Практика для получения первичных профессиональных навыков
Программа практики
Студент должен
иметь представление
Ø об информационных технологиях, применяемых на предприятии;
знать:
1.Общую характеристику организации, структуру ее управления, назначение основных служб. Это подразумевает:
Ø изучение правил пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности;
Ø работу с технической и инструктивной документацией предприятия, не являющейся коммерческой тайной;
Ø описание организации, структуры ее управления, назначения основных служб;
Ø изучение применения современных компьютерных технологий на данном предприятии.
2.Структуру отдела, функции и обязанности сотрудников. Необходимо:
ü описать структуру отдела, функции и обязанности сотрудников;
ü описать классификацию и общую характеристику средств оргтехники, телекоммуникаций и связи объекта практики;
ü описать используемые программные продукты.
3.Техническое обслуживание ПК (профилактика ПК), включающее:
¨ изучение внутреннего устройства современного ПК;
¨ изучение перечня регламентных работ с ПК;
¨ проведение регламентных работ с ПК (разбирать, производить профилактику и собирать системный блок ПК);
¨ подключение периферийных устройств, установка и подключение оборудования.
4.Работы, проводимые с жестким диском персонального компьютера:
· изучение принципа действия и основных характеристик винчестеров;
· работа с жестким диском (поиск bad sectors, фиксация найденных ошибок, очистка временных папок типа TEMP, TMP…, если необходимо, то дефрагментация диска).
5.Установку системного программного обеспечения на персональный компьютер:
§ описание классификации системного программного обеспечения ПК;
§ установка системного программного обеспечения и работа с ним.
6.Установку прикладного программного обеспечения на персональный компьютер:
v описание классификации прикладного программного обеспечения ПК;
v установка интегрированного пакета MS Office и работа с ним.
7. Написание программы или ряда программ, предложенных руководителем практики, с составлением алгоритма работы программы и обоснованием выбора языка программирования:
ü изучение языка (среды) программирования, который будет использоваться для написания программ;
ü написание алгоритма, блок-схемы и программы для заданной задачи;
ü отладка, проверка на контрольном примере программы и оформление результата решения задачи.
Уметь:
- производить техническое обслуживание ПК;
- устанавливать системное и прикладное программное обеспечение;
- проводить работы с жестким диском ПК;
- составить алгоритм, блок-схему и программу для заданной задачи.
Примерный тематический (календарный) план
прохождения производственной практики для приобретения первичных профессиональных навыков студента и пояснения к нему.
Тематический (календарный) индивидуальный план работы на практике совместно со студентом составляет руководитель от практики с учетом места прохождения практики. Если место прохождения практики позволяет, то студенты придерживаются примерного тематического (календарного) плана.
№ п/п | Наименование работ | Количество дней или недель, отведённых на пункт плана |
1. | Составление общей характеристики предприятия. | 1-2 дня |
2. | Изучение структуры отдела, функции и обязанности сотрудников. | 1-2 дня |
3. | Техническое обслуживание ПК. | 1, 5 недели |
4. | Работы с жёстким диском | 1 неделя |
5. | Установка и описание системного программного обеспечения. | 2 недели |
6. | Установка и изучение прикладного программного обеспечения. | 2 недели. |
7. | Написание программ и составление алгоритмов. | 2 недели. |
8. | Выполнение индивидуального задания | 2 недели |
Так как для студентов дневного отделения, практика проходит в разных семестрах, то пункты 1 и 2 обязательны для каждого этапа практики.
Примерный перечень индивидуальных заданий и пояснения к ним
по практике для получения первичных
профессиональных навыков
Студент выполняет соответствующее индивидуальное задание, вариант которого выдаёт руководитель практики от колледжа.
Вариант индивидуального задания студенты заочного отделения выбирают из предложенного списка в зависимости от вида и места практики.
