Техническое моделирование и конструирование

Основные требования к организации самостоятельной работы студентов:

– комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов по всем формам аудиторной работы;

– сочетание всех уровней и типов самостоятельной работы;

– осознание студентом цели самостоятельной работы;

– наличие умений, обеспечивающих выполнение самостоятельной работы;

– наличие интереса (положительной мотивации) к выполнению самостоятельной работы;

– максимальная активность студента при выполнении самостоятельной работы, развитие познавательных способностей, инициативности в принятии решения, творческого мышления.

– обеспечение контроля со стороны преподавателя за качеством выполнения самостоятельной работы студента (формы контроля, требования, консультации).

Формы организации самостоятельной работы студентов:

1) фронтальная самостоятельная работа.Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются: общее для всех задания; общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма организации самостоятельной работа наиболее целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу;

2) индивидуальная самостоятельная работа.Особенности выполнения данной формы самостоятельной работы: возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения; появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность;

3) групповая самостоятельная работа.Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии – работа в парах. Эту форму можно использовать для: совместной проработки материала учебника, документа; выполнения лабораторных работ и практических заданий; взаимной проверке письменных упражнений. Более сложным является организация сотрудничества студентов в группах, состоящих из 4-6 человек. В качестве оснований для объединения студентов в группы преподаватель может учитывать такие показатели: уровень знаний, способности, интерес к дисциплине, уровень умений и т. п.

Показатели наличия у студентов умения работать самостоятельно:

– стремится начать выполнение работы только после того, как понял и принял задачу;

– выполняет последовательно и аккуратно все операции;

– контролирует все действия в ходе выполнения работы (замечает ошибки);

– контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать);

– может оценить, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу);

– может правильно оценить, трудна ли для него работа;

– хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать);

– не переделывает работу заново.

Литература

1. Абасов, З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / З. Абасов // Высшее образование в России. – 2007. – № 10. – С. 81-84.

2. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2008. – 500 с.

3. Бабенко, К.Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических факультетов : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / К.Б. Бабенко. – Одесса, 1982. – 20 с.

4. Бабичев, Ю. Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы / Ю. Бабичев, В. Петров // Высшее образование в России. – 2007. – № 6. – С. 26-41

5. Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов / А. Беляева // Высшее образование в России – № 6. – 2003.

6. Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый. – М. : Знание, 1978. – 35 с.

7. Завьялова, Е.П. Совместная деятельность преподавателей и студентов в организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Е.П. Завьялова. – Электрон. дан. – [Б.м., б.г.]. – Режим доступа: http://www.asu.ru, свободный.

8. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация : Учебное пособие для студентов вузов / В.И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001. – 192 с.

9. Заика, Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе / Е.В. Заика //Практическая психология и социальная работа. – 2002. – № 5. – С. 13-19; –№ 6. – С.21-32.

10. Ковалевский, И.Г. Организация самостоятельной работы студентов / И.Г. Ковалевсий // Высшее образование в России. – 2000. – № 1. – С. 114-115.

11. Козаков, В.А. Самостоятельная работа студентов : учеб. пособие для ФПК вузов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» / В.А. Козаков. – Киев : УМКВО, 1989. – 250 с.

12. Лобанов, Ю.И. Самообразование: возможности, ресурсы и технологии / Ю.И. Лобанов, В.В. Анненков, О.А. Ильченко // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – 2008. – Вып. 11. – С. 1-64.

13. Лыкова, Н.А. Пути совершенствования методов обучения студентов первого курса (педвузов и университетов) приемам самостоятельной работы с учебным текстом : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.А. Лыкова. – Л., 1978. – 19 с.

14. Малкин, И.И. Рационально организовать самостоятельную работу студентов / И.И. Малкин //Народное образование. – 1966. – № 10. – С. 13-23.

15. Молибог, А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А.Г. Молибог. – Минск : Высшая школа, 1985.

16. Нисканен, Л.Г. Самостоятельная работа студентов как средство профессиональной подготовки студентов / Л.Г. Нисканен // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1996.

17. Образовательные технологии в вузе : учеб.пособие / И.В. Руденко [и др.]. – Тольятти : ТГУ, 2011. – 288

18. Педагогика : учебное пособие / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 640 с.

19. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 544 с.

20. Петрова, Л.И. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе (педагогический аспект) / Л.И. Петрова, Л.Н. Кутергина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 649 с.

21. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.

22. Попов, Ю.В. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: организация и технологии обучения / Ю.В Попов, В.Н. Подлеснов, В.И. Садовников, В.Г. Кучеров, Е.Р. Андросюк // Новые информационные технологии в образовании : аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 9. – М., 1999. – С. 15-24.

23. Рабаданова, Ш.Р. Формирование учебной самостоятельности студентов вуза на уровневой основе управления / Ш.Р. Рабаданова : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2007.

24. Фуряева, Т.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / Т.В. Фуряева. – Красноярск, 1987.

25. Юшко, Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Г.Н. Юшко. – Ростов-н/Д, 2001. – 23 с.

26. Юшко, Г.Н. Опыт использования рейтинговой технологии в вузе [Электронный ресурс] / Г.Н. Юшко. – Электрон. дан. – [Б.м., б.г.]. – Режим доступа: http://www.oim.ru, свободный.


Приложение 1 Технологическая карта по учебному курсу "Современные образовательные технологии"
Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=99790  
Семестр изучения Кол-во недель, в течение которых реализуется курс Объем учебного курса и виды учебных мероприятий Форма Контроля
Всего часов по учебному плану Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего В т.ч. в интер акт. форме Всего Лаб. Конс. РГР КП (КР) Контр. Иное ЦТ
Всего Лекц. Лаб. Практ.
Экзамен

Наши рекомендации