Цели и задачи изучения дисциплины. Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с основами стандартизации и сертификации оборудования и приборов
Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с основами стандартизации и сертификации оборудования и приборов, с основными положениями общей метрологии, с современными методами и средствами измерения и обработки информации о протекающих теплоэнергетических процессах.
Задачи при изучении дисциплины: привитие студентам знаний, умений и навыков работы с современными измерительными устройствами для проведения теплотехнических измерений.
Студент должен знать:
- теоретические основы метрологии, организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения;
- правовые основы обеспечения единства измерений;
- исторические и правовые основы стандартизации и сертификации;
- условия осуществления сертификации, правила и порядок проведения сертификации;
- принципы действия, устройство типовых измерительных приборов для измерения неэлектрических величин.
Студент должен уметь:
- измерять основные параметры объекта с помощью типовых измерительных приборов,
- оценивать погрешности измерений,
- готовить оборудование и документацию к сертификации.
Студент должен владеть:
- основными методами измерений, обработки результатов и оценки погрешностей измерений;
- правовой базой стандартизации и сертификации.
1.2. Краткая характеристика дисциплины и её фундаментальных основ
Современные ТЭС и АЭС не могут работать без информации о протекающих теплоэнергетических процессах и без автоматизации как самих процессов, так и методов контроля. Поэтому специалисты теплотехнического профиля должны знать основы теплотехнических измерений и способов контроля состояния теплоэнергетического оборудования с применением сертифицированных измерительных приборов.
Курс «Метрология, сертификация и технические измерения» содержит 3 раздела:
– основы стандартизации и сертификации; законодательная база стандартизации и сертификации;
– общая метрология, метрологические службы, физические величины, измерения, основы теории погрешностей, математические методы обработки результатов измерений;
– теплотехнические измерения и приборы, измерение температуры, измерение давления, уровня, расхода сред, анализ состава газообразных, жидких и твердых сред.
Количество часов, выделенное для освоения курса, позволяет дать студентам знания в объеме, необходимом при подготовке бакалавров-теплоэнергетиков и специалистов по энергообеспечению промышленных предприятий.
Место дисциплины в учебном процессе и основополагающие интеграционные связи с другими дисциплинами учебного плана.
Данная дисциплина относится к базовой части дисциплин общепрофессионального цикла, модуль общепрофессиональной подготовки. Изучение этой дисциплины базируется на знании студентами общих курсов математики, физики и химии. Данная дисциплина необходима для изучения курсов автоматизации тепловых процессов и АСУ сложными теплотехническими процессами.
Связь с предшествующими дисциплинами, общность фундаментальных основ и гуманитарной подготовки
№ п/п | Наименование дисциплины и ее разделы | Уровень знания | Номера разделов изучаемой дисциплины |
Математика (общий курс) (1-3 сем) | 1-3 | ||
Физика (общая) (1-2 сем) | 1-3 | ||
Химия (общая) (1 сем) | 1-3 |
Для заполнения данной таблицы использовались Приложение 1 и учебный план специальности.
Связь с последующими дисциплинами, фундаментализация, гуманитаризация и интеграция естественно-научных, гуманитарных и технических знаний
№ п/п | Наименование дисциплины и ее разделы | Уровень знания | Номера разделов изучаемой дисциплины |
Автоматизации тепловых процессов (6 сем) | 1-3 | ||
АСУ сложными теплотехническими процессами (7 сем) | 1-3 |