Образец реестра собранных агитатором заявок на домашнее голосование
В день выборов агитатор направляется на избирательный участок представлять интересы кандидата в качестве члена УИК с совещательным голосом. В первые же полчаса своего пребывания на участке он должен сдать оригинал своего реестра председателю участковой комиссии и проследить, чтобы его реестр был перенесен в соответствующий реестр УИК, а в дальнейшем настоять, чтобы по всем собранным им заявкам обязательно выехали мобильные бригады комиссии.
Свой список заявок агитатор обычно сдает в комиссию в день выборов, но закон не запрещает делать это заранее.
Контактная служба штаба кандидата пару раз, в том числе и накануне дня выборов, должна найти возможность сообщить людям, сдавшим агитаторам заявки на домашнее голосование, что их просьба доведена до участковой комиссии и что штаб кандидата берет под свой контроль обеспечение выезда к ним мобильной бригады комиссии. В общем, человек должен почувствовать, что штаб кандидата заботится о нем.
Следует отметить, что участковые комиссии часто воспринимают такие списки в штыки: мол, на каком основании ты собирал эти заявки, мол, это не положено и пр. Твёрдо отвечайте: на основании Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» и на основании местного Закона о выборах…. В них однозначно прописано следующее: голосование вне помещения для голосования проводится «на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования». Участковая избирательная комиссия обязана зарегистрировать все такие заявки в специальном реестре и, если причины уважительные, принять необходимые меры по обеспечению избирательных прав авторов заявок.
К сбору заявок сторонников на голосование вне помещения для голосования надо относиться очень серьёзно. Учтите, что при хорошей работе агитатор способен собрать с участка до 50 заявок на «домашнее» голосование. Это примерно 2-2,5% от списочного состава избирателей среднестатистического избирательного участка. Не хило, не правда ли?
11.3.7. Не спать! Все на выборы!
Воздействие на зафиксированных сторонников в плане явки должно оказываться и в день голосования. Опять не могу не подчеркнуть роль в этом процессе участковых агитаторов, которые в день голосования представляют на избирательных участках интересы кандидата, находясь там либо в качестве членов УИК с совещательным голосом, либо в качестве наблюдателей.
Бонусная система заставляет работать агитатора с полной отдачей. Ко дню голосования в его рабочей тетради собрана информация обо всех зафиксированных на участке сторонниках, с отметками типа «Обещал прийти и проголосовать «за» всей семьей», «100-процентная поддержка», и т.д. Эта очень ценная информация реализуется в день голосования. Кроме того, контактная служба снабжает наблюдателя полным списком сторонников, проживающих на его участке, которым направлялись благодарственные письма и приглашения от имени кандидата.
В разработанной нашей командой памятке, которая именуется «Тактика заинтересованного наблюдения за выборами» (см. главу 13) на наблюдателей ложится обязанность подтягивать на выборы «заспавшихся» сторонников. Вот текст соответствующей статьи памятки:
«2.9. Начиная с 14 часов принимайте меры по подтягиванию на выборы «заспавшихся» наших сторонников. У вас должен быть их список. С разрешения председателя комиссии сверьте его со списком избирателей, по которому выдают бюллетени, на отдельном листе выпишите адреса и ФИО тех, кто все еще не пришел голосовать. Сходите сами или пошлите своего помощника по «сонным» адресам с просьбой прийти на избирательный участок. При этом не попадитесь на агитации».
Следует предупредить, что председатели комиссий обычно не приветствуют стремление представителей кандидата «покопаться» в списках избирателей, в каком бы статусе представители кандидата не находились. Надо, однако, иметь в виду, что если агитатор представляет кандидата в статусе члена УИК (не важно с каким – с решающим или совещательным голосом), то знакомиться с любыми материалами и документами комиссии, в том числе со списками избирателей – его право, и реализовывать его надо, несмотря на пыхтение председателя. Просто надо быть понастойчивее. Разумеется, реализовывать своё право следует так, чтобы не мешать другим членам комиссии работать с избирателями.
