Очистить топку и разжечь в ней огонь
Проснувшись поутру, мы не вскакиваем мгновенно с постели и не мчимся куда-нибудь, куда мы и так уже опоздали давно и безнадежно. Тому, кто еще не опоздал, вряд ли пришла бы в голову мысль открыть эту книгу. А если бы вдруг такое по какой-то непостижимой причине произошло, у этого человека, вероятнее всего, просто не хватило бы терпения, чтобы дочитать ее до этого места. Поэтому я предлагаю в качестве отправной точки выбрать осознание того простого факта, что терять нам, по большому счету, нечего. Если это не так, то мой Вам совет: не читайте дальше. Или хотя бы не делайте того, что описано ниже. Поскольку практика Йоги Восьми Кругов даже на уровне нулевого цикла ОМНИО-ТТ - штука слишком уж радикальная, было бы в высшей степени неосмотрительно тешить себя надеждой на то, что, взявшись за нее, можно будет сохранить неизменным свой жизненный уклад, свою шкалу ценностей, свой взгляд на мир и свое понимание бытия. Все это изменится до полной неузнаваемости...
Итак, нам нечего терять и некуда спешить. А коль скоро так, то давайте же с самого начала дня зададим себе некоторый размеренный внутренний ритм, в котором удобно функционировать не только нашему уму, но и нашему телу.
Кажется, это “обобщенные китайцы” полагают, будто бы каждый из органов нашего тела имеет свою душу. И когда во время пробуждения ото сна наша “главная” - “большая” душа (условно можно считать, что речь идет о “душе мозга”) возвращается в тело, “маленькие” души органов не всегда успевают сделать это одновременно с нею. Если мы резко вскакиваем и куда-то бежим, им приходится “встраиваться” в органы уже на ходу, что не всегда удобно и порою приводит к “накладкам” и досадным недоразумениям. А в тех случаях, когда синдром погони за вчерашним днем превращается в устойчивую привычку, не слишком благоприятные эффекты мелких “погрешностей включения” накапливаются и в конце концов проявляются в виде достаточно серьезных функциональных расстройств. Причем, как правило, сразу в нескольких системах организма.
Поэтому, проснувшись утром, мы основательно потягиваемся всем телом, несколько раз открываем и вновь закрываем глаза, еще потягиваемся - и так до тех пор, пока не ощутим, что окончательно пробудились. Затем, лежа на спине и вытянув напряженно выпрямленные ноги, что есть силы оттягиваем носки “от себя”. Фиксируем это положение на несколько секунд. Расслабляемся. Теперь, точно так же напряженно полностью выпрямив ноги, с предельным усилием подтягиваем носки “на себя”. Фиксируем положение на несколько секунд, после чего расслабляемся. Дыхание произвольное. Несколько раз повторяем всю последовательность: оттянуть носки “от себя” - расслабиться - подтянуть носки “на себя” - расслабиться. Прекращаем тогда, когда в самом основании туловища - где-то внутри промежности - возникнет ощущение легкого жжения или распирания. После этого садимся и, спокойно посидев на постели полминуты-минуту, встаем.
Принимаем основную стойку, в традиции йоги именуемую тадасаной. Пятки и носки вместе, вес тела равномерно распределен по длине ступней и поровну - между двумя ступнями. Ступни плотно прижаты к полу, пальцы ног расправлены и как бы “захватывают” пол. Грудная клетка “раскрыта” - плечи расправлены в стороны и слегка отведены назад, лопатки прижаты к спине, руки расслаблены и свободно свисают вдоль туловища, голова гордо откинута, взгляд направлен прямо вперед. Внутренним движением вытягиваемся вверх от самых пяток, стараясь как можно выше поднять макушку головы, растягивая позвоночник (фото ПС-1).
Делаем плавный полный выдох, затем медленно вдыхаем, стараясь наполнить легкие воздухом до предела, и снова полностью выдыхаем. Развернув прямые руки ладонями наружу, со вдохом медленно поднимаем их через стороны и вытягиваем вертикально вверх. Еще раз потягиваемся вверх всем телом, обращая особое внимание на вытягивание позвоночника. Разворачиваем кисти ладонями вперед. Это движение еще больше раскрывает грудную клетку. Продолжая разворачивать руки ладонями наружу, слегка прогибаемся назад. Здесь необходимо обратить внимание на то, что прогиб этот осуществляется не за счет отклонения туловища назад в пояснице, а в основном за счет прогиба В ГРУДНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА. Выдыхаем и со вдохом приподнимаемся на носки, еще сильнее вытягивая все тело и раскрывая грудную клетку (ПС-2).
С плавным полным выдохом медленно ставим пятки на пол, разводим ступни на расстояние, примерно равное ширине плеч, наклоняемся вперед и кладем ладони на пол (ПС-3).
При этом не забываем проследить за тем, чтобы ступни располагались одна параллельно другой. Такое положение предотвращает неконтролируемые утечки энергии из поля нижнего света, так как способствует “запечатыванию сосуда”. Подобные утечки - один из наиболее существенных недостатков западных гимнастических и военных стоек, в которых ступни ставятся носками врозь. Ладони в положении ПС-3 также параллельны одна другой и располагаются на том же расстоянии друг от друга, что и ступни. Голова свободно свисает вниз между руками, шея расслаблена. Выполняем несколько медленных и плавных вдохов-выдохов произвольной глубины, стараясь как можно больше выпрямить ноги. В пределе желательно постараться полностью растянуть задние поверхности ног. Для этого следует напрячь мышцы передней стороны бедер и подтянуть коленные чашечки. Выполнив три-четыре цикла плавного мягкого дыхания, поднимаемся и, придав туловищу положение, соответствующее основной стойке (ПС-1), с гордо поднятой головой и расправленными плечами шествуем в известное место, где, повинуясь естественному для раннего (или не столь раннего) утра зову природы, справляем малую нужду. Разумеется, если первый утренний зов этим не ограничивается, глупо противиться естеству.
