VI. Деление слов на части.
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Урок 5
Тема: Слог, ударение (с. 8, 9)
Цели:
- дать представление о слоге как артикуляционно-произносительной единице;
- развивать речь детей;
- ознакомить с делением слов на слоги, с понятием ударный слог;
- воспитывать коллективизм, чувство товарищества.
Оборудование:учебное пособие, схемы слов, картинка с изображением инструментов.
Ход урока
I. Организационный момент
Повторение.
- Из чего состоит наша речь?
- Что ставится в конце предложения?
- Сколько слов может быть в предложении?
III. Отгадайте загадку:
Пусты поля.
Мокнет земля.
День убывает.
Когда это бывает? (Осенью.)
- Что значит день убывает? (Ответ — полное предложение: День становится короче.)
- Сколько слов в предложении: Хмурая, дождливая наступила осень.
- Назовите первое слово (последнее, третье).
Сообщаю детям, что предложение может состоять из одного слова. Подтверждаю примером:
Осень.
Вечер.
Листопад.
Спят кусты.
Деревья спят. Р. Фархади
Ученики определяют на слух, что прочитано пять предложений. На доске чертятся их схемы (начало предложения, состоящего из одного слова, обозначается высокой черточкой, в конце ставится точка).
Затем двустишие «прочитывается» по схемам хором (вместе с учителем), конец предложений отмечается «точкой» — ударом кулачка.
Физкультминутка «Ветер»
IV. Рассказывание (с элементами драматизации) русской народной сказки «Теремок».
Используются фигурки зверей, игрушки, картинки.
Предлагаю рассмотреть иллюстрации и продолжить сказку. Примерный текст:
Разбежались звери в разные стороны. Одумался Медведь, стал прощения у них просить, а потом и говорит: «Давайте мы новый теремок построим, чтобы всем места хватило». Погоревали звери да и согласились. Закипела работа. Медведь с Волком лес валят, бревна пилят. Лисичка-сестричка бревна возит сруб класть. Зайчик-побегайчик двери, окна ладит. Лягушка-квакушка и Мышка-норушка помогают ему.
Построили они теремок лучше прежнего. Кто ни идет по дороге — остановится, полюбуется. Какой красивый теремок!
Анализируется последнее предложение. Внимание детей обращается на то, что оно произносится радостно, взволнованно. В таких случаях, сообщает учитель, в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак.
Схему предложения: Какой красивый теремок! ученики выкладывают под картинкой в букваре.
V. Подготовка к делению слов на слоги.
- Кто из лесных жителей — зверей и птиц — пришел к новоселам в гости?
Беру предметную картинку и, не показывая ее, произношу первый слог. Дети отгадывают, кто это, договаривая слог до целого слова.
Звери: бел..(ка), бар..(сук), ё..(жик), е..(нот).
Птицы: дя..(тел), фи..(лин), ца..(пля), жу.равль), скво.(рец).
Правильность отгадки проверяется по картинке.
Делается вывод: слова произносятся по частям. В обычной речи это незаметно, зато хорошо слышно во многих песнях, например: «В тра-ве си-дел ку-зне-чик...».
Малышам, когда они учатся говорить, трудно произносить целые слова, и они выговаривают их по частям: ба-ба, Та-ня, ка-ша. Или вообще говорят только одну часть слова: ма, па (мама, папа). Вы сегодня меня внимательно слушаете. Молодцы! Вспомните, как это слово на стадионе кричат болельщики.
Дети несколько раз скандируют: Ма-ла-ццы! Убеждаются, что в этом слове три части.
VI. Деление слов на части.
Спрашиваю: какие инструменты нужны были зверям для работы? Кроме нарисованных, ученики называют: топор, лопата, долото, рубанок, клещи, сверло (показываются предметные картинки).
VII. Игра «Найди отгадку на странице»:
Шьет она и вышивает,
Больно колется, бывает. (Иголка.)
Два конца, два кольца,
А в середине гвоздик. (Ножницы.)
Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)
Ела-ела дуб-дуб.
Поломала зуб-зуб. (Пила.)
- Сколько загадок отгадали? (Четыре.) Сколько слов произнесли? (Четыре.) Как это обозначено? (Четырьмя полосками.) Внимание детей обращается на то, что схемы слов — названий инструментов не совсем обычны (они разделены на части).