Виды качественных исследований
Различают 9 видов:
1) интервьюирование заинтересованных лиц
2) интервьюирование экспертов предметной области
3) интервьюирование пользователей и покупателей
4) анкетирование
5) наблюдение за пользователями
6) самостоятельное описание требований
7) обзор литературы и технической документации
8) аудит продукта (или прототипа) и конкурирующих решений
9) совместные семинары
Интервьюирование заинтересованных лиц
Исследование, предваряющее проектирование любого нового продукта, начинается с получения представления о техническом окружении продукта, поэтому проектировщик начинает работу с изучения возможности и ограничения.
Особое внимание уделяется заинтересованным лицам, т.е. тем, кто обладает полномочиями в отношении проектированного продукта и/или несёт ответственность за какой-либо его аспект.
Интервьюирование проводится от начала любых исследований пользовательской аудитории.
От заинтересованных лиц получают следующую информацию:
1) предварительное видение продукта
2) бюджет и график проектов
3) технические возможности и ограничения
4) потребности
5) представление заинтересованных лиц о пользователях
Интервьюирование экспертов предметной области
Многие эксперты предметной области готовы, способны представить продукт и его пользователей в разных аспектах, при этом точка зрения экспертов предметной области в определённом смысле не объективна из-за того, что:
1) эксперты предметной области довольно часто пользователи-эксперты
2) эксперты предметной области хорошо осведомлены, но они не проектировщики
3) эксперты предметной области знают все стадии процесса проектирования
Интервьюирование покупателей и пользователей
Покупатели продукта – это люди, принимающие решение о его приобретении, в случае технических решений покупатель не всегда пользователь.
В интервью с покупателями необходимо знать:
1) каковы их цели в контексте приобретения продукта
2) что их не устраивает в существующих решениях
3) какой процесс принятия решения при покупке технического продукта
4) их роль в установке, обслуживании и управлении продуктом
5) проблемы предметной области и особенности используемой терминологии
В центре проектирования должны находиться пользователи технического продукта, т.к. именно они получают результаты с помощью продукта.
От пользователей необходимо получить следующую информацию:
1) контекст интеграции продукта в рабочий процесс, т.е. когда, почему и каким образом применяется или будет применяться продукт
2) осведомлённость в предметной области с точки зрения пользователя, т.е. что необходимо знать пользователю, чтобы сделать свою работу
3) существуют задачи и виды деятельности, как те, которые выполняются при помощи данного продукта, так и те, которые им не поддерживаются.
4) цели и мотивы использования данного продукта
5) ментальная модель
6) проблемы и сложности при работе с продуктом
Анкетирование
Анкетирование – самый малозатратный и наименее эффективный способ получения информации. Применяется как дополнение к другим стратегиям выявления требований.
Недостатки:
1) респонденты не способны или слабо мотивированы в том, чтобы информативно заполнить анкету
2) большая вероятность получения неполной или ложной информации
Основное преимущество: подготовка и анализ анкет малозатратны.
Для получения более достоверных ответов вопросы следует задавать с замкнутым циклом ответов:
1) многоальтернативные вопросы (расширяются комментариями респондента в свободной форме)
2) рейтинговые вопросы (представляют собой предопределённый набор ответов)
3) вопросы с ранжированием ответов путём присваивания им номеров, процентных значений