Чтение по цепочке по 1-му предложению
I.Актуализация опорных знаний (10 мин).
1.Для начала я вам загадаю загадки, а вы поднимайте руки и не выкрикивайте, если знаете ответ. Вывешиваю картинки после отгадывания:
1) Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
2) Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)
3) Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка. (Свинья)
4) Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет. (Волк)
5) Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище. (Лиса)
6) Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Беседа:
-Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем беседовать? (о животных)
-Ребята, а каких животных вы знаете? (домашние и хищные)
-А назовите, пожалуйста, домашних животных, а теперь хищных.
-А что умеют делать наши питомцы?
2.Сейчас я прочту вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери?»
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом,
Котенок входит в двери,
Он думает о том,
Что будет с ним потом?
Есть мысли у телят?
Я видел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то.
Бывают у собак
Нерадостные мысли.
Задумается пес —
И уши вниз повисли.
Я думаю про птиц:
Должны подумать птицы,
Куда им полететь
И где им приютиться,
Должны, в конце концов,
Подумать про птенцов!
Я бабушку спросил:
— Умеют думать звери? —
Она сказала: — Нет! —
Но я еще проверю.
Беседа:
-Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
-О чем оно? (о том, умеют ли думать звери)
-А вы как думаете, умеют ли звери думать?
Ученые……
-А у вас есть домашние животные? Как вы думаете, они вас понимают?
Да! Наши питомцы умеют думать, т.к. они понимают наше настроение, нашу интонацию. И когда мы злимся, они грустят, а когда нам весело и им тоже. Это наши братья меньшие, которых мы должны любить, оберегать и помогать им.
II.Изучение нового материала (14 мин).
Поэтому наша сегодняшняя тема называется «О братьях наших меньших».
3.Откройте хрестоматии на стр. 38 и прочитаем с вами стихотворение А. Тетивкина «Умельцы» по строфам. (читают 7 учеников)
-Вы знаете, что значит слово «умелец»? (это мастер своего дела)
-Почему это стихотворение так называется?
Работа со значением слова:
Прочитайте четверостишие, где встречается слово «усердно».
-Кто знает, что значит это слово? (это значит старательно).
А теперь прочитайте четверостишие, где встречается слово «юный»
-А что значит это слово? (это-молодой, не взрослый)
-А вы когда-нибудь делали жилье животным?
4.-Ребята, кто-нибудь знает, что такое «Красная книга»? Красная книга-этосписок редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений всего мира. Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя! Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающего мира.
А теперь давайте прочитаем отрывок из произведения «Все живое надо беречь» Н. Надежниной, в котором рассказывается о том, что многие виды животных находятся на грани исчезновения и, что их необходимо беречь и не вредить им.
5.Но для начала подготовимся для чтения. Проведем физкультминутку для глаз и дыхательную гимнастику.
Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох–3 раза
Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем (с-с-с)
Дуем на маленькую свечку
Дуем на большую свечку
Как жужжит пчелка (ж-ж-ж)
В воздухе пальчиком пишем слово «СОБАКА», глаза следят за кончиком пальца.
Чтение по цепочке по 1-му предложению.
7.Выборочное чтение:
-Найдите в предложении, кто раньше плескался в водах Тихого океана;
-Какие голуби в Америке на сотни км закрывали небо?
-А вы знаете перечисленных ниже животных?(показываю картинки)
1)Уссурийский тигр-один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр, самый крупный представитель семейства кошачьих;
2)Гориллы-самые крупные из человекообразных обезьян, одни из ближайших родственников человека;
3)Сурок Мензбира-грызун семейства беличьих;
4)Выхухоль-млекопитающее семейства кротовых отряда землеройкообразные;
5)Журавли стерхи-белые журавли.
Физкультминутка.
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем.
И очень глубоко всей грудью вдохнем.
А теперь мы сядем дружно, нам ещё работать нужно.