Следующее наше действие после того, как мочевой пузырь (и, возможно, кишечник) опорожнен, - очищение полости рта. Первым делом удаляем налет, скопившийся за ночь на языке. В ортодоксальной традиции это действие носит название “джихва-шуддхи” или “джихва-шодхана” - “очищение языка”. Для его выполнения ревностные ортодоксы пользуются специальным скребком. “Дикие” пещерные йогины поступают проще - они трут свои языки тремя пальцами правой руки. Попытавшись произвести эту манипуляцию, мы немедленно обнаружим, что для ее выполнения наилучшим образом подходят сложенные вместе указательный, средний и безымянный пальцы. Если, конечно, ногти на них коротко подстрижены. Но мы можем еще более упростить задачу, воспользовавшись таким тривиальным и на первый взгляд совершенно не йогичным предметом, как обыкновенная чайная ложка. Интересен тот факт, что наиболее прогрессивно мыслящие из истинных йогинов именно так и поступают.
С помощью чайной ложки мы тщательно соскребаем с языка желтовато-белесый налет, обращая особое внимание на очищение корня языка. После того как налет удален, тщательно прополаскиваем рот водой не слишком холодной, но и не горячей.
Теперь настал черед зубов. Самый простой из йогических способов очищения зубов выглядит следующим образом.
Мы набираем чайную ложку без верха мелко размолотой морской соли (на худой конец подойдет и растертая каменная поваренная (Только не “Экстра” - соль должна быть нерафинированной)) и кладем ее под язык. Некоторое время ждем. Постепенно рот наполняется слюной. Как следует перемешиваем во рту слюну с солью и с помощью языка протираем получившимся рассолом зубы - очень тщательно и со всех сторон. Слюны становится еще больше. Прополаскиваем рот слюной, стараясь как можно полнее растворить в ней остатки соли. Если добиться полного растворения соли не удается, набираем в рот немного воды, смешиваем ее с крутым “слюнным рассолом” и еще раз тщательно прополаскиваем рот, чтобы все-таки окончательно растворить всю соль. Иначе следующее наше действие будет чревато весьма неприятными ощущениями, поскольку нерастворенными частицами соли мы можем поцарапать себе десны. Впрочем, приятной не назовешь и всю эту процедуру в целом, зато потом... Тем не менее зачем усложнять себе и без того не слишком легкую жизнь борца за новое качество осознания?.. Так что давайте же растворим всю соль без остатка. А после этого указательным и средним пальцами правой руки будем аккуратно массировать десны от основания к зубам, втирая в них “водно-слюнный рассол”.
Тщательно промассировав всю верхнюю и всю нижнюю десну снаружи и изнутри, еще раз как следует прополаскиваем рот рассолом и с наслаждением выплевываем его вон. После чего несколько раз прополаскиваем рот водой приятной температуры. Мне кажется, что в данном случае термин “приятная” как нельзя лучше подходит для характеристики температуры воды, которой надлежит пользоваться. А то, какое количество градусов по Цельсию или Фаренгейту этой приятности надлежит в себе содержать, пусть каждый решит для себя сам. В конце концов, ведь не слепое следование предписаниям превращает обычного человека в йогина... Для осуществления такого самопреобразования нам с неизбежностью приходится предпринимать “йогические” действия не только в тренировке, но и на бытовом уровне. Так пусть же принятие на себя всей полноты ответственности за то, водой какой температуры мы будем прополаскивать поутру рот, станет одним из наших решительных шагов в направлении обретения осознанного контроля над жизненной ситуацией.
Итак, после того, как ротовая полость очищена, наступает очередь носоглотки. Вообще-то очищение и внутренняя тренировка носоглотки в йоге представляет собой достаточно замысловатый ритуал, однако на уровне нулевого цикла мы ограничиваемся лишь промыванием носоглотки водой.
Настоящий “дикий” йогин, обитающий где-нибудь в пещере высоко в горах, поступает очень просто. Он подходит к горному ручью, зачерпывает пригоршню ледяной воды и носом втягивает ее в ротовую полость, после чего выплевывает. Зачерпывает еще одну пригоршню и, немного склонив голову набок, втягивает воду одной ноздрей. Выплевывает. Следующую пригоршню воды он втягивает другой ноздрей. Выплевывает. Затем набирает воду в рот, наклоняется вперед- так, чтобы голова его оказалась обращенной макушкой вниз,- и с закрытым ртом выплевывает воду, выдувая ее сквозь ноздри. И, наконец, еще два-три раза набирает по пригоршне ледяной воды, выпивает ее носом и выплевывает изо рта, как делал в самом начале.
“Дикий” йогин, который обитает на берегу океана, проделывает вышеописанную процедуру точно так же, с той лишь разницей, что вода, которую он использует, черпается из океана. Она может быть не столь холодной, как вода горного ручья, но этот ее недостаток вполне компенсируется очень высокой соленостью.
И в том, и в другом случае ощущения, порождаемые процедурой промывания носоглотки в соответствии с вышеописанной методикой, напоминают атомный взрыв внутри черепа. Причиной тому в первом случае является низкая температура воды и отсутствие в ней минеральных солей, а во втором, наоборот, ее чрезмерная соленость.
Безусловно, психоэнергетический эффект мгновенного тотального пробуждения на грани спонтанного просветления, обусловленный “ударной” стимуляцией нервных окончаний, которыми столь богата слизистая оболочка носоглотки, стоит тех жестоких ощущений, которые йогин испытывает на стадии освоения этой “дикой” техники. Однако “дикий” йогин - он на то и “дикий”, чтобы брать на себя всю полноту ответственности за каждый свой шаг на этой земле. И если вдруг доспехи его безупречности в какой-то миг дают трещину и он заболевает из-за недостаточной несгибаемости намерения и возникающего как следствие несоответствия жесткости практических методов уровню личной силы, то понимает, что винить в этом ему, кроме самого себя, некого и что выпутываться из сложившейся ситуации ему тоже придется самостоятельно.
На основании сказанного выше я не стал бы рекомендовать “нашим” начинающим сразу браться за освоение “диких” методов промывания носоглотки, традиционно известного как джала-нэти - “водное очищение носа”. Учитывая привычный нам образ жизни цивилизованного (в большей или меньшей степени) человека и столь свойственную нам склонность потакать своим слабостям, это было бы роковой ошибкой. К сожалению, мне известен не один случай, когда подобные ошибки приводили к возникновению у начинающих “цивилизованных” йогинов достаточно серьезных воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных полостей, от которых им впоследствии не удавалось избавиться на протяжении многих лет. Поэтому я предлагаю на уровне нулевого цикла подойти к изучению практики джала-нэти с несколько иной стороны и не пытаться промывать носоглотку холодной водой прямо из-под крана, а тем более - из открытых водоемов. А что? Цивилизованному йогину - цивилизованные практики!
Итак, для промывания носоглотки нам потребуется какая-нибудь посудина с носиком. Например, заварочный чайник. Конечно же, в нем не должно быть позавчерашней заварки, и он должен быть тщательно вымыт. Емкость чайника - один-два стакана. Диаметр кончика носика - такой, чтобы мы могли свободно вставлять его в ноздрю и из нее вынимать и чтобы нос наш при этом не превращался в бесформенную сизую картофелину. Наполняем чайник водой, температура которой приблизительно равна температуре тела. Солим воду морской солью, но не слишком сильно. Размешиваем соль. В итоге соленость воды в нашем чайнике должна стать примерно равной солености крови или слезы.
Слегка наклонившись над ванной или раковиной (или присев на корточки над тазом, расстояние между ступнями приблизительно соответствует ширине плеч - это классический вариант), вставляем носик наполненного теплой подсоленной водой чайника в левую ноздрю. Наклоняя чайник и склоняя голову вправо, добиваемся такого их взаимного положения, при котором вода из чайника свободно вливается в левую ноздрю, протекает сквозь носоглотку и вытекает из правой ноздри. В течение нескольких секунд сохраняем это положение, следя за тем, чтобы вода текла сквозь носоглотку ровно непрерывной струей. Затем прекращаем лить воду и вынимаем носик чайника из левой ноздри. Повторяем процедуру, вставив носик чайника в правую ноздрю и склонив голову влево. Длительность процедуры в обоих направлениях должна быть одной и той же, а количество воды, протекшей слева направо и справа налево, - примерно одинаковым. Можно повторить всю процедуру несколько раз - пока запас воды в чайнике не будет исчерпан.
Закончив промывание, наклоняемся вперед до тех пор, пока голова не перевернется макушкой вниз. Вдыхаем и с медленным выдохом через нос выпрямляемся, возвращаясь в положение стоя. При этом из носа будет выливаться вода, которая могла задержаться в придаточных полостях. Повторяем наклон и подъем с выдохом три-четыре раза. Возможно, поначалу попытки полностью избавиться от всего остаточного объема воды окажутся не совсем удачными, и вода будет выливаться позже. Поэтому лучше, если между промыванием носоглотки и выходом “в люди” - на работу или, скажем, на утреннюю прогулку, в нашем распорядке будет присутствовать некоторый объем тренировочной практики асан, в процессе которой из носа вытечет вся оставшаяся там после промывания вода. Иначе может выйти конфуз. Дело в том, что остаточная вода имеет тенденцию выливаться из носа в как нельзя более подходящие моменты времени - например, в самый ответственный и напряженный миг утреннего общения с начальником на тему того, кто кому сколько платит, за что и вообще, кто здесь в действительности есть who и... или как раз тогда, когда протягиваешь чашку кофе замечательной девушке, с которой познакомился только позавчера и вот сегодня как бы случайно встретил утром в кафе и... Ну, и так далее...
Повторив процедуру удаления из носоглотки и придаточных полостей остаточной воды еще три-четыре раза, считаем, что промывание носоглотки прошло успешно.
Опыт показывает, что промывание с помощью чайника является наиболее безопасным и “мягким” методом приучения организма к этой гигиенической процедуре. Другие способы, например втягивание воды из чашки через край, чреваты попаданием значительно большего ее количества в придаточные полости носа и лобные пазухи, что может в конечном итоге привести к возникновению застойных явлений и воспалительных процессов.
Вместо чайника можно было бы воспользоваться специальным приспособлением, которое носит нехитрое название “neti-pot” - “кувшин для нэти”. По своей сути neti-pot - тот же чайник, носику которого придается форма, особо удобная для введения его в ноздрю. Проблема, связанная с использованием neti-pot, - одна-единственная: в странах СНГ сей предмет пока не производится.
Постепенно, по мере того как организм привыкает к практике промывания носоглотки, можно пользоваться все более и более прохладной водой. Однако в любом случае в течение первого года практики я не рекомендую использовать воду, температура которой ниже двадцати пяти градусов по шкале Цельсия. Обычно более жесткие методы промывания носоглотки вводятся в практику на уровне Круга Воды, а техники ее внутреннего массажа - не ранее, чем в Круге Огня.
Описанный выше вариант джала-нэти - промывания носоглотки - относится к разряду гигиенических практик. Тому, кто страдает какими-либо заболеваниями органов дыхания, носоглотки и придаточных полостей носа, пользоваться данной процедурой в таком виде не следует, поскольку это может привести к дополнительным осложнениям. Такие люди должны начинать освоение промывания носа с терапевтического варианта этой процедуры. Для него берется очень теплая - почти горячая - вода: температура ее должна быть около сорока-сорока двух градусов по Цельсию. Это способствует отделению слизи и лучше вымывает гной. Очень важно, однако, не перестараться - слишком горячая вода обжигает слизистые. Кроме морской соли, при терапевтической практике джала-нэти в воду добавляют также четверть чайной ложки обычной пищевой соды и ОДНУ-ДВЕ КАПЛИ пятипроцентного спиртового раствора йода на полтора стакана воды. При добавлении йода желательно не превышать указанную дозировку - чрезмерное количество йода в воде может привести к химическим ожогам носоглотки.
Корректная настойчивая практика терапевтического варианта джала-нэти в сочетании с практикой последовательностей асан во многих случаях позволяет в течение нескольких месяцев избавиться даже от очень застарелых хронических воспалительных процессов - гайморитов, тонзиллитов и т. п.
Практика как терапевтического, так и гигиенического промывания носоглотки в сочетании с практикой последовательностей асан оказывает исключительно благотворное воздействие на глаза, а также способствует очищению черепа от “тонкой” слизи, скопления которой являются существенной помехой для свободной циркуляции многих потоков энергетического тела.
Покончив с промыванием носоглотки, обливаем водой все тело. Температура воды должна быть такой, чтобы обливание приносило нам только приятные ощущения. Будет вода горячей, теплой, прохладной, холодной или ледяной - каждый пусть решает для себя сам. Важно, чтобы мы не терпели обливание, сцепив зубы, а получали от него удовольствие. Лично я не думаю, что для утреннего обливания имеет смысл пользоваться ледяной или даже просто холодной водой. Приятно прохладная, теплая или горячая вода будет куда целесообразнее. Между прочим, по своему закаливающему действию обливание очень горячей водой в ряде случаев превосходит холодные обливания. И не имеет свойственных последнему побочных эффектов, которые иногда проявляются с задержкой в несколько месяцев или даже лет и приводят к очень серьезным хроническим заболеваниям. Разумеется, обливаясь горячей водой, желательно проявлять известную умеренность и по возможности не лить себе на голову крутой кипяток. Последовательность обливания тела водой такова: кисти рук - голова и лицо - грудь и живот - передние поверхности ног - задние поверхности ног - спина и плечи - руки и подмышечные впадины - голова и лицо. Лучше всего, если есть возможность принять душ. Если нет - тогда приходится удовлетворяться кружкой и тазиком. Долго стоять под душем поутру не следует. Вся процедура обливания должна занимать максимум десять минут.
Закончив обливание, не вытираемся, а руками энергично растираем все тело, смахивая с него капли воды. После этого полотенцем вытираем голову. Тело остается влажным. Прямо на влажное тело надеваем хлопчатобумажный спортивный костюм - это лучшее, что можно придумать в наших условиях.
Наш следующий шаг - умывание.
Но прежде, чем его предпринять, целесообразно “раскачать” энергетические потоки в “тонком” теле посредством движений глазами, а затем выполнить массаж лба, цель которого - удаление “тонкой” слизи, препятствующей развитию способности видеть энергетические структуры. Кроме того, скопления “тонкой” слизи в области лобной “открытости третьего глаза” вызывают нарушения циркуляции энергии на довольно-таки критическом участке малого небесного круга (микрокосмической орбиты) - в области соединения восходящего и нисходящего полуколец. А это, в свою очередь, неизбежно становится причиной значительных нарушений распределения потоков Силы в энергетической структуре в целом и приводит к серьезным функциональным расстройствам на уровне органического тела, то есть к болезням (См. “Хатха-Йога-Прадипика”).
“Раскачка” потоков с помощью движений глаз осуществляется следующим образом.
Принимаем основную стойку (ПС-1). Делаем полный выдох. Закрываем глаза. Вдыхаем, задерживаем дыхание в паузе после вдоха и пытаемся вытянуть шею, внутренним движением устремив макушку головы прямехонько в утренний зенит. Продолжаем вытягивание и опускаем подбородок вниз, плотно прижимая его к подъяремной впадине. Шея при этом вытягивается еще больше. Положение головы, при котором подбородок прижат к подъяремной впадине или к верхушке грудины, а задняя поверхность шеи ДО ПРЕДЕЛА РАСТЯНУТА, называется “шейным замком” - джаландхара-бандхой.
Здесь я считаю необходимым напомнить о том, что в течение всей практики язык удерживается в положении воздушного языкового замыкания. Почему именно здесь- это Вы сами почувствуете, выполнив упражнение по “глазной энергетической раскачке” до конца.
Задержка дыхания продолжается. По-прежнему вытягивая шею вверх, медленным плавным движением запрокидываем голову назад. Голова запрокидывается НЕ ДО ПРЕДЕЛА, поскольку при предельном запрокидывании сохранять шею вытянутой будет невозможно. Тем не менее желательно, чтобы наше лицо оказалось в итоге обращенным вверх. Положение запрокинутой назад головы, при котором шея вытянута, а лицо обращено вертикально вверх, называется “мостовым замком” - сету-бандхой. Медленно выдыхаем, до предела сводя глаза к переносице и одновременно закатывая их вверх. Мы словно стараемся заглянуть в макушку собственного черепа изнутри головы. Открываем сохраняющие положение предельного сведения к середине и вверх глаза. С медленным вдохом опускаем голову в нормальное положение. Глаза остаются до предела сведенными к середине и вверх.
Начиная с этого места- дыхание произвольное. Мы просто перестаем обращать на него внимание, сосредоточившись на ощущениях в теле, которые будут сопутствовать движениям глаз. Зоны, заслуживающие особо пристального внимания,- задняя часть головы, шея, плечи, верхняя часть спины и ноги. Именно здесь генерируемые движениями глаз ощущения движения энергетических потоков могут проявиться наиболее явственно. Напоминаю- глаза открыты.
Медленно опускаем до предела сведенные к середине глаза сверху вниз- также до предела. Таким же медленным движением вновь поднимаем их вверх. Повторяем движение вниз-вверх и обратно три-четыре раза, следя за волной некоего ощущения, которая прокатывается вдоль тела, с небольшим запаздыванием следуя за движениями глаз. Для того чтобы это ощущение было наиболее явственным, сведение глаз должно быть предельным, точно так же, как и амплитуда их перемещения в обоих направлениях.
После вертикальных движений переходим к горизонтальным.
Прежде всего опускаем глаза к середине и на несколько секунд расслабляем их, спокойно созерцая какой-нибудь очень удаленный объект. Лучше всего в данном случае смотреть на восходящее солнце. Затем отводим глаза до предела вправо. Медленно переводим их справа налево, заканчивая таким же предельным отведением взгляда влево. Медленно возвращаем глаза направо. Повторяем движение глазами справа налево и обратно еще три-четыре раза, внимательно отслеживая волну некоего ощущения, которая прокатывается поперек тела, с некоторым запаздыванием следуя за движением глаз.
Следующий элемент- вращение глазами.
Закончив выполнение горизонтальных движений, возвращаем глаза к середине и расслабляемся, в течение нескольких секунд созерцая какой-нибудь очень удаленный объект- точно так же, как мы это делали после вертикальных глазных пассов.
Затем отводим взгляд до предела вниз. Начинаем вращать глазами, обводя взглядом самую периферию поля зрения: снизу направо- справа вверх- сверху налево- слева вниз. Не останавливаясь ни в одной точке, выполняем четыре-пять круговых глазных пассов, внимательно наблюдая за волной некоего ощущения, которая прокатывается по телу, обходя его по кругу вслед за движением глаз. Вполне вероятно, что мы заметим- это ощущение существует не только в самом органическом теле, но и в некоторой области пространства, его окружающей.
Окончив вращать глазами против часовой стрелки, возвращаем их к середине и отдыхаем, в течение нескольких секунд созерцая все тот же удаленный объект.
После чего выполняем вращение по часовой стрелке - такое же количество точно таких же круговых пассов.
Расслабляем глаза еще раз и видим- удаленный объект находится на прежнем месте. Закрываем глаза.
На этом последовательность глазных пассов заканчивается.
Следующее наше действие- удаление “тонкой” слизи с зоны “открытости третьего глаза”. Делается это очень просто: мы всего-навсего быстро достаточно интенсивно растираем лоб основанием правой ладони. Сперва – 15-20 круговых массажных движений против часовой стрелки, затем- столько же по часовой стрелке.
За растиранием лба следует водный массаж глаз и умывание лица. И вот здесь нам понадобится как можно более холодная вода. Набираем немного воды в рот, наклоняемся и начинаем плескать холодной водой в лицо и широко открытые глаза, зачерпывая ее полными пригоршнями. Продолжаем выполнять эту процедуру до тех пор, пока вода во рту не нагреется почти до температуры тела. При этом следим за тем, чтобы вода, которой мы умываемся, попадала не только в глаза, но и на все лицо, в особенности- на лоб. Если температура воды достаточно низкая, в области лба возникает характерное ощущение “ломоты”. Мы, разумеется, не пугаемся этого ощущения, поскольку оно с неизбежностью сопутствует нормальной реакции лицевых мышц на очень холодную воду.
Почувствовав, что вода во рту нагрелась практически до температуры тела, прекращаем процедуру, выплевываем воду изо рта и интенсивно растираем лицо мягким сухим полотенцем, предпочтительно- махровым.
На этом последовательность утренних гигиенических действий - “водные процедуры” - в основном можно считать законченной. С их помощью мы как бы “открыли заслонку”. Согласитесь, очищение топки и разжигание в ней огня при закрытой заслонке- великое искусство, доступное лишь избранным “печных дел мастерам”. Если же заслонка открыта - что может быть проще? Единственное, что нам осталось,- это выпить стакан прохладной (но не холодной воды), после чего вполне можно приступать собственно к “очищению топки и разжиганию огня”.
