Организация ремонтного хозяйства
Ремонтное хозяйство - совокупность общезаводских и цеховых подразделений, предназначенных для поддержания оборудования предприятия в исправном состоянии. Функции, структура, количественный состав различных подразделений ремонтного хозяйства изменяются в зависимости от масштабов и состава ремонтных работ, специфических особенностей предприятия.
Главная задача ремонтного хозяйства - поддержание оборудования в состоянии постоянной эксплуатационной готовности путем организации ухода, обслуживания и ремонта при минимальных затратах на ремонт, уход и надзор при максимальном сокращении простоев оборудования.
Система непредупредительного обслуживания - предполагает дежурное обслуживание, при котором вмешательство в ход производственного процесса осуществляется по мере возникновения отклонений от его заданных характеристик или от нормальных условий его протекания. Она выполняется с целью предотвращения возникновения возможных отклонений. Наиболее распространенной разновидностью предупредительной системы обслуживания является система планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР).
Системой ППР оборудования называется совокупность запланированных организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за оборудованием, его обслуживанию и ремонту. Сущность этой системы ППР заключается в том, что профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов (капитальный, текущий) проводятся по заранее составленному графику после отработки каждой машиной определенного количества часов. Система ППР включает: техническое обслуживание, текущий, средний, капитальный ремонты оборудования.
Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования (при использовании, хранении, транспортировке). ТО заключается в устранении мелких неисправностей, осмотрах состояния узлов, деталей, смене масел, регулировке отдельных механизмов.
Текущий ремонт (ТР) - вид ремонта, при котором производится замена и восстановление изношенных деталей и узлов оборудования и регулирование механизмов. ТР проводится только при эксплуатации оборудования.
Средний ремонт (СР) - частичная разборка агрегата, капитальный ремонт отдельных узлов и механизмов, замена изношенных деталей, сборка, регулирование и испытание под нагрузкой (в машиностроении от среднего ремонта отказались).
Капитальный ремонт (КР) предусматривает полную разборку оборудования, ремонт и замену изношенных деталей и узлов, включая базовую деталь (станина, рама), сборку, регулировку и испытание станка под нагрузкой.
Система ППР широко применяется в промышленности и базируется на точно установленных нормативах. Нормативы дифференцируются по группам оборудования.
Ремонтный цикл (Тц.р) - промежуток времени между моментом ввода оборудования в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом или между двумя последовательно выполненными капитальными ремонтами, или между последним капитальным ремонтом и моментом вывода оборудования из эксплуатации. Межремонтный период(tм.р) - промежуток времени работы оборудования между двумя ближайшими плановыми ремонтами. Межосмотровый период (tт.о) - промежуток времени между осмотром и ремонтом.
Для определения потребности в рабочих и оборудовании при выполнении плановых ремонтов установлены нормы времени на 1 ремонтную единицу по видам ремонтных работ, нормы времени простоя оборудования в ремонте, нормы расхода материальных ресурсов.
Плановые ремонты делятся по сложности и объему на малый, средний и капитальный. Они выполняются специалистами ремонтно-механического и электропаросилового цехов, малый и средний ремонты проводятся в нерабочее время (в резервную смену, выходные и праздничные дни). На время капитального ремонтов станки отключаются, а их рабочее время исключается из плановой нагрузки. Сроки проведения ремонтов согласовываются с начальниками тех производственных подразделений, где эксплуатируются эти станки.
К основным формам организации ремонта относятся:
· централизованная - все виды ремонта, а иногда и техобслуживания производит ремонтно-механический цех (РМЦ);
· децентрализованная - все виды ремонтных работ выполняются силами цеховых ремонтных баз (ЦРБ);
· смешанная - наиболее трудоемкие работы (капитальный ремонт, модернизация оборудования и т.д.) производит РМЦ (иногда и другие организации), а менее трудоемкие выполняются в ЦРБ.
С увеличением доли сложного, прецизионного и автоматического оборудования на предприятиях происходит переход от децентрализованной формы организации ремонта к смешанной форме.
К прогрессивным методам проведения ремонта относят:
· узловой - во время ремонта отдельные узлы агрегата заменяются запасными (оборотными);
· последовательно - узловой - узлы агрегата ремонтируются не одновременно, а последовательно, во время перерывов в работе (в нерабочее время).
Эти методы позволяют уменьшить до минимума простои оборудования.
Путями повышения эффективности ремонтного хозяйства является система регламентированного (регламентного) обслуживания. Система регламентированного обслуживания - организованная на основе регламента обслуживания совокупность технических, организационных и экономических мероприятий, предназначенных для обеспечения наибольшей эффективности обслуживания с учетом возможных изменений состояния объекта обслуживания и условий производства. Регламент обслуживания - программа планово-предупредительного воздействия на обслуживаемый объект. Системой регламентированного обслуживания предусматривается три вида работ: регламентные, текущие (устанавливаются в зависимости от фактического состояния объекта обслуживания) и экстренные работы.