Технологии взаимоотношений участников товародвижения

Признаки Традиционная Логистическая
1. Сфера деятельности. 2. Финансовые ресурсы. 3. Товар.   4. Качество товара.   5. Уровень сервиса. 6. Цено-образование. 7. Снабжение.   8. Производ-ство. 9. Риск.   10. Сбыт.   Бюджетные предприятия.   Налоговые поступления.   Заданные параметры продукции и услуг. Социальные стандарты.     Социальные нормативы и требования. Централизованное из расчета себестоимости. Централизованное или тендер среди поставщиков. Типовое оборудование и оснащение. Государственные или муни-ципальные гарантии. Распределение продукции и услуг органами власти. Коммерческие компании.   Собственные или заемные средства.   Предназначен для каждой категории покупателей. Маркетинговый подход к удовлетво-рению нужд, потребностей и запросов населения. Не ниже конкурентов.   Равновесие рыночного спроса и предложения. Свободный выбор поставщиков.   Стремление к внедрению инноваций.   Рыночный риск превосходства перед конкурентами или банкротство. Конкурентная борьба за источники сбыта.

Результатом деятельности бюджетных предприятий являются продукция и услуги с заданными заказчиками параметрами, которые удовлетворяют технико-экономическим требованиям, социальным нормам и экологическим ограничениям. Кроме этого, по согласованию с органами власти (учредителями) бюджетные предприятия могут оказывать потребителям и платные услуги, но без ущерба для основной деятельности и без права получения прибыли. Дополнительные доходы от платных услуг могут направляться на улучшения оснащения предприятий и стимулирование труда их работников.

Качество продукции и услуг бюджетных предприятий, а также уровень сервисного обслуживания населения регламентируются социальными стандартами, нормативами и требованиями, которые должны периодически пересматриваться в соответствии с уровнем социально-экономического развития и качества жизни населения.

На выполнение социального, в том числе и оборонного заказа, выделяются, как правило, ограниченные финансовые ресурсы, поэтому ценообразование на продукцию и услуги бюджетных предприятий централизованное, так как находится под контролем органов власти путем проверки себестоимости, установления процента рентабельности или же при необходимости выделения дотаций.

Необходимость экономного расходования бюджетных средств обусловливает использование централизованного снабжения бюджетных предприятий или же выделения учредителями финансовых средств для самостоятельной закупки ресурсов путем организации тендера по законодательно установленному порядку его проведения для реализации государственного или муниципального заказа.

В целях экономии ресурсов бюджетные предприятия обеспечиваются типовым оборудованием и производственным оснащением, позволяющим выпускать качественную стандартную продукцию и оказывать требуемые социальные услуги.

В условиях непредсказуемой рыночной среды бюджетные предприятия функционируют достаточно устойчиво, так как получают государственные или муниципальные гарантии на случай возникновения возможных неблагоприятных ситуаций. Ограниченные ресурсы, выделяемые на социальные нужды, обусловливают централизованное распределение органами власти продукции и услуг бюджетных предприятий между потребителями.

Следовательно, бюджетные предприятия основное внимание вынуждены уделять снижению издержек в сфере материально-технического снабжения, для чего законодательно предусмотрен порядок закупок ресурсов для выполнения государственных и муниципальных заказов с применением открытого тендера, в котором должны принимать участие не менее трех потенциальных поставщиков, и выбора из них наиболее выгодного по соотношению критериев цены и качества ресурсов.

Планомерный характер производственной деятельности бюджетных предприятий позволяет организовывать регулярные и относительно ритмичные поставки требуемых ресурсов, не накапливать завышенные производственные и страховые запасы, реализовывать продукцию и услуги по графику, согласованному с учредителями.

Коммерческие компании ориентированы на логистическую технологию организации товародвижения, так как организуют свою производственную деятельность на рынке на собственные или заемные финансовые средства на свой страх и риск, поэтому вынуждены вести поиск резервов сокращения издержек в сфере производства и обращения.

На основе изучения рыночного спроса и предложения коммерческие компании организуют производство товаров для определенных категорий потребителей с учетом их спроса, поэтому объемы производства, а также номенклатура продукции и услуг подвержены существенным колебаниям.

В соответствии с маркетинговым подходом к организации производства каждая коммерческая компания стремится удовлетворить нужды, потребности и запросы населения, получить конкурентное преимущество, обеспечивая уровень сервисного их обслуживания не ниже конкурентов, а ценовая конкуренция вынуждает их ориентироваться на равновесие рыночного спроса и предложения, что также обусловливает необходимость экономии ресурсов.

Существенным резервом снижения издержек на товародвижение для коммерческих компаний является свободный выбор поставщиков ресурсов, который служба материально-технического снабжения обычно осуществляет по целому комплексу критериев, включая стоимость, качество, надежность поставок.

