Дополнительные проблемные блоки

Для углубленного изучения некоторых важных проблем, связанных с воздействием процесса информатизации на развитие современного общества, в состав данного модуля включены два следующих дополнительных проблемных блока:

2.5. Информатизация общества и проблема образования.

2.6. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.

3.2.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков.

Проблемный блок 2.5. Информатизация общества и проблема образования.

2.5.1. Современный мир и проблема образования. Образование как стратегический фактор развития цивилизации. Особое значение развития высшего образования.

2.5.2. Вызовы XXI века и новые задачи системы образования. Стратегические приоритеты образования для условий XXI века.

2.5.3. Концепция опережающего образования — ответ на вызовы XXI века. Основные положения концепции опережающего образования и их роль в развитии процесса информатизации общества.

2.5.4. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности. Новое понимание целей и задач информатизации образования и основные пути их решения. Информационная ориентация содержания образования.

2.5.5. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса. Педагогическая информатика, ее основные цели, задачи и направления развития.

2.5.6. Информационное обеспечение системы образования. Развитие информационных сетей в интересах системы образования.

2.5.7. Дистанционное образование. Дистанционное образование как метод расширения образовательного пространства. Технологии дистанционного образования. Современное состояние и перспективы развития дистанционного образования в России.

Проблемный блок 2.6. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.

2.6.1. Понятие информационного пространства страны и мирового сообщества.

2.6.2. Проблема информационного неравенства.

2.6.3. Современное состояние и проблемы интеграции России в мировое информационное сообщество (инструментально-технологические, экономические, политические).

2.6.4. Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности. Состояние, основные проблемы и пути сохранения и развития русскоязычного информационного пространства в странах СНГ и ближнего зарубежья.

Указатель литературы

1. Колин К.К. Стратегические приоритеты образования // Дистанционное образование.— М., 2000.— № 3.

2. Колин К.К. На пути к новой системе образования.— М.: ИПИ РАН, 1996.

3. Холил К.К. О концепции системы опережающего образования. «Alma mater» (Вестник высшей школы).— М., 1999.—№ 4.— С. 17.

4. Колин К.К. Наука и образование: проблема интеграции. «Alma mater» (Вестник высшей школы).—М., 1999.—№6.— С. 27-29.

5. Шукшунов B.E., Колин К.К., Сергиевский В.В. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Вестник Международной академии наук высшей школы.— М., 1999.— № 2.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск.— М., 1999.— № 44 (546).— 5 ноября.

7. Колин К.К. Информационное общество и проблема образования // Информационное общество.—М., 1997.— № 2 — 3.

8. Урсул А.Д. Опережающее образование и становление информационной цивилизации // Вестник РОИВТ.— М., 1996.— № 3.

9. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского общества //Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М., 1996.— Вып. 8.

10. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема // Дистанционное образование.— М., 1998.—№6.

11. Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // Информационные ресурсы России.— М., 1997.— № 5,— С. 5- 10.

12. Колин К.К. Информационные проблемы обеспечения национальной безопасности России // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники.— М., 1995.— № 4.— С. 15-23.

13. Колин К.К. Русский язык и проблема национальной безопасности // Подмосковье.— М., 1998.— № 49.— С. 2.

14. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии.— М.: Наука,1999.

15. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Дистанционное образование.— М., 1999.— № 4, 5.

16. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования: Лекция-доклад // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.— М., 2000.— 53 с.

17. Холил К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // «Alma mater» (Вестник высшей школы).— М., 2000.— № 6.

18. Фортов В.Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства // «Alma mater» (Вестник высшей школы,.— М., 2000.— № 1.— С. 3-6.

Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль играет процесс информатизации общества в развитии системы образования?

2. Укажите основные направления развития процесса информатизации образования в России.

3. Охарактеризуйте стратегические приоритеты развития системы образования на современном этапе развития общества.

4. Сформулируйте основные положения концепции опережающего образования.

5. Каковы основные задачи информационного обеспечения системы образования?

6. Охарактеризуйте современное состояние и перспективы развития системы дистанционного образования в России.

7. Какова связь между развитием мирового информационного пространства и проблемами обеспечения национальной безопасности?

8. В чем заключается сущность проблемы информационного неравенства?

9. Какова роль русскоязычного информационного пространства в решении проблем национальной безопасности России и стран ближнего зарубежья?

Наши рекомендации