Студенты очного отделения выбирают либо из предложенного списка, либо получают задание от руководителя практики с учетом места прохождения практики. Так как данный вид практики разбит на два семестра, то студенты, выбравшие вариант работы из предложенного списка выполняют первые четыре задания в первый семестр прохождения практики, оставшиеся во второй семестр прохождения практики.
Для всех программ должен быть реализован понятный интерфейс ввода значений и вывода результатов. В задачах на массивы должны выводиться начальный и конечный массивы. Ввод чисел в массив организовать вручную. Двумерный массив выводить в виде таблицы.
Для каждой задачи должна быть выполнена блок-схема.
Вариант 1
№ 1 | Ветвление | Даны две точки: A (x1, y1) и B (x2, y2). Определить, какая из точек находится ближе к началу координат. Координаты точек вводятся с клавиатуры |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Дана последовательность из N произвольных целых чисел. Написать программу, которая определяет, сколько в этой последовательности отрицательных чисел, кратных 7 |
№ 3 | Теория чисел | Найти сумму цифр числа и первую цифру числа |
№ 4 | Одномерные массивы | В одномерном массиве найти те элементы, которые принадлежат отрезку [a, b]. Вывести их на экран и подсчитать количество |
№ 5 | Двумерные массивы | Заполнить массив по следующему правилу: элементы главной диагонали равны 3, ниже главной диагонали – 1, а выше – сумме индексов |
№ 6 | Строковые величины | Найти, сколько раз в предложении встречаются заглавные гласные буквы |
№ 7 | Процедуры и функции | Получить таблицу значений функции f (x) = sin x + 2x5 при х, меняющемся от 0 до 1 с шагом 0,05 |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о студентах. Каждая запись должна содержать фамилию, группу, срок обучения. Рассчитать для каждого студента, сколько месяцев осталось до окончания обучения |
Вариант 2
№ 1 | Ветвление | На плоскости XOY задана своими координатами точка А. Указать, где она расположена: на какой оси или в каком координатном угле |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Дана последовательность из N произвольных целых чисел. Написать программу, которая определяет, сколько в этой последовательности положительных чисел, кратных 3 |
№ 3 | Теория чисел | Поменять местами первую и последнюю цифры числа |
№ 4 | Одномерные массивы | Дана последовательность целых чисел, в которой есть нулевые элементы. Сформировать массив из номеров этих элементов |
№ 5 | Двумерные массивы | Дан двумерный массив А. Сформировать двумерный массив В путем возведения в квадрат элементов массива А |
№ 6 | Строковые величины | Определить количество символов в предложении, исключая знаки препинания |
№ 7 | Процедуры и функции | Вычислить сумму: 1! + 2! + 3! … + n!, используя функцию вычисления факториала числа k! |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о студентах. Каждая запись должна содержать фамилию, группу, баллы за контрольную неделю по дисциплинам. Рассчитать для каждого студента средний балл |
Вариант 3
№ 1 | Ветвление | Определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным |
№ 2 | Циклы | Написать программу вычисления суммы всех двузначных чисел, кратных 3 и 9 |
№ 3 | Теория чисел | Найти количество четных цифр целого положительного числа |
№ 4 | Одномерные массивы | Дана произвольная последовательность натуральных чисел. Создать массив из четных чисел этой последовательности. Если таких чисел нет, то вывести сообщение об этом факте |
№ 5 | Двумерные массивы | Найти число элементов, расположенных в четных строках, которые больше заданного числа К |
№ 6 | Строковые величины | Дан текст. Проверить, можно ли заданной последовательностью символов составить слово «информатика» |