В целях достижения конкурентоспособности на насыщенном рынке коммерческие компании стремятся к сокращению сроков обновления технологического оборудования, внедрению инновационных производственных и логистических технологий.

Рыночная среда связана с многочисленными рисками, включая периодические кризисные явления и спады производства, последствия инфляционных процессов, изменения покупательского спроса. В таких условиях коммерческие компании подвержены рыночному риску наступления неплатежеспособности и процедуры банкротства.

Современный насыщенный товарами рынок создает проблемы с реализацией продукции и услуг, что предполагает жесткую конкурентную борьбу за источники сбыта. Таким образом, коммерческая среда предоставляет производственным компаниям широкие возможности выбора и позволяет за счет внедрения логистической технологии товародвижения добиваться конкурентного преимущества на насыщенном товарами рынке.

Сопоставление закономерностей традиционной и логистической технологии организации товародвижения показывает наличие стабильности условий деятельности бюджетных предприятий за счет финансовой, технической, технологической и организационной их поддержки органами государственной и муниципальной власти.

Вместе с тем бюджетные предприятия не имеют должных стимулов к повышению качества продукции и услуг, саморазвитию, внедрению инновационных технологий и экономии бюджетных средств. Не случайно сохраняется тенденция к дальнейшему продолжению процесса приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий и созданию на их основе конкурирующих коммерческих компаний, выполняющих на основе бюджетного финансирования социальный заказ.

Коммерческие компании, чтобы устоять на рынке в условиях жесткой конкурентной борьбы, вынуждены быть динамичными, прежде всего, за счет экономии всех видов ресурсов и внедрения новых производственных и логистических технологий.

Анализ технологий также показал, что в бюджетных, особенно оборонных (казенных) предприятиях, начальным элементом, обеспечивающим процесс производства, считается определение потребности в ресурсах и их закупка для выполнения установленного органами власти социального заказа. Для этого рекомендуется применять систему планирования потребностей предприятия в материалах МРП I и систему производственного планирования потребностей в ресурсах МРП II, которые относятся к системам выталкивающего типа (1, с. 199).

В коммерческих компаниях наоборот начальным элементом логистического процесса является изучение рыночного спроса, затем планирование и организация производства в соответствии с рыночным спросом и лишь после этого закупка нужного для производства сырья и других ресурсов. Такая логистическая технология, обеспечивающая производственный процесс, присуща системам тянущего типа.

Таким образом, одной из сложных и дорогостоящих элементов логистического процесса как в бюджетном предприятии, так и в коммерческой компании является закупка ресурсов для обеспечения производства. Затраты на закупки по различным отраслям составляют 40-60% в структуре себестоимости производства готовой продукции развитых в экономическом отношении стран (1, с. 192).

В структуре закупок могут находиться как сырье и материалы, так и покупные изделия различной степени готовности, в том числе полуфабрикаты, комплектующие изделия, агрегаты. Структура закупок в производственных и торгово-закупочных предприятиях существенно различается.

Так производственные предприятия, используя сырье и материалы, могут самостоятельно осуществлять цикл производства или в той или иной мере использовать покупные изделия. При этом решается вопрос о налаживании собственного производства или организации закупок комплектующих изделий для сборки промежуточной или готовой продукции, что оказывает существенное влияние на затраты на закупки.

Торгово-закупочные компании преимущественно закупают готовую продукцию для реализации потребителям и оказывают им услуги как посредники, а также могут лишь частично выполнять, как правило, завершающие производственные операции. Их затраты на закупки являются одной из главных статей расходов, а их снижение может достигаться рациональной системой взаимовыгодных связей производства и реализации готовой продукции.

Гибкая реакция на изменяющийся рыночный спрос потребителей, а также снижение издержек производства и обращения как условие конкурентоспособности на насыщенном рынке могут быть достигнуты при согласованных действиях всех звеньев логистической цепи от источников сырья до конечных потребителей продукции. Поэтому управление информационными, финансовыми и материальными потоками в условиях рыночных отношений становится важнейшей частью деятельности как производственных предприятий, так и торгово-посреднических компаний.

Удовлетворение потребностей населения и других потребителей в продукции осуществляется путем организации производственной деятельности как системы по переработке природного сырья в конечную продукцию, которая имеет спрос на рынке. Поэтому любой производственный процесс начинается с закупок, которые представляют собой вход в производственную систему, и завершается сбытом продукции, то есть выходом из системы.

Производственная система обычно растянута по месту и времени, представляет собой цепь последовательных процессов переработки сырья в полуфабрикаты, затем в комплектующие изделия и агрегаты. В конечном звене логистической цепи производятся процессы сборки готовой продукции, а также ее реализация потребителям через службу сбыта и предприятия торговой сети.

Материальные потоки в такой цепи являются основными, но им предшествуют различные информационные и финансовые потоки по изучения спроса и предложения, а также взаимным расчетам между участниками системы производства и обращения, отражающие стоимостные затраты.

