Приемы процессно-ориентированной архитектуры предприятия
Для описания и анализа деятельности предприятий применяют современные приемы инжиниринга бизнес-процессов, дизайна организационных структур, проектирования систем управления. В практике предприятий одновременно применяется несколько базовых форм организации деятельности и соответственно несколько специальных нотаций (способов) их описания, моделирования и дизайна
Бизнес-инжиниринг – прикладное моделирование организации деятельности предприятия/
Бизнес-процессы – состав и логика исполнения повторяющейся (процессной) или уникальной (проектной) деятельности, способ преобразования ресурсных входов в потребительские выходы
Корпоративная архитектура – общее устройство организации деятельности предприятия, корневое описание организации деятельности предприятия.
Мероприятия – упрощенный проект (подпроект).
Организационная структура – состав исполнителей бизнес-процессов, их иерархия и модель ответственности.
Подпроцессы, процедуры, действия, функции – детализированные описания устройства бизнес-процессов.
Программы – состав и логика исполнения набора проектов по созданию общего (комплексного) результата.
Система управления – объекты и субъекты управления, цели управления, организационная структура управления, процесс управления.
Цикл функционирования регулярной организационной системы– PDCA (планируй, исполняй, проверяй, активно регулируй).
Частная архитектура организации деятельности (функционального блока, бизнес-процесса, системы управления) – общее устройство ключевых компонент организации деятельности предприятия
Корпоративная архитектура дает общее описание организации деятельности предприятия.
Компактный формат представления корпоративной архитектуры предприятия включает описание (рис. 1):
· Бизнес-процессов (что и как делаем).
· Организационной структуры (кто делает).
· Модели ответственности (кто за что отвечает).
Детализированныйформат описания корпоративной архитектуры,в зависимости от решаемых прикладных задач, может дополняться следующими разделами (рис. 1):
· Детализация бизнес-процессов на задачи, функции, операции (действия).
· Детализация организационной структуры (вплоть до штатных единиц).
· Детализация системы управления (ответственность, взаимодействие субъектов, регламенты) и др.
Часто описание корпоративной архитектуры дополняется реестром моделей и регламентов, описывающих организацию деятельности предприятия (рис. 1).
Рис. 9 Компоненты описания корпоративной архитектуры предприятия
Описание корпоративной архитектуры может выполняться в виде модели, методики или нормативно-методического документа и может иметь разнообразные детализации.
Приемы и решения по описанию корпоративной архитектуры предприятия используются при решении прикладных задач систематизации и структуризации деятельности, организационного дизайна, регламентации и позиционирования систем управления предприятием.
Задача описания корпоративной архитектуры предприятия может рассматриваться как стартовая при организационном развитии системы ТОиР, да и других подсистем управления предприятием. Наличие такого описания позволяет системно позиционировать ТОиР в ряду других подсистем предприятия, осуществлять необходимую интеграцию решений.
Изменения архитектуры
Системные изменения организации деятельности предприятия или функционального блока предприятия, при проведении их методом «сверху вниз», начинается от корпоративной архитектуры. Фокусировки изменений корпоративной архитектуры направлены на состав и содержание бизнес-процессов, состав и иерархию исполнительных звеньев, модели ответственности исполнительных звеньев, применение аутсорсинга.
Изменения корпоративной архитектуры детализируются и уточняются на уровне изменений бизнес-процессов и изменений организационной структуры.
Схема изменений корпоративной архитектуры получается путем локализации общей схемы управления изменениями в организационной системе и предусматривает (рис. 10):
· Задание целей и политик проведения изменений.
· Определение необходимой степени детализации корпоративной архитектуры, задание политики детализации решений на уровне бизнес-процессов и организационной структуры.
· Описание корпоративной архитектуры в ситуации «как есть».
· Выявление проблем в ситуации «как есть» в целях использования полученной информации при генерации целевого состояния «как надо».
· Определение образа целевого состояния «как надо» (при анализе «как есть», оценки вариантов будущего, целевые требования и политики).
· Детализация решений на уровне бизнес-процессов и организационной структуры.
· Разработка программы перевода корпораивной архитектуры из состояния «как есть» в целевое состояние «как надо» (Программа изменений).
· Управление реализацией Программы изменений.
Фиксация нового «статус кво».
Рисунок 10. Обобщенная схема изменений архитектуры предприятия