Итак, выпиваем стакан прохладной, но ни в коем случае не холодной воды. Как уже говорилось, в практике йоги не принято пить ледяную воду. Кроме того, мы не забываем также о том, что пить воду “залпом” - не лучшее, что можно придумать. Поэтому свой утренний стакан мы принимаем неторопливо и размеренно. И, конечно же, ничего в эту воду не добавляем, равно как и не заменяем ее никакой другой жидкостью. Ибо, в случае, когда сказано “выпить стакан воды”, речь, безусловно, идет о выпивании именно одного стакана именно воды - чистой, прозрачной и ни с чем не смешанной.
После того как вода выпита, выполняем цикл пустого брюшного замка лежа на спине.
Для этого расстилаем подстилку или коврик (о том, каким должен быть тренировочный коврик, речь пойдет ниже- в разделе, посвященном практике основных последовательностей Движения Силы), ложимся на спину и секунд пятнадцать-двадцать лежим, свободно вытянувшись и расслабив все тело.
Цикл брюшного замка в нулевом цикле выполняется только в “пустом” варианте, который представляет собой определенную последовательность манипуляций диафрагмальной мышцей и мышцами передней стенки живота, выполняемых во время задержки дыхания после полного выдоха. Традиционное название этой последовательности - “агни-сара-дхаути” - “очищение внутренним огнем”. Ее также называют “циклом втягивания живота” или “циклом уддияна-бандхи”. На уровне нулевого цикла эта последовательность практикуется в упрощенном виде. Однако в данном случае речь идет лишь о незначительных упрощениях, в отличие от многих других техник, которые в нулевом цикле представлены лишь в “зародышевом” варианте. Дело в том, что, будучи одной из ключевых техник энергетического контроля, цикл брюшного замка тем не менее относится к категории очень простых практик, не требующих особой психоэнергетической подготовки и высокого уровня тренированности. Поэтому в окончательном виде он вводится в практику уже на уровне Круга Земли.
Главным элементом “пустого” цикла является пустой брюшной замок - фиксированное пустое втягивание живота на задержке дыхания после выдоха, или пустая уддияна-бандха.
Делаем вдох. Медленно выдыхаем. Выдох здесь - максимальный акцентированный. Это означает, что в самом его конце мы с силой выдавливаем из легких весь воздух, стараясь избавиться даже от остаточного его объема, который обычно никогда не выдыхается. Выдохнув, задерживаем дыхание. Медленно втягиваем живот. Это осуществляется за счет глубокого восходящего движения диафрагмальной мышцы и полного расслабления мускулатуры передней стенки живота. Поднимая диафрагму, мы создаем разрежение в брюшной полости, и сила атмосферного давления вдавливает живот, прижимая(Психоэнергетическое действие брюшного замка подробно рассматривается в “Третьем открытии Силы”, где приведена также соответствующая подборка выдержек из классических трактатов - “Хатха-Йога-Прадипики”, “Гхеранда-Самхиты” и “Шива-Самхиты”). Ощутив необходимость сделать вдох, “снимаем” брюшной замок и вдыхаем.
Чтобы “снять” брюшной замок, нужно сначала расслабить диафрагму и только после этого делать вдох.
Задержка дыхания в практике брюшного замка осуществляется именно по типу задержки, а не дыхательной паузы, то есть за счет перекрывания голосовой щели. Если мы откроем голосовую щель до того, как расслабим диафрагму и “отпустим” живот, вдох получится “ударным” - резким, жестким и непроизвольным. В общем это, конечно, не смертельно, однако создает нежелательное напряжение и очень сильно ослабляет психоэнергетическое действие пустого брюшного замка. Чтобы этого не было, необходимо тщательно соблюдать “правильную” последовательность действий:
· выполняем предельно полный выдох;
· задерживаем дыхание после выдоха, перекрыв голосовую щель;
· восходящим движением диафрагмы при расслабленной мускулатуре брюшной стенки до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику;
· фиксируем это положение;
· ждем появления позыва на вдох;
· когда позыв на вдох появляется, расслабляем диафрагму и “отпускаем” брюшную стенку;
· затем открываем голосовую щель;
· неторопливо выполняем спокойный плавный вдох.
Кроме собственно пустого втягивания живота в пустой цикл брюшного замка входит также динамическое упражнение, которое носит название “пустая брюшная помпа” или “бахья агни-сара-дхаути” - “пустое очищение внутренним огнем”.
Пустая брюшная помпа представляет собой достаточно быстрое чередование восходящих и нисходящих движений диафрагмы на задержке дыхания после выдоха. Сначала мы полностью выдыхаем- точно так же, как делали это при выполнении фиксированного пустого брюшного замка. Затем втягиваем живот. Но теперь мы не фиксируем верхнее положение диафрагмы, при котором живот до предела втянут. Вместо этого мы плавно, но достаточно быстро расслабляем диафрагму, едва втягивание живота достигнет максимальной глубины, и, не вдыхая и не открывая голосовую щель, толкаем диафрагму вниз, до предела выпячивая живот. Как только выпячивание живота достигнет предельной глубины(Говоря о “глубине” движения, я имею в виду его качество, а не механический характер. Поэтому направление движения и его траектория здесь значения не имеют. Выпячивание живота может быть таким же “глубоким”, как и втягивание), плавно, но также достаточно быстро расслабляем диафрагму и вновь поднимаем ее, до предела втягивая живот. Продолжаем чередовать предельное втягивание и предельное выпячивание живота столько, на сколько хватит задержки дыхания. Ощутив острую потребность сделать вдох, последний раз втягиваем живот, расслабляем диафрагму и плавно вдыхаем- точно так же, как делали это при выполнении пустого брюшного замка.