№ 7 | Процедуры и функции | Даны действительные числа x1, y1, x2, y2,…x10, y10. Найти периметр десятиугольника, вершины которого имеют соответственно координаты (x1, y1), (x2, y2),…, (x10, y10). Определить функцию вычисления расстояния между двумя точками, заданными своими координатами |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о студентах СРШБ направления «ПО ВТ и АС». Каждая запись содержит поля: фамилия, группа, экзаменационные оценки за период обучения. Для каждого студента определить среднюю оценку |
Вариант 4
№ 1 | Ветвление | Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень – отрицательные |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Дана произвольная последовательность целых чисел. Найти произведение положительных четных чисел данной последовательности |
№ 3 | Теория чисел | Найти самую большую цифру целого числа |
№ 4 | Одномерные массивы | Дана последовательность целых положительных чисел. Найти произведение только тех чисел, которые больше заданного числа М |
№ 5 | Двумерные массивы | Вычислить сумму и количество положительных элементов массива, расположенных в четных строках |
№ 6 | Строковые величины | Выясните, сколько раз в предложенном тексте встречается каждое трехбуквенное слово |
№ 7 | Процедуры и функции | Вычислить периметр прямоугольника, заданного координатами своих вершин на плоскости |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о рабочих завода. Каждая запись содержит поля: фамилия рабочего, наименование цеха, размер заработной платы за месяц. Рассчитать для каждого рабочего размер отпускных из расчета зарплата |
Вариант 5
№ 1 | Ветвление | Написать программу решения квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 |
№ 2 | Циклы | Составить программу, которая печатает таблицу умножения и сложения натуральных чисел |
№ 3 | Теория чисел | Найти все двузначные числа, сумма квадратов цифр которых делится на 13 |
№ 4 | Одномерные массивы | В массиве целых чисел с количеством элементов n найти наиболее часто встречающееся число. Если таких чисел несколько, то определить наименьшее из них |
№ 5 | Двумерные массивы | Задана квадратная матрица. Получить транспонированную матрицу, т. е. матрицу, где столбцы и строки меняются местами |
№ 6 | Строковые величины | В заданном тексте удалить гласные буквы и подсчитать число удаленных символов |
№ 7 | Процедуры и функции | Составить программу вычисления суммы факториалов всех нечетных чисел от 1 до 9 |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о студентах СРШБ направления «ПО ВТ и АС». Каждая запись содержит поля: фамилия, группа, задолженности по дисциплинам, задолженности по оплате. Для каждого студента определить дальнейшее положение: долг по оплате + более трех задолженностей по дисциплинам – отчисление; менее трех задолженностей по дисциплинам и/или долг по оплате – установить срок погашения задолженностей |
Вариант 6
№ 1 | Ветвление | Дано число х. Напечатать в порядке возрастания числа: sin x, cos x, ln x. Если при каком-либо х некоторые из выражений не имеют смысла, вывести сообщение об этом и сравнивать только тех, которые имеют смысл |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Даны натуральное число n, действительное х. Вычислить: sin x + sin x2 + … + sin xn |
№ 3 | Теория чисел | Найдите произведение цифр заданного четырехзначного числа |
№ 4 | Одномерные массивы | Задан массив, содержащий несколько нулевых элементов. Сжать его, выбросив эти элементы |
№ 5 | Двумерные массивы | Найти наибольший и наименьший элементы прямоугольной матрицы и поменять их местами |
№ 6 | Строковые величины | Проверить, одинаковое ли число открывающихся и закрывающихся скобок в данной строке |
№ 7 | Процедуры и функции | Составить программу вычисления суммы факториалов всех четных чисел от m до n |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о студентах вуза. Каждая запись содержит поля: фамилия, группа, средний балл за сессию. Рассчитать для каждого студента размер стипендии из расчета: средний балл выше 4,8 – 500 руб.; средний балл 4,0 …4,8 – 450 руб.; средний балл 3,5…3,9 – 400 руб.; средний балл ниже 3,5 – 0 руб. |
Вариант 7