Следовательно, любая потоковая система имеет вход и выход, а их характеристики формируют основные показатели деятельности сферы производства и обращения. К ним относятся, прежде всего, цена и качество товара, а также своевременность удовлетворения рыночного спроса.

Вход в потоковую систему образуют процессы закупок сырья, материалов и связанная с ними работа службы материально-технического снабжения. В различных звеньях производственного процесса также осуществляются закупки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовых к сборке агрегатов. Эти процессы определяют не только условия для бесперебойности производства, но и оказывают влияние на обновление технологий, они также обусловливают цену и качество конечной продукции, работ и услуг.

Таким образом, центральной задачей любого предприятия, действующего в сфере удовлетворения потребностей населения и других потребителей в продукции и услугах на каждом определенном участке производственной и сопутствующей ей логистической цепи, является решение вопроса о том покупать ли те или иные материалы и комплектующие изделия или производить их на собственном предприятии. В зарубежной литературе эта задача встречается под названием "Make - or Buy Problem (MOB)".

При этом возможен вариант, когда большинство или все компоненты для сборки конечной продукции предприятие производит самостоятельно, что характерно для крупных производственных корпораций, которые стремятся снизить свою зависимость от внешних поставок комплектующих изделий.

Чаще всего новые или небольшие по масштабам предприятия преимущественно используют принцип поставок комплектующих изделий извне, так не в состоянии произвести их самостоятельно. Это особенно характерно для сборочных предприятий ведущих мировых корпораций, которые открываются в странах с дешевой рабочей силой и преимущественно покупают комплектующие изделия на имеющемся товарном рынке.

Достаточно привести примеры многочисленных сборочных заводов на территории современной России, в том числе Волжского автомобильного завода в Тольятти. На заводе, в соответствии с договорными отношениями с итальянской фирмой «Фиат», вначале самостоятельно предусматривалось изготавливать только 20% комплектующих изделий, преимущественно базовых деталей. Остальные 80% комплектующих изделий на сборочный конвейер поставлялись извне. По мере развертывания массового производства предполагалось заводу за пять лет самостоятельно освоить производство до 80% комплектующих изделий и только остальные 20% по-прежнему поставлять извне.

При этом на соотношение принципов «произвести» или «купить», кроме экономических факторов, оказывали влияние стремление освоить на территории России передовые зарубежные технологии, то есть определенные политические и технологические установки. Аналогичные стратегии предусматриваются и на других сборочных заводах России в целях развития мощностей по производству современных автомобилей для нужд населения, а также создания дополнительных рабочих мест.

К тому же реализация производимой современной продукции сборочных предприятий предусмотрена преимущественно на мировом рынке с возвратом за счет этого вложенных крупнейших зарубежных инвестиций, что способствует активному включению страны в международное разделение труда.

Аналогичные хозяйственные проблемы вынуждено решать руководство и других производственных предприятий не только в России, но и ведущих зарубежных компаниях с учетом наличия источников отечественных ресурсов, их качества, цены и издержек на организацию своевременных поставок.

В любом случае решение о производстве или закупках компонентов материальных ресурсов зависит соотношения трех основных факторов: «цена» - «качество» - «своевременность удовлетворения потребностей» по сравнению с конкурентами. Решением вопроса «сделать» или «купить» и организацией процессов закупок с учетом соотношения этих трех факторов должна заниматься служба материально-технического снабжения производства.

Для решения задачи "покупать" или "производить" обычно сопоставляются затраты на закупку ресурсов и на организацию их производства. Затраты на закупку складываются из цены ресурсов, установленной поставщиком, затрат на транспортировку, складирование и переработку, заработной платы персонала. Затраты на производство включают стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения ресурсов и накладные расходы.

Сравнив затраты на закупку и организацию собственного производства в расчете на одно изделие с учетом потребности в них можно принять обоснованное решение методом определения порога рентабельности закупок (1, с. 217) по формуле:

Q = F/(C - V), (11.1)

где: Q - порог рентабельности закупок, ед.;

F - постоянные расходы предприятия, руб.;

C - цена покупки одного изделия, руб.;

V - переменные расходы предприятия в расчете на одно изделие, руб.

Так, например, если постоянные расходы производственного предприятия составляют 490 000 руб., переменные расходы на одно изделие равны 43 руб. и известно, что предприятие может купить изделие у поставщика по цене 50 руб., то порог рентабельности закупок составит:

Q = 490 000 / (50 - 43) = 70 000 ед.

Результат расчета свидетельствует, что предприятию не выгодно производить изделие самостоятельно, если потребность в нем меньше 70 000 ед. Следовательно, задачи и объем работы службы материально-технического снабжения производства определяется руководством, исходя из характера производственной программы, которая в свою очередь зависит от колебания рыночного спроса на продукцию и услуги.

Наши рекомендации