить окружность нужного размера | Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). . Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. | Кошки из конусов | ||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 1час | ||||||
Происхождение натуральных тканей, их свойства Как появились натуральные ткани | Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. | С помощью учителя: выполнять простейшее исследование ткани, её свойств. - обобщать то новое, что открыто на уроке. | Помпон Игрушки из помпона | |||
Использование информационных технологий. 1 час | ||||||
Изготовление натуральных тканей От прялки до ткацкого станка. На прядильно-ткацкой фабрике | Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Представление об учебных возможностях компьютера. | с помощью учителя: -наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты. -наблюдать мир образов на экране компьютера. -выполнять предложенные на цифровых носителях задания. | «Технология изготовления куклы-закрутки» | РКМ «Технология изготовления куклы-закрутки» | ||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 4 часа | ||||||
Технологические операции обработки ткани. Особенности работы с тканью | Лекало. Его название. | знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; - сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. При помощи учителя: — Искать, отбирать и использо- вать необходимую информацию (из учебника и других справочных и ди- дактических материалов); — при планировании отбирать оп- тимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; - организовывать свою деятель- ность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предпагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зави- симости от цели и конкретных усло вий работы; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления де- талей, аккуратность выполнения работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | Футляр для ножниц | |||
Технология изготовления швейных изделий Технология изготовления швейных изделий | Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки). | Футляр для ножниц | ||||
Строчка прямого стежка Волшебные строчки. Строчка прямого стежка и её варианты | Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. | Игрушки из меховых шариков | ||||
Разметка строчек Размечаем строчку | Отделка ручными строчками | Подушечка для иголок. | Ручные швы в северной вышивке | |||
Конструирование и моделирование. 5 часов | ||||||
Транспортные средства. Макеты и модели Макеты и модели | Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. | При помощи учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | Игрушки из спичечных коробков. | |||
Виды соединения деталей конструкции Как соединяют детали машин и механизмов | Конструктор ( лего) | |||||
Техника в жизни человека. Транспорт От телеги до машины | Конструктор ( лего) | |||||
Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе | Оригами Самолетики | |||||
Техника в жизни человека. История развития транспорта В водной стихии | Оригами кораблики | |||||
Итого |