История Дамасской стали и кузнечной сварки на Руси начинается примерно с XII века
Ножи и сабли Дамасской стали и метод изготовления
Есть какое-то высокое недоразумение в самом феномене художественного оружия вообще и ножей, в частности. Зачастую представляя собой вершину кузнечного и ювелирного мастерства, такие клинки из Дамасской стали обречены на бездействие, на сонную судьбу дорогой игрушки в руках коллекционеров. Эти ножи не продаются в охотничьих магазинах.
Вопроса о дамасской (или булатной) стали продавец и вовсе не поймет, в лучшем случае скажет, что секрет ее производства утерян еще в древности. Неосведомленность продавцов оружейных магазинов объясняется просто: авторское, художественное оружие — это даже не другой жанр, а параллельный мир материальной культуры, предназначенный исключительно для созерцания. К отполированному лезвию из Дамасской стали (рис. 1.) ни один ценитель не прикоснется пальцами. В то же время эксперты особо ценят и технологическую полноценность клинка, конструктивную правильность ножа в целом и его функциональность.
Рис. 1. Дамасская сталь.
Прежде всего, такой нож должен быть сделан по старому доброму дамасскому методу
Известный с античных времен, сирийский способ изготовления крученой Дамасской стали весьма почитался воинственной знатью Европы и Азии. Технология состоит в следующем: берутся два-три бруска легированной стали, насыщенной углеродом в разной пропорции и соответственно различной по твердости, ковкости и другим свойствам, и при высокой температуре буквально скручиваются в единое полотно. Из-за этого на исходной заготовке для клинка получается свилеватый рисунок.
Впрочем, рисунок не цель, а следствие кузнечной обработки, но его симметричность, особенно в обеих плоскостях, ценилась всегда и в определенной мере свидетельствовала о мастерстве кузнеца. Кузнец-ножовщик, как правило, отдельная самодостаточная специальность в оружейном деле. Кузнец обычно не занимается отделкой ножа, гравировкой или полировкой.
Для него главное — сталь и рисунок. Малейшая трещина, даже поверхностная, может испортить результат тяжелого труда. Или еще одна профессиональная напасть: перекалил заготовку — все испортил. Что касается рисунка, то с опытом его предсказуемость увеличивается, а дальше действует удача и, возможно, помощь свыше.
История Дамасской стали и кузнечной сварки на Руси начинается примерно с XII века
До этого времени сварные клинки попадали в Русь из Скандинавии и Германии. Они отличались прочностью полотна и режущими свойствами острой грани. Для повышения свойств последней ее делали из более мягкой стали, которая по своей структуре (она становится наглядной только при увеличении) напоминала пилу.
Такая Дамасской сталь в прямом смысле в любую преграду (разумеется, кроме камня и сухого дерева) входила, как в масло, и ко всему прочему обладала способностью самозатачиваться. Правильный дамаск разрубал надвое не только газовый платок, но и врага. Подобное излишество в условиях боя имело яркую психологическую подоплеку. Поэтому высшее дворянство Европы и Азии стремилось обзавестись дамасскими клинками. Булат, литую разновидность Дамаска, могли себе позволить только монархи и их окружение. Булатный клинок легко сгибался в овал и столь же легко принимал прежнюю форму, издавая чистый и высокий звон.
Считается, что секрет его технологии был утерян в средневековой Азии и заново открыт в 1833 г. русским горным инженером П.П. Аносовым: «Тагильского железа— 12фунтов, графита английского— 1 фунт, окалины — 24 золотника, доломита — 24 золотника. Плавка должна вестись в тигле и продолжаться 5 часов 30 минут».