Краткие теоретические сведения. Монтаж электроосвещения квартиры
Монтаж электроосвещения квартиры
Цель работы: 1) Научить учащихся самостоятельно составлять и собирать схемы управления электроосвещением.
2) исследовать основные их характеристики.
Приборы и инструмент: отвертка, тестер.
Краткие теоретические сведения
Управление освещением небольших помещений производят выключателями, которые располагают непосредственно в этих помещениях или у входов в них. Выключатели устанавливают на фазных проводах. Схемы осветительных электропроводок помещений выполняют как многолинейными, так и однолинейными. Обычно для упрощения в проектах электроосвещения принято изображать схемы электропроводок в виде однолинейных на плане помещения. Число проводов отмечают засечками, если их более двух.
При составлении электрической схемы управления освещением предусматривают следующее: наиболее рациональное размещение светильников с учетом максимальной освещенности и наиболее экономное расходование электрической энергии; удобное расположение для пользования установочной аппаратурой.
Схемы управления освещением разнообразны, но общее для них – однополюсное или двухполюсное включение и отключение источников света. Двухполюсные выключатели используют в сетях с изолированной нейтралью, в помещениях с повышенной и особой опасностью поражения электрическим током, а также взрывоопасных помещениях. Двухполюсные выключатели одновременно отключают фазу и нулевой провод.
Наибольшее распространение имеет однополюсное отключение с различными вариантами:
1. Управление одной или несколькими лампами накаливания одной группы одновременно одним выключателем (комнатное освещение в квартире жилого дома).
2. Управление несколькими лампами, а иногда одним многоламповым светильником двумя выключателями или одним переключателем. Такая схема управления используется, например, для люстр, где требуется обеспечить возможность присоединения всех ламп полностью или по частям. Переключатель для такой схемы должен иметь четыре положения, соответствующих групп и полному отключению всех ламп.
3. Управление лампами тремя совместно установленными выключателями, когда группы ламп не должны загораться одновременно. Выключатели устанавливают рядом (или блок-выключатель на две или три клавиши), при этом один общий токовый провод с перемычками проводят ко всем выключателям и от выключателей ведут по одному холостому проводу к каждой группе ламп, например, при освещении электромонтажных мастерских.
4. Управление лампами производят со стороны, противоположной сети питания, В этом случае приходится применять трехпроводную линию.
В каждом из этих вариантов возможна установка штепсельной розетки для присоединения переносных источников света. Их присоединяют так, чтобы включение ламп не влияло на работу розеток. Обычно штепсельные розетки подключают к отдельной самостоятельной линии – к розеточной группе.
Учащимся необходимо самостоятельно составить, собрать и опробовать работу схем управления освещением.
Последовательность выполнения:
1. Внимательно изучить рекомендованную литературу, ознакомиться с содержанием практической работы и установочной аппаратурой.
2. Составить принципиальную однолинейную и многолинейную схемы управления двумя лампами и одним выключателем, собрать и опробовать их в работе.
3. Составить принципиальную однолинейную и многолинейную схемы управления двумя лампами двумя выключателями, собрать и опробовать их в работе.
Порядок проведения работы.
На задней панели стенда расположены аппараты для выполнения модели схемы электроосвещения. По заданию преподавателя смонтировать схему электроосвещения квартиры (пример на рис.5.1). Питание схемы завести от автоматического выключателя QF1, а нейтраль взять с клеммника ХТ1.
Рис. 5.1 Рис. 5.2
По заданной преподавателем электрической схеме разработать монтажную схему и смонтировать ее на стенде (пример рис.5.2). Проверить правильность монтажа при помощи тестера. После проверки схемы преподавателем запитать стенд от сети и подать в схему напряжение. Проверить работу схемы.
После проверки схемы под напряжением, выключить все автоматы и выключатели в схеме, а сам стенд обесточить. Преподавателем вносится в схему скрытая неисправность (обрыв либо к.з.) и предлагается учащимся ее обнаружить с помощью тестера (стенд должен быть обесточен).
Контрольные вопросы.
1. Какие аппараты применяются при монтаже электроосвещения квартиры.
2. Каковы особенности монтажа проводки от материала стен.