Наконец, еще одно направление работы наблюдателя в день голосования – обеспечение выезда мобильных бригад избирательной комиссии по тем заявкам избирателей, которые он, будучи агитатором, собрал во время акции «От двери к двери». Я уже указывал на возможное сопротивление председателя комиссии принять список таких заявок и советовал, как правильно реагировать наблюдателю в таком случае. Позволю себе вдобавок к этому дать совет. Иногда комиссии просто физически не успевают объехать все адреса заявок. Поэтому не стоит затягивать со сдачей собранных заявок на «домашнее голосование». Предоставлять их надо председателю УИК с утра. И еще. Если председатель будет упорствовать в нежелании принять список заявок, наблюдатель должен немедленно связаться с представителем кандидата в вышестоящей комиссии и со своим штабом.
Вот, пожалуй, минимально необходимый перечень мер, обеспечивающих явку «своих» избирателей на выборы.
АНТИЯВОЧНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ
Заканчивая тему явки избирателей на выборы, отмечу, что практике известны случаи, когда в избирательных кампаниях использовались технологии, направленные не на повышение, а на понижение явки. Понятно, что подобные технологии всегда плохо пахнут, всегда отдают мошенничеством.
Зачем это делается?
Причины могут быть разные.
Известно, что при низкой явке основным голосующим контингентом являются пожилые люди, и поэтому большие шансы на победу имеют коммунисты. Понимая это, избирательные технологи, работающие на состоятельных коммунистических кандидатов, придумывают, как отсечь от выборов молодежь. Один мой коллега описывал реализованный многоходовый предвыборный проект, в результате которого молодого обывателя запугали перспективой получить на избирательном участке повестку на военные сборы.
В другом случае пиарщики, воспользовавшись кампанией городских властей по выколачиванию долгов по квартплате, начали запугивать жителей тем, что на избирательных участках должников будут фотографировать, а затем эти фотографии показывать по местному телевидению и в городской газете. Эту «феню» пиарщики запустили, потому что их клиент ввязался в предвыборную гонку слишком поздно, и его не успели как следует раскрутить.
В третьем случае на понижение явки исподтишка работала исполнительская власть небольшого города, кандидат от которой на финише предвыборной гонки проигрывал неудобному сопернику. Начальству фактически удалось заблокировать информацию о расположении избирательных участков. А за день до выборов «неизвестные» расклеили по подъездам приглашение на выборы, обозначив в них ложные, неудобные для жителей адреса участков. Выборы едва не были сорваны.
А вот еще два относительно свежих факта, свидетельствующих о формах подключения административного ресурса в целях понизить явку.
1. Цитата из питерского сайта «Кандидат Ру» за ноябрь 2002 г. (о выборах Законодательного собрания Санкт-Петербурга):
«...Потрясенные жители Петродворцового района в день выборов (а был, напомним, декабрь) прочли на своих подъездах объявление: "В связи с внеплановым испытанием теплосетей просим вас весь день оставаться дома, т. к. возможен прорыв горячей воды". Много ли найдется желающих сходить проголосовать? Испытания, конечно, никакого не было и не предвиделось, зато выборы оказались под угрозой срыва».
2. Цитата из «Новой газеты» от 30.09. 2002 г. (о выборах красноярского губернатора):
«Если на Таймыре, где до последнего времени правил Хлопонин, весь ресурс был направлен на обеспечение максимальной явки избирателей, то в Красноярске, где бывшего гендиректора «Норникеля» недолюбливают, все было с точностью до наоборот. В городе, например, депутатами были замечены провокационные обращения от имени председателя избирательной комиссии Г. Кострыкина о введении оплаты за голосование в размере 45 рублей 79 копеек. По заявлению избирателя Тяпникова А.В., не ходившего по этой причине голосовать, «более половины пенсионеров из-за этого на выборы не пошли».
Примеры антиявочных манипуляций можно продолжить. Но стоит ли делиться подобным опытом?
Глава 12.
КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ АГИТАТОРОВ. ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ «КАСАНИЙ»
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Если вы не обеспечили контроль за работой своих агитаторов и действиями соперников на каждом избирательном участке, если вы регулярно не отслеживаете, насколько те и другие эффективно действуют – значит, вы работаете вслепую. Значит, даже в ситуации, когда вам не хватает до победы всего чуть-чуть, когда положение еще можно «вытянуть», вы не будете точно знать, где и что надо делать. И только после подсчета голосов, всё поймете. Но будет поздно.