№ 1 | Ветвление | Дан круг радиусом R. Определить, впишется ли правильный треугольник со стороной а в этот круг |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Даны натуральное число n, действительное х. Вычислить cos x + cos x2 + … + cos xn |
№ 3 | Теория чисел | Подсчитать количество шестизначных чисел, у которых все числа разные |
№ 4 | Одномерные массивы | Поменять местами наибольший и наименьший элементы одномерного массива |
№ 5 | Двумерные массивы | Дана матрица m Переставляя ее строки и столбцы, добиться того, чтобы наибольший элемент оказался в верхнем левом углу |
№ 6 | Строковые величины | Дана строка. Подсчитать, сколько различных символов встречается в ней. Вывести их на экран |
№ 7 | Процедуры и функции | Реализовать набор подпрограмм для выполнения следующих операций над натуральными числами: сложение, вычитание, умножение, деление |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о сотрудниках предприятия. Каждая запись содержит поля: фамилия сотрудника, наименование отдела, размер заработной платы за месяц. Рассчитать для каждого сотрудника начисления в пенсионный фонд из расчета 1 % от размера заработной платы |
Вариант 8
№ 1 | Ветвление | На оси ОХ расположены три точки: А, В, С. Определить, какая из точек В, С расположена ближе к А. |
№ 2 | Циклы (For, While, Repeat) | Дано натуральное число N. Вычислить: S = 1 – ½ + ¼ – 1/8 + … + (-1)n |
№ 3 | Теория чисел | Выдать на экран все четырехзначные числа, у которых сумма первых двух цифр равна сумме двух последних |
№ 4 | Одномерные массивы | При поступлении в вуз абитуриенты, получившие «неуд.» на первом экзамене, ко второму не допускаются. В одномерном массиве записаны оценки экзаменующихся, полученные на первом экзамене. Подсчитать количество человек, не допущенных до второго экзамена |
№ 5 | Двумерные массивы | Вычислить сумму и количество положительных элементов массива, расположенных выше главной диагонали |
№ 6 | Строковые величины | В строке между словами вставить вместо пробела запятую и пробел |
№ 7 | Процедуры и функции | Реализовать набор подпрограмм для выполнения следующих операций над натуральными числами: возведение в куб, разность квадратов двух натуральных чисел а 2 – b2 |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о сотрудниках фирмы. Каждая запись содержит поля: фамилия сотрудника, наименование отдела, размер заработной платы за месяц. Рассчитать для каждого сотрудника подоходный налог из расчета 13 % от размера заработной платы |
Вариант 9
№ 1 | Ветвление | Написать программу решения системы двух линейных уравнений |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Для двух данных произвольных последовательностей, из N и M элементов соответственно, найти произведение сумм их положительных элементов |
№ 3 | Теория чисел | Вычислить сумму цифр натурального числа N, заданного пользователем |
№ 4 | Одномерные массивы | У вас есть доллары. Вы хотите обменять их на рубли. Есть информация о стоимости купли-продажи в банках города. В городе N банков. Составьте программу, определяющую, какой банк выбрать, чтобы выгодно обменять доллары на рубли |
№ 5 | Двумерные массивы | Упорядочить по возрастанию элементы каждой строки матрицы размером m |
№ 6 | Строковые величины | В строковом массиве хранятся фамилии и инициалы студентов. Требуется напечатать список группы с указанием для каждого студента количества его однофамильцев |
№ 7 | Процедуры и функции | Составить программу нахождения НОД (наибольший общий делитель) двух натуральных чисел |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о нарушителях правил дорожного движения. Каждая запись содержит поля: фамилия, нарушение. Для каждого нарушителя установить размер штрафа |
Вариант 10
№ 1 | Ветвление | Дана точка М (х, у). Определить, принадлежит ли она треугольнику с вершинами в точках А (х1, у1), В (х2, у2), С (х3, у3) |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Составить программу вычисления значений функции F(x) на отрезке [a, b] с шагом h. Результат представить в виде таблицы, первый столбец которой – значения аргумента, второй – соответствующие значения функции F (x) = cos x + ctg x |
