IV ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия
– У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните ее, подчеркнув свой ответ.
АНКЕТА
1. На уроке я работал (активно/пассивно).
2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).
3. Урок для меня показался (коротким/длинным).
4. За урок я (не устал/устал).
5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже).
6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).
7. Домашнее задание мне кажется (легким/трудным).
Дополнительное задание. Учитель читает предложения. Одни семиклассники (1-й и 2-й уровень) записывают из них слова с не, указывают, к какой части речи они относятся; другие (3-й уровень) составляют схемы предложений или записывают предложения по памяти.
1. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках (оврагах) соловьи, не пахнет цветами, но степь еще прекрасна и полна жизни.
2. Полная женщина уставилась на Ивана, как бы не веря и не понимая, потом вся вспыхнула и всплеснула руками.
3. Невидный соловей, да слышный.
4. Чудесное в лесу всегда происходит незаметно, без чужого глаза.
5. Кроту падать некуда.
6. Нетерпение жгло и мучило его.
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7-М КЛАССЕ
Урок «Не с разными частями речи» – это урок – повторение изученного в 5–7-х классах о написании не с разными частями речи. Первый урок-закрепление в конце года.
В основу урока положен коммуникативно-деятельностный подход.
На I этапе – определение темы и постановка задач – использовались такие методы: эвристический (какова будет тема урока?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.
Коллективная форма работы позволяла держать в поле зрения весь класс и активизировать деятельность всех учеников. Таблица и алгоритм развивали аналитическое мышление, умение отбирать нужную информацию, обобщать.Кроме того, работа с таблицей дала возможность отработать речевые умения учащихся.
На II этапе – практическая работа – использовались элементы проектной деятельности, развивалось критическое мышление через чтение и анализ. На этом же этапе развивались коммуникативные умения (на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа»), диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволила организовать сотрудничество семиклассников, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогла проверить лингвистическую компетенцию учащихся (умение распознавать языковые единицы), совершенствовать речевые умения. Задания повышенной сложности – уровни 2, 3 – развивали творческие возможности учеников, проверяли способность применять знания в нестандартной речевой ситуации.
Материал подбирался с учетом уровня подготовки каждой группы, предполагал творческий подход к заданиям любого уровня и способность продвижения от одного уровня к другому.
На III этапе – защита проектов – можно было увидеть уровень сформированности орфографических умений, осознанность и прочность полученных знаний, совершенствовалась речевая деятельность учеников, развивалось логическое мышление (объясните свой выбор).
На этапе рефлексии ученики давали самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.
Домашнее задание носит дифференцированный характер.
Роль учителя на уроке – консультант.
Урок показал, что ученики знают правила написания не с разными частями речи и могут их применять на практике, могут устно анализировать языковые единицы, извлекать необходимую информацию из текстов и заданий.
Урок продемонстрировал высокий уровень активности всех учеников класса.
МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Оргмомент | Эвристический метод | Анализ языковых единиц | Логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, формулировать тему и задачи |
Повторение теории | Наглядный метод, использование алгоритма и таблиц | Актуализация опорных знаний, систематизация и обобщение | Репродуктивная деятельность учащихся, установление причинно-следственных связей, развитие речевых умений, умений систематизировать, обобщать, слушать |
Практическая деятельность | Элементы проектной деятельности, дифференцированный подход, включение каждого участника в деятельность по достижению общей цели | Групповая творческая работа, практическая направленность с целью развития аналитических способностей | Коммуникативные умения, диалоговая форма общения в группе, развитие критического мышления через чтение и анализ, самопознания. Развитие лингвистической компетенции |
Защита проекта | Наглядность, словесные формы | Умение публично выступать, доказательно излагать свои мысли, отработка речевых умений | |
Подведение итогов | Аналитический метод | Умение оценивать результаты своей деятельности | |
Рефлексия | Умение самостоятельно оценивать результаты своей работы и работы в группе |