А между тем, наладить собственными силами действенную систему контроля за работой своей и чужих команд не так уж сложно. И не так уж дорого.
Давайте поговорим о системе контроля за работой участковых агитаторов (маршрутных тоже) и о том, как организовать эффективный мониторинг своих и чужих касаний избирателя.
Наверное, нет смысла тратить время на так называемый оперативный контроль (контроль «по горячим следам») над работой своей команды. Осуществляется он обычно на двух уровнях – районными штабами и Центральным штабом. Ведут его практически все. И всё тут, в общем, понятно: принял доклад о выполненном задании – выборочно проверь. Что-то не то, смахивает на халтуру – надо проверять по полной программе, и въедливо.
Что касается контроля «второй линии», о котором во второй главе я упомянул лишь вскользь, то это пока достаточно редкое явление в нашей избирательной практике, о нём стоит рассказать подробнее. То же самое - о мониторинге «касаний» собственными силами. Не все умеют делать эту простую вещь самостоятельно, нанимают социологов, платя за пустяковую работу лишние деньги, в 5-8 раз больше, чем это стоит на самом деле.
Наша команда делает эту работу, по крайней мере, с 1999 г., самостоятельно. А пришли мы к этому при весьма любопытных обстоятельствах.
Клиент нам тогда попался трудный, неконтактный. Команда включилась в дело загодя, и за два с половиной месяца до выборов уже завершала формировать штабную структуру, агитаторские бригады, проработала стратегию кампании, план-график.
На гонорар команде кандидат не поскупился, но сразу после заключения соглашения с нами и выплаты аванса, его начала «душить жаба»: а не сошьют ли ему московские варяги платье голого короля? Недоверие сквозило во всём, работать было некомфортно, я готов уже был послать его куда подальше и вернуться домой.
Однако команда настроилась работать, и на своем «филевском совете» мы решили предложить клиенту помимо обычного оперативного контроля за нашей работой (первая линия контроля), который начали уже осуществлять его люди, сидевшие в штабах, организовать две подотчетные только ему контролирующие структуры:
Во-первых, вторую линию контроля.
«Ты здесь родился, у тебя здесь куча родни, близких, просто добрых знакомых, - сказали мы ему тогда, - у каждого в семье есть кто-то неработающий, кто постоянно сидит дома. Давай создадим из этих людей твою шпионскую сеть, пусть на каждом участке будет твой стукач, пусть стучит на нас каждый день. И пусть эта сеть работает под присмотром твоего особо доверенного лица. Мы к нему соваться не будем. Единственное условие: обо всех выявленных недостатках он должен информировать не только тебя, но и штаб, чтобы мы немедленно реагировали. И ты, и мы к взаимной пользе будем получать объективную информацию о качестве работы команды и иметь возможность оперативно исправлять недостатки».
Во-вторых, службу мониторинга, оперативно отслеживающую изменения динамики предвыборной борьбы, рейтингов основных игроков, эффективность наших «касаний».
Я представил ему вариант очень короткого опросника, состоявшего из трех постоянных и одного ситуативно меняющегося (плавающего) вопроса, а также довольно простую методику проведения опросов. Предложил уже до начала сбора подписей сделать первый срез, а затем регулярно опрашивать избирателей через день-два после нашей очередной агитационной акции. И настоял на том, чтобы служба мониторинга работала автономно от штаба, под руководством опять-таки его доверенного лица, которого в методическом плане мы быстро натаскаем.
Просчитав во что обойдутся предложенные нами службы (а по сравнению с затратами на агитаторов это стоило копейки), клиент согласился. К концу третьей недели совместной работы от его недоверия и подозрений не осталось и следа. И хотя не всё в организации второй линии и службы мониторинга прошло гладко, были сбои, однако в целом со своими задачами они вполне справились. Мы получали объективные доклады контролеров второй линии о работе агитаторов раньше, чем от бригадиров, а рейтинговый мониторинг давал не менее объективную картину эффективности наших «касаний», точно предсказав за неделю до выборов убедительную победу нашего клиента над соперниками.
С тех пор мы всегда организуем «вторую линию». Итак, всё по порядку.