№ 3 | Теория чисел | Определить число, получаемое выписыванием в обратном порядке цифр заданного натурального числа |
№ 4 | Одномерные массивы | Дан массив, состоящий из n натуральных чисел. Образовать новый массив, элементами которого будут элементы исходного, оканчивающиеся на цифру k |
№ 5 | Двумерные массивы | Дана матрица размером m Требуется преобразовать матрицу: поэлементно вычесть последнюю строку из всех строк, кроме последней |
№ 6 | Строковые величины | Дана строка, содержащая текст на русском языке и некоторая буква. Найти слово, в котором данная буква встречается наибольшее число раз |
№ 7 | Процедуры и функции | Реализовать набор подпрограмм для выполнения следующих операций над натуральными числами: (а + b)2, (а – b)2 |
№ 8 | Записи | Создать массив записей, содержащий сведения о пациентах многопрофильной больницы. Структура записи: фамилия пациента, пол, возраст, место, диагноз. Для каждого пациента в соответствии с диагнозом назначить лечащего врача |
Вариант 11
№ 1 | Ветвление | Написать программу, определяющую, будут ли прямые A1x + B1y + C1 = 0 и A2x + B2y + C2 = 0 перпендикулярны. Если нет, то найти угол между ними |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Составить программу, которая запрашивает пароль (четырехзначное число) до тех пор, пока он не будет правильно введен |
№ 3 | Теория чисел | Найдите все двузначные числа, сумма цифр которых не меняется при умножении числа на 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
№ 4 | Одномерные массивы | Напишите программу, входными данными которой является возраст n человек. Программа подсчитывает количество людей, возраст которых находится в интервале 10 лет, а именно: (…) человек имеет возраст в диапазоне 0–10 лет; (…) человек имеет возраст в диапазоне 11–20 лет и т. д. |
№ 5 | Двумерные массивы | Определить номера тех строк матрицы A [m, n], которые совпадают с одномерным массивом B [k]. Если таких строк нет, выдать соответствующее сообщение |
№ 6 | Строковые величины | В записке слова зашифрованы – каждое из них записано наоборот. Расшифровать сообщение |
№ 7 | Процедуры и функции | Составить программу перевода натурального числа из десятичной в р-ичную систему счисления (2 <= p <= 9) |
№ 8 | Записи | Создать массив записей, содержащий сведения о студентах СРШБ. Структура записи: фамилия, направление, курс. Для каждого студента определить номер группы |
Вариант 12
№ 1 | Ветвление | Написать программу, определяющую, будут ли прямые A1x + B1y + C1 = 0 и A2x + B2y + C2 = 0 перпендикулярны. Если нет, то найти угол между ними |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Составить программу, которая запрашивает пароль (четырехзначное число) до тех пор, пока он не будет правильно введен |
№ 3 | Теория чисел | Найдите все двузначные числа, сумма цифр которых не меняется при умножении числа на 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
№ 4 | Одномерные массивы | Напишите программу, входными данными которой является возраст n человек. Программа подсчитывает количество людей, возраст которых находится в интервале 10 лет, а именно: (…) человек имеет возраст в диапазоне 0–10 лет; (…) человек имеет возраст в диапазоне 11–20 лет и т. д. |
№ 5 | Двумерные массивы | Упорядочить по возрастанию элементы каждой строки матрицы размером m |
№ 6 | Строковые величины | В строковом массиве хранятся фамилии и инициалы студентов. Требуется напечатать список группы с указанием для каждого студента количества его однофамильцев |
№ 7 | Процедуры и функции | Составить программу нахождения НОД (наибольший общий делитель) двух натуральных чисел |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о нарушителях правил дорожного движения. Каждая запись содержит поля: фамилия, нарушение. Для каждого нарушителя установить размер штрафа |
