Концепция жизненного цикла товара
Маркетинг инноваций
Цель контрольной работы: разработать концепцию управления продвижением инновации на каждом этапе жизненного цикла продукции.
Теоретическая часть.
Концепция маркетинга инноваций является основой работы всей маркетинговой службы, исследования рынка и поисков конкурентной стратегии предприятия. Первостепенной задачей подразделений маркетинга на начальном этапе поиска инновации становится исследование рынка: уровня спроса и конкуренции, поведения покупателя и динамики его предпочтений, наличия конкурирующих продуктов и возможностей закрепления новинки на рынке.
Разработчики получают от маркетинговых служб информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию, каковы сроки обновления продукции. Служба маркетинга точно должна представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни. Деятельность производственных и функциональных звеньев предприятия должна направляться и координироваться руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых заняты конкурентными маркетинговыми исследованиями.
Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера, конструктора, производственника и экономиста, каким потребитель может видеть данный продукт, какую цену готов платить, где и когда потребуется этот продукт.
Направления НИОКР определяются, прежде всего, не возможностями и задачами совершенствования производства, разработки простых моделей, а результатами изучения предпочтений потребителей относительно характеристик новой продукции. При освоении производства новой продукции большое внимание уделяется тестированию рынка, а не лабораторным испытаниям этой продукции.
Одно из основных условий внедрения инноваций - наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет важное значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды. Обобщая эти и другие условия, отметим, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:
- интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
- материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
- кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
- инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
- иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
Для каждого нового товара предприятие должно разработать стратегию его жизненного цикла. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл с присущим ему специфическим набором проблем и возможностей.
Жизненный цикл товара – изменение объема продаж и прибылей на протяжении времени его жизни.
Продажи типичного товара характеризуются S-образной временной зависимостью, проходящей через пять этапов (Рис. 1).
1. Разработка, в ходе которой предприятие находит и воплощает в жизнь новую идею. В это время объем продаж равен нулю, а затраты растут по мере приближения к заключительным стадиям процесса.
2. Выведение на рынок, сопровождающееся медленным ростом объема продаж. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия (рекламу, качество обслуживания и т.п.). Цель маркетинга – создать рынок нового товара.
3. Рост, период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли. На этом этапе цель маркетинга – расширить сбыт и совокупность доступных модификаций товара. Расходы на маркетинг стабилизируются.
4. Зрелость, рост объема продаж замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции (рекламу, повышение качества товара, улучшение сервиса; возможно снижения цен для поддержания объемов продажи). Цель маркетинга – сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше.
5. Упадок, спад объема продаж и сокращение прибылей. Для выигрыша времени в осуществлении изменений в ассортиментной практике и политике предприятие может усилить маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т.д.) или же вообще отказаться от производства потерявшего спрос товара.
Практическая часть
Задание: разработать стратегию продвижения нового товара, разработанного (усовершенствованного) вами для каждого этапа жизненного цикла.
Ход выполнения контрольной работы:
I. Кратко описать идею вашего товара. Выбрать наиболее привлекательную концепцию для вашего товара с точки зрения покупателей.
1. Сформулировать альтернативные варианты концепций, включающих ключевые преимущества (характеристики) вашего товара;
2. Протестировать все концепции на целевой аудитории, используя метод экспертных оценок (с разработкой критериев оценки и шкалы значимости критериев), или опрос целевой группы потребителей (с помощью анкеты, фокус-группы, др. методов).
Пример:
Автомобильная компания решает вопрос о дизайне нового электромобиля, способного развивать скорость до 90 км/час и проходить 140 км без подзарядки, при этом эксплуатационные расходы составляют ½ расходов на обычный автомобиль.
