Виды качественных исследований

Различают 9 видов:

1) интервьюирование заинтересованных лиц

2) интервьюирование экспертов предметной области

3) интервьюирование пользователей и покупателей

4) анкетирование

5) наблюдение за пользователями

6) самостоятельное описание требований

7) обзор литературы и технической документации

8) аудит продукта (или прототипа) и конкурирующих решений

9) совместные семинары

Интервьюирование заинтересованных лиц

Исследование, предваряющее проектирование любого нового продукта, начинается с получения представления о техническом окружении продукта, поэтому проектировщик начинает работу с изучения возможности и ограничения.

Особое внимание уделяется заинтересованным лицам, т.е. тем, кто обладает полномочиями в отношении проектированного продукта и/или несёт ответственность за какой-либо его аспект.

Интервьюирование проводится от начала любых исследований пользовательской аудитории.

От заинтересованных лиц получают следующую информацию:

1) предварительное видение продукта

2) бюджет и график проектов

3) технические возможности и ограничения

4) потребности

5) представление заинтересованных лиц о пользователях

Интервьюирование экспертов предметной области

Многие эксперты предметной области готовы, способны представить продукт и его пользователей в разных аспектах, при этом точка зрения экспертов предметной области в определённом смысле не объективна из-за того, что:

1) эксперты предметной области довольно часто пользователи-эксперты

2) эксперты предметной области хорошо осведомлены, но они не проектировщики

3) эксперты предметной области знают все стадии процесса проектирования

Интервьюирование покупателей и пользователей

Покупатели продукта – это люди, принимающие решение о его приобретении, в случае технических решений покупатель не всегда пользователь.

В интервью с покупателями необходимо знать:

1) каковы их цели в контексте приобретения продукта

2) что их не устраивает в существующих решениях

3) какой процесс принятия решения при покупке технического продукта

4) их роль в установке, обслуживании и управлении продуктом

5) проблемы предметной области и особенности используемой терминологии

В центре проектирования должны находиться пользователи технического продукта, т.к. именно они получают результаты с помощью продукта.

От пользователей необходимо получить следующую информацию:

1) контекст интеграции продукта в рабочий процесс, т.е. когда, почему и каким образом применяется или будет применяться продукт

2) осведомлённость в предметной области с точки зрения пользователя, т.е. что необходимо знать пользователю, чтобы сделать свою работу

3) существуют задачи и виды деятельности, как те, которые выполняются при помощи данного продукта, так и те, которые им не поддерживаются.

4) цели и мотивы использования данного продукта

5) ментальная модель

6) проблемы и сложности при работе с продуктом

Анкетирование

Анкетирование – самый малозатратный и наименее эффективный способ получения информации. Применяется как дополнение к другим стратегиям выявления требований.

Недостатки:

1) респонденты не способны или слабо мотивированы в том, чтобы информативно заполнить анкету

2) большая вероятность получения неполной или ложной информации

Основное преимущество: подготовка и анализ анкет малозатратны.

Для получения более достоверных ответов вопросы следует задавать с замкнутым циклом ответов:

1) многоальтернативные вопросы (расширяются комментариями респондента в свободной форме)

2) рейтинговые вопросы (представляют собой предопределённый набор ответов)

3) вопросы с ранжированием ответов путём присваивания им номеров, процентных значений

Наши рекомендации