Вариант 13
№ 1 | Ветвление | На оси ОХ расположены три точки: А, В, С. Определить, какая из точек В, С расположена ближе к А. |
№ 2 | Циклы (все три вида: For, While, Repeat) | Дано натуральное число N. Вычислить: S = 1 – ½ + ¼ – 1/8 + … + (-1)n |
№ 3 | Теория чисел | Выдать на экран все четырехзначные числа, у которых сумма первых двух цифр равна сумме двух последних |
№ 4 | Одномерные массивы | При поступлении в вуз абитуриенты, получившие «неуд.» на первом экзамене, ко второму не допускаются. В одномерном массиве записаны оценки экзаменующихся, полученные на первом экзамене. Подсчитать количество человек, не допущенных до второго экзамена |
№ 5 | Двумерные массивы | Заполнить массив по следующему правилу: элементы главной диагонали равны 3, ниже главной диагонали – 1, а выше – сумме индексов |
№ 6 | Строковые величины | Найти, сколько раз в предложении встречаются заглавные гласные буквы |
№ 7 | Процедуры и функции | Получить таблицу значений функции f (x) = sin x + 2x5 при х, меняющемся от 0 до 1 с шагом 0,05 |
№ 8 | Записи | Построить массив записей о студентах. Каждая запись должна содержать фамилию, группу, срок обучения. Рассчитать для каждого студента, сколько месяцев осталось до окончания обучения |
Практика по профилю специальности
Содержание практики направлено на овладение студентами профессиональными знаниями по специальности, закрепление и расширение знаний, полученных при изучении дисциплин общепрофессионального и специального циклов.
В результате прохождения практики студент должен
иметь представление
· о системе автоматизации деятельности предприятия;
знать:
Ø правила оформления программной документации;
Ø архитектуру операционных систем;
Ø теорию баз данных;
Ø технологию систем «клиент-сервер»;
Ø основные этапы постановки и решения задачи на ЭВМ;
Ø основные правила создания HTML-документа, основные тэги языка HTML.
1. Объекты автоматизации. Решения по автоматизации функций одного из объектов предприятия:
v описать объект автоматизации, выполнить элементы предпроектного обследования;
v выдать рекомендации по тем функциям объекта, которые подлежат автоматизации.
2. Изучить технологию «клиент-сервер» и применение ее при решении задачи с обоснованием необходимости:
Ø изучить основные аспекты технологии «клиент-сервер»;
Ø привести примеры задач, при решении которых необходимо применять данную технологию;
Ø обосновать применение (или неприменение) данной технологии при решении задачи индивидуального задания.
3. Изучить Web-технологии. Создать персональную Web-страницу с использованием основных тэгов:
- иметь представление о web-технологиях;
- изучить основы языка html, основные тэги;
- создать персональную Web-страницу.
Уметь:
¨ работать в интегрированных средах разработки программ;
¨ создавать Web-страницу;
¨ работать с инструментальными программными средствами;
¨ описывать все этапы решения задачи.
Примерный тематический (календарный) план
прохождения практики по профилю специальности и пояснения к нему
Тематический (календарный) индивидуальный план работы на практике совместно со студентом составляет руководитель от практики с учетом места прохождения практики. Если место прохождения практики позволяет, то студенты придерживаются примерного тематического (календарного) плана.
№ п/п | Наименование работ | Количество дней или недель, отведённых на пункт плана |
1. | Составление общей характеристики предприятия. | 1-2 дня |
2. | Изучение структуры отдела, функции и обязанности сотрудников. | 1-2 дня |
3. | Изучение объектов автоматизации предприятия. | 1, 5 недели |
4. | Разработка рекомендаций по автоматизации предприятия. | 2 недели |
5. | Изучение технологии «клиент –сервер» | 3 недели |
6. | Изучение Web-технологий. | 3 недели. |
7. | Выполнение индивидуального задания | 2 недели |
Так как для студентов дневного отделения, практика проходит в разных семестрах, то пункты 1 и 2 обязательны для каждого этапа практики .