Возможные проблемы и их решения

Введение

Как известно, со времени появления первых компьютеров прошло уже не одно десятилетие, превратившее их из технической диковины в уникальный инструмент, необходимый каждому современному специалисту, преумножающий его способности, помогающий решать более сложные поставленные задачи за меньший промежуток времени. В настоящее время одной из актуальных тем является применение современных компьютерных технологий, которые позволяют решать поставленные задачи с качеством заметно более высоким по сравнению с традиционными способами. Объем информации увеличивается, по самым скромным оценкам, в геометрической прогрессии, а принятие по-настоящему правильного решения зависит, прежде всего, от полноты, достоверности, оперативности предоставления необходимых информационных ресурсов и вместе с этим их доступности для максимально широкого круга заинтересованных лиц. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы современного специалиста. Несомненно, возросла роль и правовых информационных систем (ИС).

Подробная информация.

Так как прошли времена относительной неизменности законодательной базы, то сегодня поиск соответствующих редакций каких-либо правовых документов является главным вопросом для всех практикующих юристов – ведь ежедневно принимаются изменения и поправки к законам, указам и т.п. Умение работать с такими информационными системами, как «Гарант», «КонсультантПлюс», теперь необходимо и студенту, и юристу, и преподавателю. Сбор, хранение, обработка, поиск значимой информации, так же сложно теперь представить без использования информационных систем. Правительство Российской Федерации в целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации включило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 гг. в перечень федеральных целевых программ. На информатизацию судебной системы РФ потратят более 6 млрд. р. При этом одним из показателей результативности выполнения этой программы является количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему.

Остановимся подробно на термине «информационная система». Что же понимает законодатель под термином «информационная система»? Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Именно такое определение термина «информационная система» приведено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». При этом в современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы (автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру).

Согласно указанному выше закону, информация – это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. А информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Практическое применение

Наиболее известными и распространенными в нашей стране можно считать информационные системы «КонсультантПлюс» и «Гарант». Несмотря на некоторые различия в организации пользовательского интерфейса, в возможностях и скорости поиска, в объеме и качестве накопленной информации, все системы имеют сходную функциональную структуру. Типичная система правовой информации включает в себя:

• средства поиска документов по контексту и рубрикатору;

• средства поиска документа по реквизитам;

• механизм навигации в базе данных по гипертекстовым ссылкам;

• модули работы со списками и текстами документов;

• подсистему обновления базы данных.

Как установлено в 1998 году работу по созданию сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек начинали государственные органы – Министерство культуры Российской Федерации, а также Российский фонд правовых реформ, затем подключились общественные и коммерческие организации. Сегодня можно сказать, что неотъемлемой частью механизма функционирования сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) являются коммерческие организации, работающие в сфере оказания информационно-правовых услуг: ИПК «Кодекс», НПП «Гарант», но, особенно, АО «КонсультантПлюс».

Развитие сети публичного доступа к правовой информации является одним из направлений деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках реализации одного из четырех разработанных ЮНЕСКО основных принципов построения обществ знаний, а именно принципа всеобщего доступа к информации, прежде всего информации, являющейся общественным достоянием.

Определенный интерес представляют еще и то, что помимо общедоступных библиотек информационно-правовые системы ФСО России установлены в центрах правовой информации, созданных на базе ВУЗов во всех регионах страны, ПТУ, общеобразовательных школ, почтовых отделений ФГУП «Почта России».

Возможные проблемы и их решения

Современная справочно-правовая программа при полноценном подходе к ее разработке достаточно сложна с точки зрения программирования. В ней реализуются сложные алгоритмы поиска, обработки и хранения документов. С другой стороны, программа может работать только с помощью компьютера, который, в свою очередь, является весьма сложным механизмом.

Принципы построения системы как таковой говорят о том, что чем эта система сложнее, тем больше вероятность допущения ошибки.

Проблема снижения риска утраты справочно-правовой системы или ее части носит многоаспектный характер: здесь необходимо учитывать как человеческий фактор (компьютерная грамотность пользователей, профессиональная подготовленность разработчиков программного обеспечения), так и технический фактор. В отношении пользователей эта проблема должна решаться еще на этапе профессиональной подготовки юристов в учебных заведениях.

В отношении технической стороны вопроса можно отметить, что в настоящее время в мире существует ряд общепризнанных механизмов тестирования программного обеспечения, одним из обязательных элементов которых является тестирование надежности и стабильности работы. Далеко не все отечественные производители программ принимают их на вооружение.

К сожалению, пока ещё мало используется соответствующий зарубежный (в т. ч. англоязычный) сегмент сети. Главное тому объяснение - слабое знание иностранных языков пользователями, а существующие электронные переводчики не способны достоверно перевести на русский язык правовые нормы законодательства иностранных государств. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что ситуация в Интернет за последние годы изменилась, и, если еще несколько лет назад большинством правовых ресурсов сети можно было воспользоваться безвозмездно, то сейчас все большая их часть доступна лишь на платной основе.

В результате автор статьи приходит к выводу, что необходимо расширять как спектр информационно-правовых ресурсов, так и спектр услуг для населения, основанных на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Заключение

Итак, современная библиотека - это реальный центр общественной жизни, оказывающий активное влияние на формирование личности российского гражданина. Следовательно, правовые информационные системы как часть библиотеки – такой же реальный институт, только применительно к правовой сфере/информации.

Подводя итоги, в целом, можно признать развитие в России правовых информационных систем интересным, успешным и стабильным. Однако, несмотря на значительную работу, проделанную и по формированию этих систем, и по совершенствованию их деятельности, предстоит сделать еще больше.

В конце концов, рост правовой грамотности и правосознания населения способствует повышению действенности законодательства и содействует построению демократии и гражданского общества в России.

Список литературы:

1. Гаврилов. О. Курс правовой информатики : учеб. для вузов / О. Гаврилов. – М. : НОРМА, 2000. – 432 с.

2. Информатика базовый курс : учеб. для вузов / С.В. Симонович и др. – СПб. : Питер, 2002. – 640 с.

3. Информатика для юристов и экономистов : учеб. для вузов / С.В. Симонович и др. – СПб. : Питер,

2005. – 688 с.

4. Информатика и математика для юристов : учеб. пособие для вузов / под ред. Х.А. Андриашина, С.Я. Ка-

занцева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 463 с.

5. Информатика. Математика. Правовая информатика / Т.М. Беляева. – М. : МЦУПЛ, 2000. – 214 с.

6. Информатика : учебник / под ред. Н.В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 1997. – 768 с.

7. Проектирование баз данных в СУБД Access / О.А. Житкова, М.А. Журина, Е.К. Кудрявцева. –

Интеллект-Центр, 2006. – 64с.

8. Терехов, А.В. Информатика : учеб. пособие. – А.В. Терехов и др. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-

та, 2003. – 100 с. 9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля

2006 г. № 149-ФЗ // ГАРАНТ-Максимум с региональным законодательством. Версия от 15.11.06.

10. Чернышов, В.Н. Правовые информационно-поисковые системы : учеб. пособие / В.Н. Чернышов, И.П.

Рак. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 1999. – 104 с.

11. Чернышов, В.Н. Правовые информационно-поисковые системы: Практикум / В.Н. Чернышов, А.В. Те-

рехов, И.П. Рак. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000. – 103 с

Наши рекомендации