Элементы электронной коммерции

Термин электронная коммерция (electronic commerce или e-commerce) означает покупку товаров при помощи Интернета. Иногда, для подчёркивания отмеченной широкой сферы деловой активности, осуществляемой при помощи Интернет, используется термин электронный бизнес (electronic business или e- business). Под термином «электронная коммерция» в широком смысле понимают все виды деловой активности, осуществляемой с использованием Интернет технологий передачи и обработки данных.

Элементы электронной коммерции - student2.ru

Рисунок 1.1 - базовые компоненты электронного бизнеса

На рис. 1 приведены следующие базовые компоненты электронной коммерции:

· Приобретение товаров потребителями. Этот компонент часто называют электронная коммерция типа «бизнес – потребитель» (business-to-consumer или B2C electronic commerce).

· Коммерческие сделки между предприятиями. Этот компонент часто называют электронная коммерция типа «бизнес – бизнес» (business-to-business или B2B electronic commerce).

§ Сделки и бизнес-процессы, которые поддерживают и обеспечивают коммерческую деятельность, и которые осуществляются между предприятием и отдельными личностями, а также другими организациями (включая государственные учреждения).

Некоторые исследователи определяют четвёртый компонент электронной коммерции, называемый «потребитель – потребитель» (consumer-to-consumer или C2C electronic commerce), который предполагает приобретение или продажу товаров непосредственно между потребителями. Например, к электронной коммерции типа

«потребитель – потребитель» относится случай, когда один студент приобретает у другого студента компьютер.

2.2 Электронные трансферты денежных средств

Электронная коммерция в её современном виде не возникла внезапно. Ей предшествуют технологии, которые многие предприятия используют на протяжении нескольких десятилетий. Более 30 лет электронные трансферты денежных средств (electronic funds transfers или EFT) применяются в банковской сфере. Они представляют собой передачу информации о движении денежных средств между банковскими счетами предприятий в электронной форме средствами частных коммуникационных сетей.

2.3 Электронный обмен данных

В течение многих лет предприятия используют один из видов современной электронной коммерции, известный как электронный обмен данных. Электронный обмен данных (electronic data interchange, EDI или ЭОД) предполагает, что одно предприятие передаёт другому предприятию данные, подлежащие компьютерной обработке, в стандартной форме. Путём создания набора стандартных форматов для передачи этих документов электронным способом, предприятия смогли уменьшить количество ошибок при повторном вводе данных в компьютер, а также исключить расходы на печать документов и почтовые расходы.




2.4 Виды электронного обмена данных

Три вида подключения к EDI, отличающихся по уровню автоматизации, затратам и сложности внедрения на Вашей стороне:

1) Web – портал

Вариант подходит небольшим и маленьким компаниям не имеющих собственной учетной системы, с небольшим оборотом документов. Использование Web-портала является самым легким и наименее затратным способом работы через EDI. Он предоставляет пользователю интерфейс на сайте EDI-провайдера для работы с заказами, накладными, счетами и другими документами. При этом возможности Web-портала позволяют производить с этими документами любые операции, требуемые при Вашей работе с контрагентом и сохранять необходимые документы на свой компьютер в форматах PDF, XLS или XML.

2) Модуль для 1С

Модуль для 1С позволяет Вам автоматически загружать документы, поступающие от Ваших контрагентов, в учетную систему 1С, а так же отправлять их контрагентам. При этом достигается высокая степень автоматизации работы, т.к. Вы получаете и обрабатываете все необходимые данные непосредственно в учетной системе, без обращения к промежуточным системам.

3) Интеграция EDI с ERP (учетной системой).

Вариант прекрасно подходит крупным и средним компаниям, обеспечивая автоматизированную отправку и получение информации непосредственно из Вашей учетной системы. Это наиболее эффективный способ реализации EDI, дающий максимум преимуществ от внедрения.

В отличие от модуля для 1С, этот вариант подключения обеспечивает работу с абсолютно любыми учетными системами и их внутренними форматами данных.

Порядок выполнения работ

3.1 Лабораторная работа выполняется с использованием Интернета, поисковой системы и пакета программ Open Office.

3.2 Найти предприятие в регионе вашего варианта, работающее в сфере электронного бизнеса, для которого выделить компоненты (в соответствии с таблицей 3).

Таблица 1 – Компоненты электронного бизнеса

Компонент Виды деятельности
«бизнес – потребитель»  
«бизнес – бизнес»  
Сделки и бизнес-процессы  

3.3 Составить карточку исследуемого предприятия (параметры по предложению студента в количестве не менее 15)

Пример.

Наименование – ООО «Арт-Сервис»

Год основания – 2003

Форма оплата – наличный расчет Юридический адрес: г. Пенза, ул. Свободы, 55

3.4 Для каждого вида подключения к системе электронного обмена данных найти организацию в регионе вашего варианта (в соответствии с таблицей 2).

Таблица 2 – Предприятия по видам подключения к ЭОД

Вид подключения Наименование организации
Web-портал  
Модуль для 1С  
Интеграция EDI с ERP  

3.5 Составить карточку исследуемого предприятия (аналогично с п.3.3)

3.6 Найти данные по обороту электронной торговли за последний год в регионе вашего варианта.

3.7 Результаты выполнения работы сохранить в сетевую папку, заданную преподавателем.

3.8 Варианты заданий

Таблица 3 – варианты заданий

Краснодар Екатеринбург Ростов Челябинск Тамбов

Волгоград Новосибирск Самара Саратов Воронеж
Владимир Тверь Пенза Архангельск Тула
Рязань Н.Новгород Смоленск Казань Ярославль
Орел Псков Калуга Курск Сочи
Калининград Пермь Омск Вологда Липецк

4 Контрольные вопросы

4.1 Дайте понятие электронного бизнеса.

4.2. Перечислите компоненты электронного бизнеса .

4.3 Что такое электронный обмен данных?

4.4. Перечислите виды ЭОД и дайте их краткое описание.

4.5 Перечислите преимущества ЭОД.

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации