Особенности международной правовой практики в сфере электронной коммерции
В международной практике применяется несколько основных подходов к определению понятия "электронная цифровая подпись" (электронная подпись, цифровая подпись), различающихся по характеру и степени детализации предъявляемых к ним требований.
1. Самый мягкий из них предполагает, что в качестве электронной цифровой подписи должны рассматриваться любые включаемые в электронный документ элементы, тем или иным образом связанные с отправителем этого документа (в том числе проставленные в конце электронного документа инициалы, отсканированный отпечаток пальца).
2. Другой, более жесткий, предполагает, что электронная цифровая подпись должна отвечать ряду законодательно закрепленных требований (обеспечивать возможность достоверно установить отправителя, быть связанной с передаваемыми данными таким образом, что при их изменении становится недействительной). Именно такой подход получил наиболее широкое распространение в европейских странах.
3. Третий подход определяет электронную цифровую подпись как результат криптографического преобразования исходного электронного документа и выдвигает наиболее детализированные требования к самой подписи и к используемой технологии. Именно такой подход использован в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Еще один достойный внимания международный документ - Директива ЕС об электронных подписях - содержит два определения электронной подписи: обычная "электронная подпись" и "специальная (усиленная) электронная подпись". Под электронной подписью в Директиве понимаются "данные в электронной форме, которые приложены либо логически присоединены к иным электронным данным, используемые как метод аутентификации", а под специальной электронной подписью (advanced electronic signature) в Директиве понимается электронная подпись, которая отвечает следующим требованиям:
1. относится исключительно к подписывающему лицу;
2. позволяет идентифицировать подписывающее лицо;
3. создана с помощью средств, которые подписывающее лицо может иметь под своим исключительным контролем;
4. соединена с данными, к которым она относится, таким образом, что имеется возможность обнаружить последующую модификацию таких данных.
К числу других международных разработок в рассматриваемой области относятся разработанные в рамках ООН в Комиссии по международному торговому праву (UNCITRAL) модельные законы об электронной коммерции и об электронных подписях. Оба модельных закона ориентированы на придание юридического статуса электронным документам.
Первый из них достаточно четко определяет эквивалентность подписания: если национальный закон предусматривает, что документ должен быть подписан, предписание считается выполненным, когда метод подписания позволяет:
- идентифицировать подписавшего,
- установить, что подписавший одобрил документ,
- быть уверенным, что надежность метода подписания адекватна целям его применения.
В числе наиболее важных положений второго модельного закона - условия, когда подпись под документом может быть признана юридически значимой:
- данные, представляющие собой электронную подпись, должны быть непосредственно связаны с лицом, подписавшим документ;
- подписание в тот момент, когда оно совершалось, было подконтрольно только подписывавшему лицу;
- легкость выявления изменений электронной подписи, сделанных после подписания;
- легкость выявления изменений в электронном документе.
Кроме того, помимо этих требований, модельный закон об электронных подписях содержит указание о том, что законодательство страны может признать надежной ту или иную технологию подписания. Этим будет установлена презумпция, что все документы, подписанные с использованием этой технологии, будут иметь юридическую силу.