Концепция 1 | Малогабаритный автомобиль – удобное дополнительное средство передвижения в пределах города. Незаменим в поездках по поручениям и к друзьям. Доступная цена. |
Концепция 2 | Спортивный малогабаритный автомобиль для молодежи. Умеренная цена. |
Концепция 3 | Недорогой малогабаритный автомобиль, сочетающий практичность с экологической безвредностью. Ориентирован на тех, кто отдает предпочтение экологически чистым технологиям. |
II. Разработать стратегию маркетинга на каждом этапе жизненного цикла нового товара, в каждой стратегии предлагается разработать 3 части:
1. описание целевого рынка, предполагаемое позиционирование товара, задачи по объему продаж, доле рынка и величине прибыли на первые несколько лет производства;
2. указать и обосновать способ формирования цены, возможную предварительную цену, каналы продвижения и маркетинговый бюджет на первый.
3. рассчитать и привести величины объемов продаж и нормы прибыли, которые предполагается достичь при реализации товара.
Разработанные стратегии и данные рекомендуется записать в табл. 1, где приведены типовое описание характеристик (показателей) товара на каждом этапе жизненного цикла (ж/ц).
Таблица 1
Характеристика этапов жизненного цикла товара
Этап ж/ц | Выведение на рынок | Рост | Зрелость | Упадок |
Характеристики | ||||
Продажи | Невысокий уровень продаж | Быстро растущий объем продаж | Пик продаж | Падение объема продаж |
Издержки | Высокие в расчете на покупателя | Средние в расчет на покупателя | Низкие в расчете на покупателя | Низкие в расчете на покупателя |
Прибыли | Отрицательная (убыток) | Растущая | Высокая | Падение прибыли |
Покупатели | «новаторы» | Ранние последователи | Позднее большинство | «консерваторы» |
Конкуренты | Очень мало, нет | Растущее кол-во | Стабильное число, начинающее сокращаться | Сокращающееся кол-во |
Маркетинговые цели | ||||
Создать возможность ознакомиться с товаром и попробовать его | Максимально увеличить долю рынка | Максимально увеличить прибыль, одновременно отстаивая свою долю рынка | Сократить расходы и выкачать ресурсы торговой марки | |
Стратегии | ||||
Товар | Предложить базовый товар | -//- усовершенствованные товары, сервис, гарантии | Разнообразная номенклатура торговой марки и ее моделей | Прекратить производство слабых товаров |
Цена | = издержкам + фиксированная прибыль | Цена проникновения на рынок | Цена, позволяющая дать достойный отпор конкурентам | Сниженная цена |
Распространение | Сформировать избирательное распространение | Сформировать интенсивное распространение | Сформировать более интенсивное распространение | Отказаться от неприбыльных каналов распространения |
Реклама | Добиться ознакомления с товаром первых приверженцев и дилеров | Добиться ознакомления с товаром и интереса к нему массового рынка | Подчеркивать отличия и преимущества торговой марки | Сократить рекламу до уровня, необходимого для сохранения консервативных приверженцев |
Стимулирование сбыта | Использовать интенсивные меры по стимулированию сбыта, чтобы заинтересовать покупателей | Сократить мероприятия по стимулированию сбыта, пожиная плоды растущего покупательского спроса | Увеличить меры по стимулированию сбыта, чтобы стимулировать переключение покупателей на свою торговую марку | Сократить мероприятия по стимулированию сбыта до минимального уровня |
Контрольные вопросы
- В чем заключается принципиальное отличие между изобретением и инновацией, приобретенным новым товаром и разработанным. Считается ли при этом инновацией товар, в формировании новых качеств которого используются маркетинговые средства.
- Роль и место маркетинга в разработке нового товара.
- Раскройте сущность каждого этапа жизненного цикла нового товара на рынок.
- Что собой представляет пробный маркетинг, в каких случаях следует использовать маркетинговые инструменты на этапе вывода товара-новинки на рынок.
- Укажите факторы успеха нового товара.
Литература
- Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити-ДАНА, 2004 г. – 343 с.
- Котлер Ф., Армстронг, Гари, Сондерс, и др. Основы маркетинга. – М.: СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 1999. – 1152 с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – 560 с.