Наиболее частой ошибкой, которую допускают при освоении и практике пустой брюшной помпы, является слишком большая частота втягиваний-выпячиваний живота. В результате брюшная помпа превращается в бессмысленное “полоскание”, утрачивая при этом девяносто процентов своей энергетической эффективности. Главным критерием правильности практики здесь, точно так же, как в Движении Силы, является глубина движений, их энергетическая насыщенность. Безусловно, желательно выполнять брюшную помпу в как можно более высоком темпе, но ни в коем случае не в ущерб глубине движений. И втягивание, и выпячивание живота в этом упражнении должны быть предельными.
Общая последовательность действий при практике брюшной помпы такова:
· полностью выдыхаем, стараясь удалить из легких даже остаточный объем воздуха;
· задерживаем дыхание, перекрыв голосовую щель;
· достаточно быстро, но плавно до предела втягиваем живот;
· достаточно быстро, но плавно до предела выпячиваем живот;
· достаточно быстро, но плавно до предела втягиваем живот;
· достаточно быстро, но плавно до предела выпячиваем живот;
· продолжаем чередовать быстрое предельно глубокое втягивание живота с таким же быстрым предельно глубоким его выпячиванием до тех пор, пока потребность сделать вдох не станет настолько острой, что не будет возможности дольше задерживать дыхание;
· последний раз втягиваем живот;
· расслабляем диафрагму и “отпускаем” брюшную стенку;
· открываем голосовую щель и неторопливо, плавно вдыхаем.
Вдох здесь, так же как в брюшном замке, должен быть тихим и спокойным. Это - очень существенный момент. Бурный вдох означает, что мы “передержали” дыхательную паузу, а это - ошибка. Нужно стараться каждый раз найти некоторую “компромиссную” длительность задержки: быстро отыскать компромисс между острой потребностью сделать вдох и возможностью вдохнуть плавно, спокойно, без шума и без рывков. Плавный спокойный вдох в брюшном замке и брюшной помпе является скорее действием воли, чем чисто физиологическим актом.
Изучать и осваивать фиксированное втягивание живота и брюшную помпу лучше всего в положении лежа на спине, поскольку в этом случае они практикуются изолированно - без “сопутствующих элементов”, необходимых при практике этих техник стоя и сидя.
В целом цикл пустого брюшного замка в положении лежа на спине, практикуемый в нулевом цикле ОМНИО-ТТ, выглядит следующим образом:
· фиксированное пустое втягивание живота- пустой брюшной замок;
· два-три свободных медленных вдоха-выдоха для восстановления дыхания; брюшная помпа;
· два-три свободных медленных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· фиксированное пустое втягивание живота- пустой брюшной замок;
· два-три свободных медленных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
Практикуется вся эта последовательность дважды - в двух положениях: лежа в “позе бабочки”(Такое название этой асаны ввела в широкое употребление Кали Рэй) и просто лежа с вытянутыми ногами.
Чтобы принять позу бабочки, подтягиваем пятки к копчику и разводим колени в стороны, сложив стопы вместе. Расслабляем ноги. Для более жесткой фиксации этого положения можно попытаться захватить себя руками за лодыжки. Некоторым это удастся, кое-кто дотянуться до лодыжек не сумеет. Но это не так уж важно. Если не удается ухватить себя за лодыжки, как показано на фото ПС-4, можно просто свободно положить руки вдоль туловища, сложить из под головой или на животе, прикрыв ладонями пупок. У мужчин правая кисть поверх левой, у женщин - наоборот. В данном случае имеет значение лишь то, что ноги должны быть расслаблены, стопы плотно сложены вместе, а промежность и область паха - максимально “раскрыты”.
Приняв позу бабочки, выполняем цикл пустого брюшного замка:
· глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание; до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-4);
· фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания; ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· делаем полный выдох;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· втягиваем живот до предела, прижимая пупок к позвоночнику (фото ПС-4);
· выпячиваем живот до предела (фото ПС-5);
· повторяем чередование втягивания-выпячивания до тех пор, пока не возникнет острая потребность сделать вдох;
· ощутив острую потребность сделать вдох, в последний раз втягиваем живот, затем расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· делаем полный выдох;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-4);
· фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания; ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
· Вытягиваем ноги. Руки- вдоль туловища либо сложены под головой или на животе. Весь цикл с самого начала в положении лежа на спине с вытянутыми ногами:
· глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-6);
· фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания; ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· делаем полный выдох;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· втягиваем живот до предела, прижимая пупок к позвоночнику (фото ПС-6);
· выпячиваем живот до предела (фото ПС-7);
· повторяем чередование втягивания-выпячивания до тех пор, пока не возникнет острая потребность сделать вдох;
· ощутив острую потребность сделать вдох, в последний раз втягиваем живот, затем расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· делаем полный выдох;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-6);
· фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания;
· ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
В начале освоения цикла пустого брюшного замка он практикуется по одному разу в каждом из положений. По мере повышения уровня тренированности можно постепенно увеличивать количество повторений, за три-четыре месяца доведя его до трех-четырех в каждом из положений. В практике нулевого цикла этого будет более чем достаточно.
По окончании выполнения цикла брюшного замка отдыхаем в течение одной-полутора минут, после чего поднимаемся в положение сидя и спокойно встаем. Завершается практика “разжигания огня” выполнением цикла брюшного замка в положении стоя.