12.2. ПРОГРАММА «ВТОРАЯ ЛИНИЯ»
12.2.1. «Кукушки»
Что собственно такое эта «вторая линия»? Как её лучше организовать?
Суть «второй линии» проста. На каждом избирательном участке подбирается контролер (лучше – два), задача которого – оперативно телефонировать в избирательный штаб обо всех «касаниях», производимых как нашим штабом, так и штабами противников. Этих контролеров наши штабисты сразу прозвали «кукушками». Вытащила «кукушка» из своего почтового ящика листовку (не важно чью), и сразу «кукует» - звонит в штаб, докладывая, что за листовка, от кого. Пошли по дому агитаторы – снова «ку-ку» в штаб. Позвонил «кукушке» наш агитатор – она не только регистрирует факт звонка, но и дает оценку прозвонщику, не схалтурил ли он, достиг своей цели или нет, и т.д.
Набирают «кукушек», и это очень важно, прежде всего из числа близких и знакомых кандидата, проживающих на территории округа, а также из числа близких и знакомых буквально всех штабистов и активистов. То есть в данном случае людей преднамеренно набирают «по знакомству» и, как правило, они действительно работают добровольно и по большей части безвозмездно. Недостающих «кукушек» вербуют за небольшое вознаграждение среди инвалидов и пенсионеров. Вербовка особого труда не представляет, потому что работа «кукушки» не пыльная и делается, не выходя из дома.
О наличии сети «кукушек» агитаторы могут знать. Но вот информация о том, где живет конкретная «кукушка», является для агитаторов и их бригадиров закрытой. Поэтому привлекать агитаторов к вербовке «кукушек», что иногда встречается в практике, абсолютно недопустимо.
По сравнению с агитатором завербованная «кукушка» ничего не стоит: упаковка растворимого кофе да небольшая коробка конфет в качестве аванса и что-то в этом же духе – в конце избирательной кампании.
Отдача же от работы «кукушек» очень весомая. В частности, штаб получает от них информацию о ходе проведения той или иной полевой акции, раньше, чем от бригадиров. Если же ваш противник начнет «чудить» в округе, например, заключать так называемые избирательные договоры, а попросту говоря, проводить массовую акцию по подкупу избирателей, задокументировать подобное творчество с помощью «кукушек» не представит особой сложности.
Несложно наладить и диспетчерскую службу в штабе, которая принимает звонки от «кукушек». В кампании среднего масштаба с этой задачей вполне справятся два человека.
Единственная сложность этой формы контроля в том, что для её организации требуется время, которого, как известно, в ходе избирательной кампании всегда не хватает. Редкий кандидат начинает свою кампанию загодя. Абсолютное же большинство действуют по принципу: «пока гром не грянет – мужик не перекрестится», и их штабы начинают шевелиться в аккурат за полтора-два месяца до дня голосования. А чтобы организовать «вторую линию», надо начинать шевелиться как минимум на пару недель раньше.
Легче всего организовать сопровождающий контроль партийным структурам, если, конечно, такие структуры существуют не на бумаге.
12.2.2. Организация работы «второй линии»
Вторая линия контроля – это самостоятельное направление работы штаба, это отдельная локальная программа кампании. А значит, должны быть специально закрепленные за направлением сотрудники штаба (назовем их инспекторами). Количество инспекторов зависит от масштабности выборов, интенсивности планируемой работы агитаторов и др.
На подбор «кукушек» нацеливаются кандидат, всё его окружение, вся верхушка центрального и районных штабов, практически весь актив, за исключением бригадиров агитаторов. Квалификационные, так сказать, требования к «кукушке» просты: человек не с улицы, живёт на территории округа, по большей части сидит дома, есть телефон. И, само собой, согласен помочь кандидату, потому что его просят об этом близкие люди, хорошие знакомые.
Инспекторы «второй линии» собирают данные о местожительстве рекомендуемых в контролеры людей. Причем, их подбирают таким образом, чтобы равномерно «прикрыть» территорию округа, чтобы на каждом участке жила своя «кукушка», лучше две.
Целесообразно завести реестр на возможных контролеров по следующей форме:
Сюда табл. 23 -