Язык визуальной коммуникации
Сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена как на уровне языка, так и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства, а также электронных и цифровых технологий. Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника и приобретают манипулятивный характер. Можно утверждать, что современная визуальная культура определяется развитием графического дизайна, который уже сейчас занял устойчивые позиции в нынешнем информационном обществе. Дизайн в рекламе. Овчинникова.
Визуальная форма складывается из визуального материала, то есть комплекса технических выразительных средств и его семиотических значений (цвет, речь, письменный язык, образы). Современная система визуальной коммуникации характеризуется изменением, корректировкой существующих стилей – редизайном. Люди сами создают для себя такую систему визуальной коммуникации, которая максимально удовлетворяет их потребности.
Функции визуальной коммуникации:
- информационная (передача информации);
- экспрессивная (оценка информации);
- прагматическая (коммуникация, оказывающая воздействие на получателя).
Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:
- печатные или полиграфические (буклеты, плакаты, листовки и т.д.);
- телеэкранные (телевизионные программы, видео и т.д.);
- средства наружной рекламы (рекламные щиты, вывески на зданиях, транзитная реклама и т.д.);
- средства рекламы в интернете (рекламные баннеры, flash-анимации и т.д.).
Средства визуальной коммуникации используют множество приемов из различных дисциплин (изобразительное искусство, дизайн, фотография, современные компьютерные технологии и другие). Используя достижения этих отраслей науки искусства, создается дизайн визуальных коммуникаций. От того, на сколько грамотно оформлена информация, зависит её восприятие. Поэтому дизайн напрямую связан с психологией визуальной коммуникации.
Массовые коммуникации обеспечивают рост объема и качества передаваемой информации, развитие способов её передачи (кино, телевидение, периодические издания), в результате чего происходит формирование новой реальности, которая основывается на появлении совершенно новых выразительных средств (монтаж, различные эффекты, необычные ракурсы и фокусировки и т.д.) и приобщении человека к визуальной культуре.
Визуальная коммуникация служит средством общения. Это сила, стимулирующая продажи любого потребительского продукта. Профессиональные дизайнеры, графики, полиграфисты знают, что цвет и форма являются ключевым фактором в процессе торговли, так как они играют важную роль при принятии решения о покупке [5].
Объекты творческого внимания дизайн-графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев. Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. (вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.). Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения [2].
Средства массовой информации максимально ориентированы на соответствие ценностям, предпочтениям, вкусам потребителей определённого уровня массовой культуры и таким образом обеспечивают себе существование и финансовую состоятельность. Пронин С. Г. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе. М.: Бреатор, 2004. С. 13-15.