Практика цикла брюшного замка в положении стоя отличается от практики брюшного замка в положении лежа на спине тем, что здесь при выполнении фиксированного брюшного замка должны выполняться также корневой замок и шейный замок. Они нужны для того, чтобы предотвратить утечку энергии, которая возможна вследствие резкого выброса ее в систему из центра сексуальной силы- основного хранилища свободной энергии в энергетическом теле. Брюшной замок, выполняемый при вертикальном положении позвоночника, генерирует мощный поток энергии, направленный от центра сексуальной силы в основании туловища к голове. Шейный замок не дает потоку этой энергии покинуть тело сквозь “открытости” поля верхнего света, перенаправляя его вниз. Корневой замок, во-первых, дает начальный импульс восходящему потоку, который затем “подхватывается” брюшным замком, и во-вторых, не позволяет перенаправленному шейным замком потоку покинуть тело сквозь промежностную открытость - “врата жизни и смерти”. Он перенаправляет поток вверх вдоль центральной оси тела, благодаря чему энергия этого потока сосредоточивается в центре Силы огня- в области пупка.
С шейным замком мы уже знакомы. Его выполнение заключается в прижатии подбородка к подъяремной выемке при предельном растягивании задней поверхности шеи.
Корневой замок - мула-бандха - состоит в мощном сокращении сфинктера мочевого пузыря, мышц тазового дна и промежности, анального сфинктера и мышц нижней части передней брюшной стенки. Мы как бы стараемся жестким внутренним движением “выжать” содержимое внутритазового объема вверх. Порядок сокращения мышц - именно такой, как указано выше. Сначала мы напрягаем сфинктер мочевого пузыря, затем напряжение как бы распространяется назад, последовательно захватывая мышцы промежности, тазового дна и анальный сфинктер. А после того, как туловище “запечатано” снизу, мы жестко сдавливаем внутритазовое пространство, прижимая к позвоночнику низ передней стенки живота. В результате возникает мощный восходящий поток энергии.
Одновременная фиксация брюшного, корневого и шейного замка называется “тройным замком”. Его традиционные названия - “трибандха” или “бандха-трайя”.
При выполнении брюшной помпы мы наклоняемся вперед до горизонтального положения туловища, поэтому корневой и шейный замки здесь не нужны.
Весь цикл брюшного замка в положении стоя выполняется в основной стойке со ступнями на расстоянии, немного превышающем ширину плеч. (Это - второй - “открытый” - вариант основной стойки. Первый - “закрытый” - представлен, как Вы, вероятно, уже поняли, на фото ПС-1. “Открытые” параллельные или симметричные стойки отличаются от закрытых тем, что в них “врата жизни и смерти” - самая нижняя точка промежности- открыты восходящему потоку Силы Земли. В “закрытых” стойках “врата” закрыты благодаря положению ног. Более подробно на характеристиках открытых и закрытых стоек, равно как и на характеристиках производных упражнений при изложении практик нулевого цикла останавливаться нецелесообразно. Я сделаю это в одной из последующих книг, посвященных Семи Кругам Восхождения. Дело в том, что там без подробной характеристики исходных положений обойтись не удастся: в Семи Кругах принцип “открытости” и “закрытости” шести основных исходных положений- шести “точек исходного равновесия” - положен в основу организационной структуры всего технологического алгоритма - “Магического кристалла Движения Силы”.)
В полном виде цикл брюшного замка в положении стоя на уровне нулевого цикла омнио-тренинг-технологии выглядит следующим образом:
· глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха; одновременно с выдохом выполняем корневой замок;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· “подхватывая” восходящий поток, возникший в результате выполнения корневого замка, до предела втягиваем живот, стараемся прижать пупок к позвоночнику;
· еще жестче фиксируем корневой замок, сообщая восходящему потоку дополнительный импульс;
· прежде чем восходящий поток достигает шеи, выполняем шейный замок;
· фиксируем корневой, брюшной и шейный замки на столько, на сколько хватит задержки дыхания;
· ощутив острую потребность сделать вдох, поднимаем голову, “снимая” шейный замок, расслабляем мышцы низа туловища, “снимая” корневой замок, расслабляем диафрагму и “отпускаем” брюшную стенку, “снимая” брюшной замок, после чего открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· делаем полный выдох, одновременно наклоняясь вперед до горизонтального положения туловища; для устойчивости упираемся ладонями в бедра над коленями;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· втягиваем живот до предела, прижимая пупок к позвоночнику;
· выпячиваем живот до предела;
· повторяем чередование втягивания-выпячивания до тех пор, пока не возникнет острая потребность сделать вдох;
· ощутив острую потребность сделать вдох, в последний раз втягиваем живот, затем расслабляем диафрагму, “отпускаем” брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
· глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха;
· одновременно с выдохом выполняем корневой замок;
· перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
· “подхватывая” восходящий поток, возникший в результате выполнения корневого замка, до предела втягиваем живот, стараемся прижать пупок к позвоночнику;
· еще жестче фиксируем корневой замок, сообщая восходящему потоку дополнительный импульс;
· прежде чем восходящий поток достигает шеи, выполняем шейный замок;
· фиксируем корневой, брюшной и шейный замки на столько, на сколько хватит задержки дыхания;
· ощутив острую потребность сделать вдох, поднимаем голову, “снимая” шейный замок, расслабляем мышцы низа туловища, “снимая” корневой замок, расслабляем диафрагму и “отпускаем” брюшную стенку, “снимая” брюшной замок, после чего открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем, возвращаясь в положение открытой основной стойки;
· выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
В самом начале освоения ограничиваемся одним циклом. По мере повышения уровня тренированности доводим количество повторений до трех-четырех через три-четыре месяца.