Схема расположения реквизитов

Лекция 5

ГОСТ Р 6.30-2003. Классификация организационно-распорядительных документов

ГОСТ Р 6.30-2003 распространяется на организационно-распорядительные документы (ОРД), относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) – постановления, приказы, распоряжения, письма, протоколы, акты и другие документы, включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) (класс 0200000).

Стандарт устанавливает состав и схемы расположения реквизитов, требования к оформлению реквизитов, требования к бланкам документов, включая бланки с воспроизведением Государственного герба РФ.

ОРД является наиболее распространенным видом документации. Исходя из функций, предусмотренных ОКУД, ОРД можно классифицировать на четыре группы:

- организационно-правовая документация (учредительный договор, уставы, положения, правила, инструкции, штатные расписания);

- распорядительная документация (приказы, распоряжения, постановления, решения, указания);

- информационно-справочная документация, которая условно подразделяется на: оперативно-информационную (письма, телеграммы, факсы, докладные и служебные записки и др.), справочно-информационную (акты, протоколы, отчеты и др.);

- документация по личному составу (заявления, трудовые договоры, характеристики, личные карточки, учетные формы и др.).

Внедрение ГОСТ Р 6.30-2003 в организации предполагает разработку инструкции по документационному обеспечению управления, оформление бланков, проведение учебных занятий с работниками, имеющими отношение к вопросам подготовки документов.

Требования ГОСТ Р 6.30-2003 являются рекомендуемыми, что следует истолковывать как требования, допускающие некоторые послабления в оформлении документов по сравнению с с жесткими требованиями ранее действовавших и ныне отмененных стандартов (ГОСТ Р 6.30-97, ГОСТ 6.38-72, ГОСТ 6.39-92).

Состав реквизитов ОРД

При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:

01 – Государственный герб РФ

02 – герб субъекта РФ

03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)

04 – код организации

05 – основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица

06 – идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП)

07 – код формы документа

08 – наименование организации

09 – справочные данные об организации

10 – наименование вида документа

11 – дата документа

12 – регистрационный номер документа

13 – ссылка на регистрационный номер и дату документа

14 – место составления или издания документа

15 – адресат

16 – гриф утверждения документа

17 – резолюция

18 – заголовок к тексту

19 – отметка о контроле

20 – текст документа

21 – отметка о наличии приложения

22 – подпись

23 – гриф согласования документа

24 – визы согласования документа

25 – оттиск печати

26 – отметка о заверении копии

27 – отметка об исполнителе

28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело

29 – отметка о поступлении документа в организацию

30 – идентификатор электронной копии документа

Предусмотренный стандартом состав реквизитов следует считать типовым, поскольку набор их при подготовке документов одного и того же наименования в различных управленческих ситуациях может быть различным.

Состав реквизитов подразделяют на постоянные и переменные реквизиты. Постоянные в обязательном порядке повторяются на бланках всех документов данного наименования. Переменные реквизиты наносятся непосредственно при подготовке конкретного документа.

При работе с электронными (машиночитаемыми) документами следует учитывать требования ГОСТ 6.10.4-84, который устанавливает обязательные реквизиты машиночитаемых документов, код и наименование организации – создателя документа, местонахождение организации – создателя документа или почтовый адрес, код формы документа, название документа, дату подписания документа, кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий электронных документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, дубликат, копия).

Схема расположения реквизитов

Схемы расположения реквизитов (формуляры) для наиболее широко применяемого формата бумаги А4 при угловом и продольном размещении постоянных реквизитов (составляющих «штамп» документа) представлены на рисунках 1 и 2.

На рисунках цифрами от 01 до 30 обозначены реквизиты в границах зон, очерченных штриховыми линиями. Использование штриховых линий символизирует возможность некоторого перемещения реквизитов в площади формата. Такие перемещения в основном связаны с колебаниями числа строк текста (реквизит 20).

Все поле формата, кроме разбиения на зоны размещения реквизитов, условно разделяют на три части: служебное поле документа, поле для размещения реквизитов углового или продольного штампов и рабочее поле документа.

Служебным полем документа является часть площади формата, предназначенная для полей документа и закрепления его в средствах хранения. Поле для размещения углового штампа располагается в левом верхнем углу формата или в верхней его части при продольном варианте расположения штампа. Остальная – большая часть площади формата – составляет рабочее поле документа.

Наши рекомендации